Использование интернет – технологий для оптимизации работы по экологическому образованию дошкольников путем создания интерактивного блога «ЧУДЕСА РЯДОМ»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад №232»
Ул. Бульварное кольцо, 8, Краснодар, 350089, т/факс (861)261-72-77
e-mail: detsad232@kubannet.ru; сайт: ds232.centerstart.ru
Использование интернет – технологий для оптимизации работы
по экологическому образованию дошкольников путем создания интерактивного блога
«ЧУДЕСА РЯДОМ»
Автор проекта: Переяслова Татьяна Владимировна, воспитатель.
2016 г.
Обоснование актуальности проекта.
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения, повышения экологической грамотности и культуры людей, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды.
Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов.
Николаева С.Н. рассматривает проблему экологического воспитания в 2 направлениях:
- Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
- Развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
По результатам педагогической диагностики, проведенной воспитателями нашего детского сада в начале года были выявлены низкие показатели экологической осведомленности детей, особенно в умении объяснить взаимосвязь процессов живой и неживой природы, восприятии растительных объектов как среды обитания для живых организмов.
Одно из очевидных преимуществ специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому образованию и использованию интерактивной экологической карты - это, прежде всего, доступность. Современные педагоги все активней осваивают ИКТ-технологии, имеют доступ к интернет-ресурсам, владеют интерактивными методами обучения. Поэтому материал по экологическому образованию в таком виде будет удобен в использовании, экономичен и, следовательно, востребован.
Цель проекта.
Оптимизация работы по формированию у детей предпосылок и основ экологического мироощущения, первичных представлений о природном многообразии и элементарных экологических представлений о региональных природных особенностях посредством создания и использования специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому образованию дошкольников «Чудеса рядом»
Задачи, решаемые в рамках проекта.
Образовательная. Знакомство с объектами живой и неживой природы, имеющимися на территории дошкольной организации, их взаимосвязями и условиями существования.
Развивающая. Развитие экологического мироощущения, познавательного интереса и действенного отношения дошкольников к окружающей природе.
Воспитательная. Формирование ценностных отношений - развитие основ экологического мировоззрения, нравственности, уважительного отношения к природе своей Родины.
Основное содержание проекта (концепция, методика, технологии).
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева и др.).
В процессе дошкольного образования ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания – осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни.
Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, реализуемый согласно ФГОС ДО, также рассматривает ближайшее окружение, в котором живут дети, как основу для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Ближайшей природной средой, находящейся в сфере деятельности педагога и его воспитанников, является территория дошкольной организации.
При планировании и организации непосредственных наблюдений в природе, опытов и экспериментов, а также реализации экологических педагогических проектов поискового и познавательного характера, связанных с природными объектами территории ДОО, удобно использовать экологическую карту территории ДОУ. На такой карте располагаются все растения, имеющиеся на территории, а также запланированы так называемые Арт-ЭКОобъекты, представляющие собой художественно-оформленные и творчески обыгранные экологические объекты, созданные для активизации у дошкольников познавательной активности к процессу их изучения. Экологическая карта территории ДОУ была отрисована мной в программе Microsoft PowerPoint на слайде размером 1м.х1.10 с топографическим анализом растительного мира территории дошкольного учреждения, по полученному изображению изначально был изготовлен и установлен уличный стенд – экологический путеводитель по территории дошкольного учреждения.
Следует отметить, что территория нашего дошкольного учреждения обладает необычайно богатым растительным миром: на ней произрастает более 34 наименований крупных деревьев и кустарников разных пород и видов.
Проблема доступности экологической карты была решена после создания блога «Чудеса рядом» на платформе blogger.com. Так появилась интерактивная экологическая карта территории нашего дошкольного учреждения, обеспечивающая возможность обратиться к ней в любой необходимый момент каждому педагогу. Для этого достаточно иметь доступ в интернет. При использовании специализированного образовательного веб-ресурс по экологическому воспитанию дошкольников http://detipriroda.blogspot.ru перед воспитателем наглядно раскрывается как территория всего учреждения, так и территория участка конкретной группы со своими особенностями природного мира: растительности и объектами обитания живых организмов. Панель управления блога и интерактивный плакат на главной его странице значительно сокращают время поиска необходимого информационного и дидактического материала, что облегчает подготовку педагога к проведению мероприятий с детьми по экологическому воспитанию дошкольников.
В то же время, карта позволяет воспитателю не ограничиваясь содержанием, относящимся к возрастной группе его воспитанников и ее участку, свободно изучать экологическое окружение соседних участков и даже отдаленных уголков территории дошкольной организации, что дает возможность эффективней и интересней осуществлять целевые прогулки по территории, знакомить детей с самыми яркими и сезонно актуальными объектами природы. Кнопки, визуально обозначенные на карте в виде черных кружков, рядом с названием экологических объектов и Арт-ЭКОобъектов, позволяют мгновенно перейти на страницу с необходимой справочной и дидактической информацией о них.
