Использование ИКТ в образовании дошкольников
статья по теме

 

Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt._parsapina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в образовании дошкольников

Парсапина Наталья Николаевна, воспитатель высшей категории, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 99 (МБДОУ д/с№99 г.Таганрог)

Аннотация

Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения.

На сегодняшний день многообразие информационных технологий значительно расширяют возможности родителей, специалистов и педагогов дошкольного воспитания в сфере обучения детей. Современный компьютер позволяет наиболее успешно и полно реализовать способности ребенка на стадии раннего развития.  Обычные технические средства позволяют только насытить ребенка готовыми, многократно отработанными знаниями, а информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию интеллекта ребенка, выявлению его творческих способностей, и, что наиболее актуально для раннего детства, получение новых знаний самостоятельным путем.

Способность современного компьютера выводить информацию одновременно  в текстовом виде, графическим изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию с огромной скоростью, дает широкую возможность специалистам ДОУ создавать и применять на практике новейшие средства деятельности, которые в корне отличаются от существующих игрушек и игр.  Все это говорит о том, что внедрение  информационных технологий в систему дошкольного воспитания – неотъемлемый аспект.

Проведение практических занятий в дошкольных учреждениях с использованием современных информационных технологий показывает, что при данной методике интерес детей к занятиям значительно возрастает. Это также способствует эффективному повышению уровня познавательных возможностей.

Когда на практике педагоги используют непривычные приемы объяснения и закрепления знаний, тем более, если это происходит в игровой манере, это способствует повышению непроизвольного внимания дошкольников и развивается произвольное внимание.  Возможности современного компьютера позволяют педагогам в несколько раз увеличить объем преподаваемого материала. Есть еще один немаловажный факт, который действует в пользу ИКТ – дошкольник должен повторять один и тот же материал многократно, причем большое значение имеет различие форм подачи материала, что с помощью компьютера сделать наиболее легко.

Помимо занятий в дошкольных учреждениях, компьютерные игры способствуют закреплению новоприобретенных знаний, также компьютерные игры рекомендуется использовать при проведении индивидуальных занятий.

В современном мире практически невозможно стоять на месте вне зависимости от  того хотим мы этого или нет, но одно уже можно сказать с уверенностью – ИКТ прочно вошел в нашу современную жизнь, в частности в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.  Из всего этого можно сделать вывод: творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны вникать и изучать все возможности внедрения и использования, современных ИКТ в свою практическую преподавательскую деятельность.

В своей педагогической деятельности я стараюсь активно осваивать и внедрять ИКТ.

 Одним из направлений использования ИКТ является оформление документации в электронном формате: перспективные планы работы, календарные планы, диагностические карты развития детей, сведения о родителях и др.

Следующее направление это конечно работа с детьми. Есть электронные диски с готовым материалом, но мне интересней работать с материалом придуманным и составленным самостоятельно. Я уже создала такую копилку с развивающими играми: «Найди четвертый лишний», «Отведи детеныша к маме», «Какая следующая картинка?», «Разгадай ребус», «Вставь букву» и многие другие. Имея большую картотеку игр, мне очень легко осуществлять дифференцированный подход к детям, как на занятиях, так и при индивидуальной работе с ними. Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные мною при помощи программы Microsoft Power Point.  Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, вы только листаете слайды. Предлагаемая мной информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности. Они с увлечением выполняют предложенные в презентациях игровые задания. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Каждый ребенок может выполнять предлагаемые в презентациях задания в своем темпе. Ведь компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

 При использовании развивающих и обучающих компьютерных игр достигаются следующие результаты:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в             пространстве;

-  тренируются внимание и память (зрительная, слуховая, образная, ассоциативная);

- дети раньше овладевают чтением и письмом;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и рук;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным компонентом при подготовке детей к школе.

Работа с родителями еще одно из больших направлений моей деятельности. В группе имеется телевизор и DVD, с помощью которых традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания, круглые столы, беседы, а также совместные досуги и праздники, приобретают инновационную форму, становятся интереснее. Родители с огромным удовольствием посещают такие мероприятия, что делает их наиболее эффективными.  Ведь, благодаря ИКТ, они могут «приоткрыть занавес» и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время пока находится в детском саду (открытые занятия, праздники, прогулки, самостоятельные игры).

Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка,  мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в экологическом образовании дошкольников.

Здесь я рассматриваю основные типы игр,  их характеристику, значение и их роль в экологических занятиях с дошкольниками....

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

Использование проектного метода в олимпийском образовании дошкольников

Олимпийские игры вошли в историю человечества как  международное спортивное мероприятие. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стат...

Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...