Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру ( группа) на тему
Опыт работы воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 28.16 КБ |
презентация к опыту работы | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Передовой педагогический опыт
«Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом
образовании дошкольников»
Воспитатель: Цуканова Елена Дмитртевна
МДОБУ детский сад № 43 МО Кореновский район
Информация об опыте.
Дошкольный возраст является тем периодом, в течение которого закладываются основы личности человека, его отношения к окружающему его миру, развиваются познавательные интересы.
Экологическое образование дошкольников - это первое звено в системе экологического образования современного человека.
Проблема - реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемно-поисковая ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемно-поисковая ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить этот момент и помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Один из наиболее интересных и увлекательных способов нахождения путей решения проблемных ситуаций - опытно- экспериментальная деятельность дошкольников, в ходе которой дети не только учатся выдвигать собственные гипотезы, наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, но и делать свои маленькие «открытия».
Описание опыта.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, подразумевающую исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, для развития инициативы, любознательности, умения высказывать свою точку зрения и проверять её в ходе наблюдений и практических действий.
Эффективным способом создания мотивации для проведения такой опытно-экспериментальной детской деятельности, а также актуализации знаний экологической направленности, по моему мнению, являются проблемно-поисковые ситуации.
Осознав важность и необходимость мотивации детей для получения ими прочных знаний по экологии, я поставила перед собой следующую цель - повысить мотивацию дошкольников на получение экологических знаний через использование проблемно-поисковых ситуаций.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
- создать картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;
- способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций;
- создать условия для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира.
При создании и решении проблемно-поисковых ситуаций применяла следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же предмет (явление);
- побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- эвристические (наводящие, «ключевые») вопросы;
- организация опытно-экспериментальной деятельности;
- подведение детей к самоанализу и выводам.
Этапы организации поисковой, исследовательской деятельности
1 этап
Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы.
2 этап
Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.
3 этап
Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.
Поставленные перед детьми проблемы должны быть таковыми, чтобы дошкольники не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но смогли бы самостоятельно (или при необходимости с помощью взрослого) проанализировать ситуацию и найти неизвестное (добыть знания).
Структура детской поисково-исследовательской деятельности:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (способность принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Примером такой развивающей среды в моей группе стал уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность. Одна из основных задач уголка - развитие познавательной активности детей, желания и умения самостоятельно искать и находить ответы на возникающие вопросы и предложенные проблемно-поисковые ситуации. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная деятельность. Опыты, поисковая практическая деятельность сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, что положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Известно, что ни одну воспитательную, развивающую, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям "Как помочь маленькому исследователю", картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования.
В своей работе с детьми - дошкольниками руководствуюсь мудрым советом: "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" (В.А. Сухомлинский).
Конечно, экологическое образование детей - процесс довольно длительный и сложный, но он может стать очень увлекательным, интересным и для педагога и для воспитанника. Необходима лишь заинтересованность с обеих сторон, создать которую помогает использование проблемно-поисковых ситуаций.
В течение двух лет я использую метод проблемного обучения при построении образовательного процесса в экологическом воспитании дошкольников, но уже сегодня можно сказать, что регулярное использование проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.
Результативность опыта.
Анкетирование родителей показало следующие результаты: 87% родителей отмечают повышение интереса их ребёнка к энциклопедиям экологического содержания, проведению в домашних условиях экспериментов.
В соответствии с ФГОС ДО в рамках проведения педагогической диагностики проводила оценку индивидуального развития детей в области экологического образования с целью индивидуализации образования и дальнейшей коррекции образовательного процесса. Педагогическая диагностика познавательного (в частности экологического) образования проводилась мною в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной познавательной деятельности. Анализируя результаты этих наблюдений, хочется отметить положительную динамику в повышении уровня познавательного интереса дошкольников, в расширении и углублении экологических знаний. Дети стали более любознательными и активными, они не боятся высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, доказывать её, делать выводы, тем самым расширяя и активизируя знания в области экологии.
В настоящее время мною продолжается пополнение картотеки проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания, намечена разработка непосредственно образовательной деятельности на основе этих ситуаций для дошкольников разных возрастных групп.
Библиографический список:
1.Артёмова JI.B. «Окружающий мир дошкольников». Москва: Просвещение, 1992г.
2.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: Учитель, 2004г.
3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». Москва: ООО ТЦ «Сфера», 2010г.
4.Мамедов Н.Н. «Экологическое образование». Москва: Педагогика, 1996г.
5.Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников». Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2003г.
