Использование интернет – технологий для оптимизации работы по экологическому образованию дошкольников путем создания интерактивного блога «ЧУДЕСА РЯДОМ»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Переяслова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад №232»

Ул. Бульварное кольцо, 8, Краснодар, 350089, т/факс (861)261-72-77

e-mail: detsad232@kubannet.ru; сайт: ds232.centerstart.ru

 Использование интернет – технологий для оптимизации работы

по экологическому образованию дошкольников путем создания интерактивного блога

 «ЧУДЕСА РЯДОМ»

Автор проекта: Переяслова Татьяна Владимировна, воспитатель.

2016 г.

Обоснование актуальности проекта.

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения, повышения экологической грамотности и культуры людей, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды.

Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов.

Николаева С.Н. рассматривает проблему экологического воспитания в 2 направлениях:

-       Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
-       Развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

По результатам педагогической диагностики, проведенной воспитателями нашего детского сада в начале года были выявлены низкие показатели экологической осведомленности детей, особенно в умении объяснить взаимосвязь процессов живой и неживой природы, восприятии растительных объектов как среды обитания для живых организмов.

Одно из очевидных преимуществ специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому образованию и использованию интерактивной экологической карты - это, прежде всего, доступность. Современные педагоги все активней осваивают ИКТ-технологии, имеют доступ к интернет-ресурсам, владеют интерактивными методами обучения.  Поэтому материал по экологическому образованию в таком виде будет удобен в использовании, экономичен и, следовательно, востребован.

Цель проекта.

Оптимизация работы по формированию у детей предпосылок и основ экологического мироощущения, первичных представлений о природном многообразии и элементарных экологических представлений о региональных природных особенностях посредством создания  и использования специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому образованию дошкольников «Чудеса рядом»

Задачи, решаемые в рамках проекта.

Образовательная. Знакомство с объектами живой и неживой природы, имеющимися на территории дошкольной организации, их взаимосвязями и условиями существования.

Развивающая. Развитие экологического мироощущения, познавательного интереса и действенного отношения дошкольников к окружающей природе.

Воспитательная. Формирование ценностных отношений - развитие основ экологического мировоззрения, нравственности, уважительного отношения к природе своей  Родины.

Основное содержание проекта (концепция, методика, технологии).

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных  психолого-педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева и др.).

В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания – осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни.

 Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, реализуемый согласно ФГОС ДО, также рассматривает ближайшее окружение, в котором живут дети, как основу для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Ближайшей природной средой, находящейся в сфере деятельности педагога и его воспитанников, является территория дошкольной организации.

         При планировании и организации  непосредственных наблюдений  в природе, опытов и экспериментов, а также реализации экологических педагогических проектов поискового и познавательного характера, связанных с природными объектами территории ДОО,  удобно использовать экологическую карту территории ДОУ. На такой карте  располагаются все растения, имеющиеся на территории, а также запланированы так называемые Арт-ЭКОобъекты, представляющие собой художественно-оформленные и творчески обыгранные экологические объекты, созданные для активизации у дошкольников познавательной активности к процессу их изучения. Экологическая карта территории ДОУ была отрисована мной в программе   Microsoft PowerPoint на слайде размером 1м.х1.10 с топографическим анализом растительного мира территории дошкольного учреждения, по полученному изображению  изначально был изготовлен и установлен уличный стенд – экологический путеводитель по территории дошкольного учреждения.

Следует отметить, что территория нашего дошкольного учреждения обладает необычайно богатым растительным миром: на ней произрастает более 34 наименований крупных деревьев и кустарников разных пород и видов.

Проблема доступности экологической карты была решена после создания блога «Чудеса рядом» на платформе blogger.com. Так появилась интерактивная экологическая карта территории нашего дошкольного учреждения, обеспечивающая возможность обратиться к ней в любой необходимый момент каждому педагогу. Для этого достаточно иметь доступ в интернет. При использовании специализированного образовательного веб-ресурс по экологическому воспитанию дошкольников http://detipriroda.blogspot.ru  перед воспитателем наглядно раскрывается как территория всего учреждения, так и территория участка конкретной группы со своими особенностями природного мира: растительности и объектами обитания живых организмов. Панель управления блога и интерактивный плакат  на главной его странице значительно сокращают время поиска необходимого информационного и дидактического материала, что облегчает подготовку педагога к проведению мероприятий с детьми по экологическому воспитанию дошкольников. 

        В то же время, карта позволяет воспитателю не ограничиваясь содержанием, относящимся к возрастной группе его воспитанников и ее участку, свободно изучать экологическое окружение соседних участков и даже отдаленных уголков территории дошкольной организации, что дает возможность эффективней и интересней осуществлять целевые прогулки по территории, знакомить детей с самыми яркими и сезонно актуальными объектами природы.  Кнопки, визуально обозначенные на карте в виде черных кружков, рядом с названием экологических объектов и Арт-ЭКОобъектов, позволяют мгновенно перейти на страницу с  необходимой справочной и дидактической информацией о них.