В результате получилась интерактивная экологическая карта - методический ресурс, которая в интеграции с блогом призвана обеспечить педагога разноплановой информацией о растительных объектах, как о самостоятельных экологических составляющих, так и как о зоне обитания живых организмов. На страницах блога по интерактивным ссылкам можно рассмотреть фотографии растений, узнать в каких местах территории учреждения растет данный вид, в какое время года цветет, плодоносит и выглядит особенно ярко, какую пользу приносит людям, какие сказки, загадки, пословицы связаны с этим растением, в какие дидактические игры и упражнения можно поиграть с детьми в процессе его познания.
В ходе реализации проекта используются современные педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода к ребенку осуществляется в предоставлении ребенку возможности самостоятельного выбора объекта исследования, а также в использовании недирективных методов обучения и воспитания;
- здоровьесберегающие технологии реализуются в расположении области познания на открытом свежем воздухе, что активно благоприятствует всеобщему оздоровлению детей, к тому же информация о полезных свойствах растительных объектов формирует представления детей о ЗОЖ;
- информационно-коммуникационные технологии осуществляются в процессе обмена информацией в цепочках Ребенок-Взрослый, Взрослый-Ребенок при непосредственной работе с интерактивной картой в онлайн-режиме, а также при использовании в работе цифровых ресурсов;
- игровые технологии активно используются на разных этапах познавательного процесса с целью решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, причем игра является основным средством обучения.
Педагогическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями воспитанников, которым также доступна интерактивная экологическая карта.
Универсального алгоритма работы по знакомству дошкольников с объектами природы окружающей территории с помощью интерактивной экологической карты, как такового, не существует. Современный педагог способен самостоятельно творчески осмыслить, продумать изложенный в блоге справочный и дидактический материал и разработать собственные сценарии и конспекты, ориентируясь на актуальность материала для его конкретных воспитанников и опираясь на их потребности и интересы, обеспечивая тем самым наибольшую эффективность экологической работы. Но предлагаемый материал отвечает целевой и содержательной частям экологического воспитания детей дошкольного возраста, принципам дидактики, а также целевым ориентирам ФГОС ДО.
Для начинающих и неопытных педагогов есть разработанные готовые конспекты, сценарии и подборки материала. Используется как авторский, так и заимствованный материал с ссылкой на авторов.
В качестве методов работы с детьми по экологическому воспитанию воспитателями активно используются целевые прогулки в природу, наблюдения в природе, игровые проблемные ситуации, сюжетно-ролевые и дидактические экологические игры, труд в Арт-ЭКОобъектах природы, опытная, экспериментальная, поисковая деятельность, беседы с детьми на экологические темы, сбор коллекций семян, камней, оформление гербария, экологические досуги и праздники на свежем воздухе. Особое значение имеет сама экологическая развивающая среда как средство обучения, воспитания.
В решении педагогических задач используются различные игровые приемы, чтение сказок на свежем воздухе, работа со схемами-подсказками, дидактическими карточками и мнемо-таблицами, художественно-творческая деятельность детей, оформление результатов познавательно-исследовательской деятельности в альбомы для продолжения работы в условиях групповой комнаты. Работа в помещении детского сада является продолжением и дополнением экологического воспитания детей и включает в себя просмотр фильмов о природе, создание книг – самоделок, чтение детской художественной литературы, работа с календарями природы, дневниками наблюдений, изобразительная деятельность по экологической тематике, а также рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе и др.
Основные этапы и сроки реализации проекта.
Срок реализации проекта: август 2015 г. – июнь 2017 г.
1 этап – организационно-подготовительный (август 2015 - декабрь 2015г.);
2 этап – созидательный – (январь 2016 г. – май 2017 г.);
3 этап – практический, аналитико-обобщающий (июнь 2017 г.).
Механизмы реализации проекта. Порядок действий
1 этап – организационно-подготовительный (август 2015 - декабрь 2015г.):
- Изучение и анализ расположения природных объектов территории дошкольной организации.
- Анкетирование воспитателей по вопросам ландшафтного дизайна, оформления территории их прогулочного участка в соответствии с его природным миром. Продумывание Арт-ЭКОобъектов территории.
- Презентация экологической карты на вводном педагогическом совете. Обсуждение полученного результата.
- Создание экологической карты детского сада и оформление с ее изображением стенда-путеводителя по территории дошкольного учреждения (предварительная работа с семьей).
- Обогащение предметно-пространственной развивающей среды путем осуществления совместной художественно-творческой деятельности воспитателя, детей и родителей; подбор наглядного и игрового дидактического материала, художественной и познавательной литературы, видеоматериалов и цифровых ресурсов.
- Создание и оформление блога на платформе blogger.com. с включением средств интерактивности при помощи сервиса Thinglink.