6.Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования дошкольников». Москва: ИЦ «Академия», 2013
7.Поддъяков А.Н. «Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами». Москва: Вопросы психологии-1996-№4.
8.Прохорова Л.Н.. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Москва: « Аркти», 2005
9.Соловьёва Е.Н. «Как организовать поисковую деятельность детей». Москва: Дошкольное воспитание 2005-№1.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ № 1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – повысить мотивацию дошкольников на получение экологических знаний через использование проблемно-поисковых ситуаций .
Ведущая педагогическая идея опыта: Дошкольный возраст является тем периодом, в течение которого закладываются основы личности человека, его отношения к окружающему его миру, развиваются познавательные интересы. Именно в дошкольном детстве ребёнок получает эмоциональные впечатления и представления о мире природы, о его закономерностях и различных формах жизни, учится ответственному отношению к окружающей среде. Недаром говорят: «Удивительное рядом». Надо только уметь замечать это «удивительное». А, значит, необходимо с первых лет жизни воспитывать в ребенке любознательность, желание и умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, установлении причинно-следственных связей, применении полученных знаний в новой ситуации.
Новизна опыта: До недавнего времени для осуществления экологического образования в дошкольных учреждениях педагоги чаще всего пользовались принципом школьного обучения, т.е. давали детям готовые знания, которые ребёнок должен был запомнить и усвоить. Но, как гласит китайская пословица: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. ФГОС ДО отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность для развития инициативы, любознательности, так как активная поисковая деятельность не только обогащает кругозор ребёнка, но и развивает умение нестандартно мыслить в трудных, проблемных ситуациях, стремиться к поиску решений, а не ждать готовых подсказок. Эффективным способом создания мотивации для проведения такой познавательно-исследовательской детской деятельности, а также актуализации знаний экологической направленности, по моему мнению, являются проблемно-поисковые ситуации.
Проблемно-поисковая ситуация – состояние умственного затруднения ребёнка, при которой он хочет решить возникшую проблему, но у него не хватает знаний, жизненного опыта. Поэтому я поставила перед собой задачу создания таких проблемных ситуаций и вовлечения детей в активную поисковую деятельность, в ходе которой они выдвигают свои предположения, размышляют, сравнивают, делают свои маленькие «открытия».
На первом этапе : - изучила труды Н.Н.Поддъякова , С.Л. Рубинштейна, программы экологического воспитания С.Н. Николаевой, О.А. Воронкевич , Л.М. Маневцовой ; - начала создание картотеки проблемно-поисковых ситуаций экологической направленности, которая постоянно пополняется; - в ходе наблюдений провела педагогическую диагностику познавательного развития детей (экология).
На втором этапе : - создавала проблемные ситуации и вовлекала детей в поисковую деятельность по их решению во время прогулок и экскурсий,
в ходе организованной образовательной деятельности
? ? ?
Показ открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с применением ИКТ и проблемно-поисковых ситуаций в подготовительной группе «Хозяин тайги – амурский тигр» Для чего тигру полоски? Если тигры живут только в Африке, то почему на фотографии так много снега? Как отличить следы тигра среди следов других животных?
Также создала в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая стала источником и стимулятором поисковой деятельности детей.
Третий этап: Анализируя результаты наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной познавательной деятельности, хочется отметить положительную динамику в повышении уровня познавательного интереса дошкольников, в расширении и углублении экологических знаний. Дети стали более любознательными и активными, они не боятся высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, доказывать её, делать выводы, тем самым расширяя и активизируя знания в области экологии.
Известный детский психолог Н.Н. Поддъяков говорил: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». А дети моей группы включены в увлекательную познавательную деятельность, ведь так интересно искать ответы на постоянно возникающие вопросы, совместно решать новые проблемы и делать свои «открытия»!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников
Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....
"Использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников"
Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....
Передовой педагогический опыт «Трудовые десанты (акции-проекты) в формировании личности дошкольника»
Литературный обзор состояния вопросаИстория темы педагогического опыта в педагогикеТема формирования опыта трудовой деятельности в системе трудового воспитания подрастающего поколения в настоящее врем...
Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»
Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».
В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определ...
Использование проблемно - поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по ознакомлению с окружающим
Дошкольный возраст является тем периодом, в течение которого закладываются основы личности человека, его отношения к окружающему его миру, развиваются познавательные интересы. ...
презентация использование проблемно поисковых ситуаций в различных видах музыкальной деятельности
Каждый ребенок по своей природе способен и талантлив, любознателен и полон желания учиться. Все, что ему нужно для развития своих дарований, это умелое руководство и внимание со стороны взрослых.Форми...