Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад
материал
Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ландыш» города
Балашова Саратовской области»
Районное методическое объединение
ДОКЛАД
Тема:« Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ»
Музыкальный руководитель
О.Ю.Кардашевская
г.Балашов – 2021г.
Организация (системы и формы) работы
по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
(слайд 2)
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Начиная с сентября 2021г. все дошкольные образовательные учреждения, и наше в том числе, начали реализацию программы воспитания, в которой уделяется внимание формированию духовно нравственных ценностей детей. Это не случайно. Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
(слайд 3)
Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях, что нашло отражение в базовых федеральных и региональных документах:
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р)
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- «Программа развития воспитания в Саратовской области на 2021–2025 годы» (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 22.06.2021г, №1039)
Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
(слайд 4)
Программа воспитания содержит следующие направления, в рамках реализации которых осуществляется работа по духовно-нравственному воспитанию:
Развитие основ нравственной культуры
Задача:
Развивать у ребенка
- Нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности
и заботы. - Представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, прощении.
- Основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.
- Нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим.
Формирование семейных ценностей
Задача:
Развивать у ребенка
- Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях.
- Уважение к своей семье, фамилии, роду.
- Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье.
- Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным обязанностям.
Формирование основ гражданской идентичности
Задача:
Развивать у ребенка
- Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация
- Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
- Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение
к правам и обязанностям человека. - Уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения.
- Уважение к защитникам Родины.
- Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
Формирование основ межэтнического взаимодействия (Воспитание уважения к людям других национальностей)
Задача:
Развивать у ребенка
- Умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения.
- Представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
- Интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей.
- Уважение к культурным и языковым различиям.
Формирование основ социокультурных ценностей(Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
Задача:
Развивать у ребенка
- Представления о душевной и физической красоте человека.
- Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества
- Интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
- Интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью.
- Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении.
(слайд 5)
Целью нашей работы является:
Создание в ДОУ необходимых условий для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят следующие задачи:
- Сохранить духовно-нравственное здоровье детей.
- Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
- Формировать представления об исторических событиях, традициях, культуре.
- Воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям.
(слайд 6)
Наше ДОУ реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе программы дошкольного образования«От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2015 год , частью программы является рабочая программа воспитания.
(слайд 7)
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этой программе, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
(слайд 8)
Остановимся на музыкальном развитии, формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников средствами музыки.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка.
(слайд 9
Как музыкальный руководитель, под духовно-нравственным воспитанием подразумеваю процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности к различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
(автор Марина Швалова)
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и другому человеку через музыку формировать отношение к окружющему миру на основе общечеловеческих духовных ценностей.
(слайд 10)
На решение задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во время проведения музыкальных занятий: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения.
(слайд 11)
Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.
В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии: соответствие ООП, художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:
- их содержание должно быть представлено яркими образами;
- музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;
Согласно этим требованиям музыкальный репертуар для слушания музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и репертуар для детей старшего дошкольного возраста имеет ряд отличительных особенностей.
Так, для детей 2-5 лет выбираются произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным опытом. Как правило, это короткие песенки и народный фольклор со знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка, кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т.д.
Примеры для слушания музыки: (дошкольный возраст 3-4 года)
«Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой
В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров.
Пример для слушания музыки: (дошкольный возраст 5-6 лет)
«Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьев.)
Так как слушание музыки является для детей условно пассивным видом деятельности, направленные не на двигательную активность, а на привлечение психических процессов, то и основные методы и приемы должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, метод художественного анализа, иллюстрации, картинки, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, инсценирование, пластическое интонирование, имитационные движения и др.
(слайд 12)
Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях, в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара для исполнения песен, игр, танцев, коллективного музицирования.
С помощью него в рамках духовно-нравственного воспитания детей знакомят:
- с традициями русского народа и укладом их жизни,
- с народным фольклором,
- с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников;
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений.
Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.
На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.
Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.
(слайд 13)
Приведу некоторые примеры мероприятий из программы, которые обозначены в календарном плане воспитательной работы и проводятся в нашем ДОУ, в подготовке и реализации которых непосредственное участие принимает музыкальный руководитель (хотелось бы уточнить, что все эти мероприятия, реализовывались нами и ранее, сейчас они систематизированы в рамках календарного плана по реализации рабочей программы воспитания), мероприятия запланированы в соответствии с календарным планом воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы разработан в соответствии с примерным календарным планом воспитательной работы, утвержденным распоряжением № Р-196 от 23.08.2021г. Министерства просвещения РФ, с учетом образовательных потребностей воспитанников, мнения педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.
Я не буду говорить об утренниках, которые проводятся во всех детских садах в соответствии с образовательной программой, остановлюсь на тех, которые являются традиционными для нашего учреждения:
- «Любимым бабушкам и дедушкам» Праздничный марафон поздравлений ко Дню пожилого человека
( участники дети групп дошкольного возраста с 3х до 7 лет)
(слайд 14)
- Лучшая мама на свете (утренники, посвященные дню матери в России)( участники дети групп дошкольного возраста с 2х до 7 лет)
(слайд 15)
- Всероссийская акция «Мы-граждане России» (ко Дню конституции РФ и ко дню России)
( участники дети групп дошкольного возраста с 5 до 7 лет)
(слайд 16)
- Фольклорный праздник «Колядки»
( участники дети групп дошкольного возраста с 5 до 7 лет)
(слайд 17)
- Спортивно-музыкальные праздники и развлечения, посвященные Дню защиты детей (участники дети групп дошкольного возраста с 2х до 7 лет)
(слайд 18)
Праздник с элементами фольклора «На Руси играли дети» (фотоматериал, с мастер-класса для педагогов по организации праздника) (слайд 19)
- Всероссийская экологическая акция «День Земли»
- День флага России и др. (слайд 20)
Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный.
К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны отвечать требованиям к выбору репертуара - быть высокохудожественными по содержанию, доступными для восприятия и исполнения, с другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на праздниках - создание радостного эмоционального настроя и настроения, праздничной атмосферы, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.
Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности, праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при участии и путем личного примера всего педагогического коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы работы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Статья для педагогов...
Доклад Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы доу)
В докладе отражена роль педагога в процессе духовно-нравственного просвещения обучающегося: проблемы, опыт, перспективы....
Презентация Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы Доу
Презентация к докладу . В презентации отражена работа по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы. В презентации показана работа родителей с детьми. Нами был орган...
Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...
Доклад "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"
Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности. Для того, чтоб...
Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"
Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...