Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад
материал

Кардашевская Ольга Юрьевна

Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш» города

Балашова Саратовской области»

Районное методическое объединение

ДОКЛАД

Тема:« Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ»

                                                                                  Музыкальный руководитель

О.Ю.Кардашевская

г.Балашов – 2021г.


Организация  (системы и формы) работы

по    духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

(слайд 2)

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества.  Без этого он засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Начиная с сентября 2021г. все дошкольные образовательные учреждения, и наше в том числе, начали реализацию программы воспитания, в которой  уделяется внимание формированию  духовно нравственных ценностей детей.  Это не случайно.  Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

(слайд 3)

Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях, что нашло отражение в базовых федеральных и региональных документах:

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 2945-р)

  • Федеральный  закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

  • «Программа развития воспитания в Саратовской области на 2021–2025 годы» (утверждена приказом министерства образования Саратовской области от 22.06.2021г, №1039)

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.


 (слайд 4)

Программа воспитания содержит следующие направления, в рамках реализации которых осуществляется работа по духовно-нравственному воспитанию:

Развитие основ нравственной культуры

Задача:

Развивать у ребенка

  • Нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности
    и заботы.
  • Представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, прощении.
  • Основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.
  • Нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим.

Формирование семейных ценностей

Задача:

Развивать у ребенка

  • Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях.
  • Уважение к своей семье, фамилии, роду.
  • Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье.
  • Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным обязанностям.

Формирование основ гражданской идентичности

Задача:

Развивать у ребенка

  • Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация
  • Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
  • Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение
    к правам и обязанностям человека.
  • Уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения.
  • Уважение к защитникам Родины.
  • Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,

Формирование основ межэтнического взаимодействия (Воспитание уважения к людям других национальностей)

Задача:

Развивать у ребенка

  • Умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения.
  • Представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
  • Интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей.
  • Уважение к культурным и языковым различиям.

Формирование основ социокультурных ценностей(Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)

Задача:

Развивать у ребенка

  • Представления о душевной и физической красоте человека.
  • Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества
  • Интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
  • Интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью.
  • Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении.

(слайд 5)

Целью нашей работы является:

Создание  в ДОУ необходимых условий для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят  следующие задачи:

  1. Сохранить духовно-нравственное здоровье детей.
  2. Приобщать  детей  к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  3. Формировать представления об исторических событиях,  традициях,  культуре.
  4. Воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям.

(слайд 6)

 Наше ДОУ реализует Основную общеобразовательную  программу дошкольного образования, разработанную  на основе программы дошкольного образования«От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.      Комаровой, М.А. Васильевой,  Москва, 2015 год , частью программы является рабочая программа воспитания.

(слайд 7)

Основные положения по духовно-нравственному  воспитанию детей, содержащиеся в этой программе, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

(слайд 8)

Остановимся на музыкальном развитии, формировании  духовно-нравственных ценностей у  дошкольников средствами музыки.

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка.

(слайд 9

Как музыкальный  руководитель, под духовно-нравственным воспитанием подразумеваю процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности к  различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

(автор Марина Швалова)

Нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и другому человеку  через музыку формировать отношение к окружющему миру  на основе общечеловеческих духовных ценностей.

(слайд 10)

На решение задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во время проведения музыкальных занятий: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения.

(слайд 11)

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии: соответствие ООП, художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

  • их содержание должно быть представлено яркими образами;
  • музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

Согласно этим требованиям музыкальный репертуар для слушания музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и репертуар для детей старшего дошкольного возраста имеет ряд отличительных особенностей.

Так, для детей 2-5 лет выбираются произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным опытом. Как правило, это короткие песенки и народный фольклор со знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка, кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т.д. 

Примеры для слушания музыки: (дошкольный возраст 3-4 года)

«Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой;  «Медведь», муз. Е. Тиличеевой

В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров.

Пример для слушания музыки: (дошкольный возраст 5-6  лет)

«Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьев.)

Так как слушание музыки является для детей условно пассивным видом деятельности, направленные не на двигательную активность, а на привлечение психических процессов, то и основные методы и приемы должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, метод художественного анализа, иллюстрации, картинки, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, инсценирование, пластическое интонирование, имитационные движения и др.

(слайд 12)

Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях,  в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара для исполнения песен, игр, танцев, коллективного музицирования.

С помощью него в рамках духовно-нравственного воспитания детей знакомят:

  • с традициями русского народа и укладом их жизни,
  • с народным фольклором,
  • с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников;

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений.

Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.

 На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.  

Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.

(слайд 13)

Приведу некоторые примеры мероприятий  из программы, которые обозначены в календарном  плане воспитательной  работы и проводятся в нашем ДОУ, в подготовке и реализации которых непосредственное участие принимает музыкальный руководитель (хотелось бы уточнить, что все эти мероприятия, реализовывались нами и ранее, сейчас они систематизированы в рамках календарного плана по реализации рабочей программы воспитания), мероприятия запланированы в соответствии с календарным  планом воспитательной работы.

Календарный  план  воспитательной работы разработан  в соответствии с  примерным календарным планом  воспитательной работы, утвержденным  распоряжением № Р-196 от 23.08.2021г. Министерства просвещения РФ, с учетом образовательных потребностей воспитанников,  мнения педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.

Я не буду говорить об утренниках, которые проводятся во всех детских садах  в соответствии с образовательной программой, остановлюсь на тех, которые являются традиционными для нашего учреждения:

  • «Любимым бабушкам и дедушкам» Праздничный марафон поздравлений ко Дню пожилого человека

 ( участники дети групп дошкольного возраста с 3х до 7 лет)

(слайд 14)

  • Лучшая мама на свете (утренники, посвященные дню матери в России)( участники дети групп дошкольного возраста с 2х до 7 лет)

(слайд 15)

  • Всероссийская акция «Мы-граждане России» (ко Дню конституции РФ и ко дню России)

( участники дети групп дошкольного возраста с 5 до 7 лет)

(слайд 16)

  • Фольклорный праздник «Колядки»

( участники дети групп дошкольного возраста с 5 до 7 лет)

(слайд 17)

  • Спортивно-музыкальные праздники и развлечения, посвященные Дню защиты детей (участники дети групп дошкольного возраста с 2х до 7 лет)

(слайд 18)

Праздник с элементами фольклора «На Руси играли дети» (фотоматериал,  с мастер-класса для педагогов по организации праздника) (слайд 19)

  • Всероссийская экологическая акция «День Земли»  
  • День флага России и др. (слайд 20)

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный.

К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны отвечать требованиям к выбору репертуара - быть высокохудожественными по содержанию, доступными для восприятия и исполнения,  с другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на праздниках -  создание радостного эмоционального настроя и настроения, праздничной атмосферы, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.

Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности,  праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при  участии и путем личного примера всего педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы доу)

В докладе отражена роль педагога в процессе духовно-нравственного просвещения обучающегося: проблемы, опыт, перспективы....

Презентация Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы Доу

Презентация к докладу . В презентации отражена работа по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы. В презентации  показана работа родителей с детьми.  Нами был орган...

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса  - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...

Доклад "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности.  Для того, чтоб...

Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...