В результате получилась интерактивная экологическая карта - методический ресурс, которая  в интеграции с блогом призвана обеспечить педагога разноплановой информацией о растительных объектах, как о  самостоятельных экологических составляющих, так и как о зоне обитания живых организмов. На страницах блога по интерактивным ссылкам можно рассмотреть фотографии растений, узнать в каких местах территории учреждения  растет данный вид, в какое время года цветет, плодоносит и выглядит особенно ярко, какую пользу приносит людям, какие сказки, загадки, пословицы связаны с этим растением, в какие дидактические игры и упражнения можно поиграть с детьми в процессе его познания.

В ходе реализации проекта используются современные педагогические технологии: 

- технология личностно-ориентированного подхода к ребенку осуществляется в предоставлении ребенку возможности самостоятельного выбора объекта исследования, а также в использовании недирективных методов обучения и воспитания;

-  здоровьесберегающие технологии реализуются в расположении области познания на открытом свежем воздухе, что активно благоприятствует всеобщему оздоровлению детей, к тому же информация о полезных свойствах растительных объектов формирует представления детей о ЗОЖ;

- информационно-коммуникационные технологии  осуществляются в процессе обмена информацией в цепочках Ребенок-Взрослый, Взрослый-Ребенок при непосредственной работе с интерактивной картой в онлайн-режиме, а также при использовании в работе цифровых ресурсов;

- игровые технологии активно используются на разных этапах познавательного процесса с целью решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, причем игра является основным средством обучения.

Педагогическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями воспитанников, которым также доступна интерактивная экологическая карта.

Универсального алгоритма работы по знакомству дошкольников с объектами природы окружающей территории с помощью интерактивной экологической карты, как такового, не существует. Современный педагог способен самостоятельно творчески осмыслить, продумать изложенный в блоге справочный и дидактический материал и разработать собственные сценарии и конспекты, ориентируясь на актуальность материала для его конкретных воспитанников и опираясь на их потребности и интересы, обеспечивая тем самым наибольшую эффективность экологической работы. Но предлагаемый материал отвечает целевой и  содержательной частям экологического воспитания детей дошкольного возраста, принципам дидактики, а также целевым ориентирам ФГОС ДО.

Для начинающих и неопытных педагогов есть разработанные готовые конспекты, сценарии  и подборки материала. Используется как авторский, так и заимствованный материал с ссылкой на авторов.

В качестве методов работы с детьми по экологическому воспитанию воспитателями активно используются целевые прогулки в природу, наблюдения в природе, игровые проблемные ситуации, сюжетно-ролевые и дидактические экологические игры, труд в Арт-ЭКОобъектах природы, опытная, экспериментальная, поисковая деятельность, беседы с детьми на экологические темы, сбор коллекций семян, камней, оформление гербария, экологические досуги и праздники на свежем воздухе. Особое значение имеет сама экологическая развивающая среда как средство обучения, воспитания.

В решении педагогических задач используются различные игровые приемы, чтение сказок на свежем воздухе, работа со схемами-подсказками, дидактическими карточками и мнемо-таблицами, художественно-творческая деятельность детей, оформление результатов познавательно-исследовательской деятельности в альбомы для продолжения работы в условиях групповой комнаты. Работа в помещении детского сада является продолжением и дополнением экологического воспитания детей и включает в себя просмотр фильмов о природе, создание книг – самоделок, чтение детской художественной литературы, работа с календарями природы, дневниками наблюдений, изобразительная деятельность по экологической тематике, а также рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе и др.

Основные этапы и сроки реализации проекта.

Срок реализации проекта: август 2015 г. – июнь 2017 г.

1 этап – организационно-подготовительный (август 2015 - декабрь 2015г.);

2 этап – созидательный – (январь 2016 г.  –  май 2017 г.);

3 этап – практический, аналитико-обобщающий (июнь 2017 г.).

Механизмы реализации проекта. Порядок действий

1 этап – организационно-подготовительный (август 2015 - декабрь 2015г.):

- Изучение и анализ расположения природных объектов территории дошкольной организации.

- Анкетирование воспитателей по вопросам ландшафтного дизайна, оформления территории их прогулочного участка в соответствии с его природным миром. Продумывание Арт-ЭКОобъектов территории.

- Презентация экологической карты на вводном педагогическом совете. Обсуждение полученного результата.

-  Создание экологической карты детского сада и оформление с ее изображением стенда-путеводителя  по территории дошкольного учреждения (предварительная работа с семьей).

- Обогащение предметно-пространственной развивающей среды путем осуществления совместной художественно-творческой деятельности воспитателя, детей и родителей; подбор наглядного и игрового дидактического материала, художественной и познавательной литературы, видеоматериалов и цифровых ресурсов.