- Презентация блога «Чудеса рядом» как интерактивной модели экологического воспитания дошкольников для педагогов города Краснодара в рамках городских семинаров.
2 этап –созидательный – (январь 2016 г. – май 2017 г.):
- Оформление блога как Специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому воспитанию дошкольников: разработка разделов, подразделов, наполнения содержанием страниц блога, размещение полезных для посетителей сообщений, размещение справочного и дидактического материала;
- Популяризация блога среди пользователей интернет, педагогического сообщества, улучшение качества работы блога и его рейтинговых показателей, участие блога в тематических конкурсах и освещение его работы педагогических мероприятиях;
- Наполнение блога авторскими материалами, разработанными автором блога и педагогами дошкольной организации;
- Разработка и реализация маршрутного экологического направления по возрастным категориям дошкольников с учетом практического опыта воспитателей;
- Привлечение родителей к реализации проекта: составление плана взаимодействия по экологическому воспитанию;
- Разработка примерного перспективного планирования по ознакомлению дошкольников с объектами природы по сезонному направлению;
- Разработка и реализация экологических педагогических проектов по ознакомлению с природными объектами дошкольного учреждения.
- Осуществление практических форм работы с дошкольниками и их семьями познавательно-развлекательного характера (тематические и итоговые)
3 этап – практический, аналитико-обобщающий (май - июнь 2017 г.):
- Анализ результативности работы Специализированного образовательного веб-ресурса по экологическому воспитанию дошкольников «Чудеса рядом»: рейтинг среди пользователей (индекс посещаемости, популярности и комментируемости страниц и сообщений блога, наличие положительных отзывов, опросы педагогов и родителей ДОО и т.п.)
- Анализ качества методических продуктов (сценарии тематических мероприятий, конспекты организации игровых образовательных ситуаций, исследовательской и опытной деятельности, художественно-творческих продуктов и т.д.)
- Представление результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.
Осуществление контроля за реализацией проекта.
- Методы исследования: Анализ содержания блога – регулярное пополнение актуальным содержанием, объективные показатели популярности блога – постоянные читатели, посещаемость, комментарии и отзывы; опросы и анкетирование педагогов и родителей ДОО, анализ качества методических продуктов.
- Контроль и анализ результатов реализации проекта осуществляют заместитель заведующего по воспитательно–методической работе, старший воспитатель.
- Основной формой отчета является предоставление материалов в соответствии с графиком реализации проекта (результаты работы, методические материалы и т.д.)
- Критерии оценки результативности реализации проекта:
▪ Полная и своевременная реализация всех разделов графика реализации педагогического проекта - специализированного образовательного веб-ресурса.
▪ Оптимизация работы по формированию у детей предпосылок и основ экологического мироощущения, первичных представлений о природном многообразии и элементарных экологических представлений о региональных природных особенностях посредством создания и использования интерактивной экологической карты ДОО.
Результаты, достигнутые к настоящему времени.
Завершен организационный этап, начата работа по осуществлению созидательного этапа в соответствии с графиком реализации проекта.
Предполагаемые конечные результаты
результаты – продукты:
- активно функционирующий, популярный среди педагогов не только МБДОУ «Центр – детский сад № 232», но и педагогического сообщества города Краснодара специализированный образовательный веб-ресурс» по экологическому воспитанию дошкольников «Чудеса рядом»;
- Красочно и содержательно с точки зрения обучающего педагогического процесса оформленное окружающее пространство ДОО (природные объекты, предметы ландшафтного дизайна);
- Картотека экологических игр, конспекты бесед с детьми, сценарии игровых образовательных ситуаций, методический и фотоматериал по итогам проведения тематических экологических развлечений и праздников, конспекты организации интегративных форм деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, продукты художественного творчества (детского и совместного со взрослыми).
Результаты – эффекты:
- Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков у дошкольников;
- Развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Обоснование социальной значимости проекта.
Создание современного образовательного веб-ресурса «Чудеса рядом» и его распространение на муниципальном уровне будет способствовать формированию первооснов экологического мышления, сознания дошкольников – воспитанников целевой аудитории, заложению элементов экологической культуры, а педагогу поможет разнообразить формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивать интересные экологические маршруты с включением разнообразных методов и приемов, ввести в свою практическую деятельность работу с Арт – ЭКОобъектами.
Литература.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006.
- Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа»
- Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10
Интернет - ресурсы:
http://mprkk.ru
http://www.firo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....
Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Одно из...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»
Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...
Семинар - практикум "Использование ТРИЗ-технологии в экологическом образовании дошкольников"
Семинар - практикум для воспитателей...
Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
В статье кратко раскрывается роль инновационных технологий, используемых мною в процессе экологического воспитания дошкольников...
Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
Экологическое воспитание – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления, оно повышает уровень сознательности учащихся, развивает у них чув...
Презентация "Использование интерактивной доски в процессе экологического образования дошкольников"
презентацию можно использовать для консультации педагогов...