- Создание и оформление блога на платформе blogger.com. с включением средств интерактивности при помощи сервиса Thinglink.

- Презентация блога «Чудеса рядом» как интерактивной модели экологического воспитания дошкольников для педагогов города Краснодара в рамках городских семинаров.

2 этап –созидательный – (январь 2016 г.  –  май 2017 г.):

- Оформление блога как Специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому воспитанию дошкольников: разработка разделов, подразделов, наполнения содержанием страниц блога, размещение полезных для посетителей сообщений, размещение справочного и дидактического материала;

- Популяризация блога среди пользователей интернет, педагогического сообщества, улучшение качества работы блога и его рейтинговых показателей, участие блога в тематических конкурсах и освещение его работы педагогических мероприятиях;

- Наполнение блога авторскими материалами, разработанными автором блога и педагогами дошкольной организации;

- Разработка и реализация маршрутного экологического направления по возрастным категориям дошкольников с учетом практического опыта воспитателей;

- Привлечение родителей к реализации проекта: составление плана взаимодействия по экологическому воспитанию;

- Разработка примерного перспективного планирования по ознакомлению дошкольников с объектами природы по сезонному направлению;

- Разработка и реализация экологических педагогических проектов по ознакомлению с природными объектами дошкольного учреждения.

- Осуществление практических форм работы с дошкольниками и их семьями познавательно-развлекательного характера (тематические и итоговые)

3 этап – практический, аналитико-обобщающий (май - июнь 2017 г.):

- Анализ результативности работы Специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому воспитанию дошкольников «Чудеса рядом»: рейтинг среди пользователей (индекс посещаемости, популярности и комментируемости страниц и сообщений блога, наличие положительных отзывов, опросы педагогов и родителей ДОО  и т.п.)

- Анализ качества методических продуктов (сценарии тематических мероприятий, конспекты организации игровых образовательных ситуаций, исследовательской и опытной деятельности, художественно-творческих продуктов и т.д.)

- Представление результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Осуществление контроля за реализацией проекта.

- Методы исследования: Анализ содержания блога – регулярное пополнение актуальным содержанием, объективные показатели популярности блога – постоянные читатели, посещаемость, комментарии и отзывы; опросы и анкетирование педагогов и родителей ДОО, анализ качества методических продуктов.

- Контроль и анализ результатов реализации проекта  осуществляют заместитель заведующего по воспитательно–методической  работе, старший воспитатель.

- Основной формой отчета является предоставление материалов в соответствии с графиком  реализации проекта (результаты работы, методические материалы  и т.д.)

- Критерии оценки результативности реализации проекта:

▪    Полная и своевременная реализация всех разделов графика реализации       педагогического проекта - специализированного образовательного веб-ресурса.

▪    Оптимизация работы по формированию у детей предпосылок и основ экологического мироощущения, первичных представлений о природном многообразии и элементарных экологических представлений о региональных природных особенностях посредством создания  и использования интерактивной экологической карты ДОО.

Результаты, достигнутые к настоящему времени.

Завершен организационный этап, начата работа по осуществлению созидательного этапа в соответствии с графиком  реализации проекта.

Предполагаемые конечные результаты

результаты – продукты:

-  активно функционирующий, популярный среди педагогов не только МБДОУ «Центр – детский сад № 232», но и педагогического сообщества города Краснодара специализированный образовательный веб-ресурс» по экологическому воспитанию дошкольников «Чудеса рядом»;

- Красочно и содержательно с точки зрения обучающего педагогического процесса оформленное окружающее пространство ДОО (природные объекты, предметы ландшафтного дизайна);

- Картотека экологических игр, конспекты бесед с детьми, сценарии игровых образовательных ситуаций, методический и фотоматериал по итогам проведения тематических экологических развлечений и праздников, конспекты организации интегративных форм деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, продукты художественного творчества (детского и совместного со взрослыми).

Результаты – эффекты:

-       Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков у дошкольников;
-       Развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Обоснование социальной значимости  проекта.

Создание современного  образовательного веб-ресурса «Чудеса рядом»  и его распространение на муниципальном уровне будет способствовать формированию первооснов экологического мышления, сознания дошкольников – воспитанников целевой аудитории, заложению элементов экологической культуры, а педагогу поможет разнообразить  формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивать интересные экологические маршруты с включением разнообразных методов и приемов, ввести в свою практическую деятельность работу с Арт – ЭКОобъектами.

Литература.

  • Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  • Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006.
  • Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа»
  • Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10

Интернет -  ресурсы:

http://doshkolnik.ru/ecologia

http://mprkk.ru

http://www.firo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».

В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....

Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Одно из...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»

Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...

Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников

В статье кратко раскрывается роль инновационных технологий, используемых мною в процессе экологического воспитания дошкольников...

Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников

   Экологическое воспитание – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления, оно повышает уровень сознательности учащихся, развивает у них чув...