Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников
проект на тему
Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования»
Как показывают современные педагогические исследования, главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Важно научить ребёнка ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, привить интерес к процессу познания.
Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни влияют на результаты современного образования, которыми должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), обеспечивающие интеллектуальное и социальное развитие личности. Это обязывает педагога выбирать более эффективные средства обучения, воспитания и развития на основе обоснованного (в соответствии с возрастными особенностями развития детей) применения современных образовательных технологий.
Одна из технологий, которую можно использовать в работе уже со старшими дошкольниками, - технология проектной деятельности, потому что именно в этот период жизни у ребёнка начинают формироваться новые психические процессы - увеличение устойчивости внимания, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза - и психологические механизмы деятельности и поведения.
В муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детском оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка» детское дошкольное объединение «Колосок», являющееся одним из структурных подразделений Центра, работает 5 лет.
Комплексная дополнительная образовательная программа объединения «Колосок» ориентирована на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому в трёх возрастных группах: с 4 до 5, с 5 до 6, с 6 до 7 лет по дополнительным образовательным программам:
1. Программа «Почемучки»
Цель – интеллектуальное развитие детей с помощью формирования первичных математических представлений.
2. Программа «Дорога к азбуке»
Цель - формирование осознанности ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов, предложений.
3. Программа «Развитие речи»
Цель- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
4. Программа «Окружающий мир»
Цель – экологическое воспитание на основе безопасности жизнедеятельности
5. Программа «Физическое воспитание»
Цель – развитие интереса к занятиям физической культурой.
6. Программа «Умелые ручки»
Цель – формирование положительного отношения к труду посредством приобщения к художественному творчеству – лепке, аппликации, декоративно-прикладному творчеству.
7. Программа «Изобразительное искусство»
Цель - формирование интереса к красоте окружающего мира.
8. Программа «Музыкальное воспитание»
Цель - развитие музыкальности детей посредством музыкально-художественной деятельности.
9. Программа «Общаемся, играя»
Цель – включение детей в систему социальных отношений.
В 2011 -2012 учебном году на протяжении пяти месяцев - с ноября по март - коллектив педагогов, детей и родителей активно работал над краткосрочным исследовательским проектом по экологическому воспитанию детей «Как помочь птицам пережить зиму».
Актуальность этой темы связана с тем, что важно вовремя - в дошкольном возрасте - начать развивать осознанно-правильное отношение к окружающей нас природе. Между тем, воспитание активного и бережного отношения к природе исключительно накоплением знаний, без эмоционального «заражения» ребёнка со стороны близких и авторитетных для него людей, даёт недолговременный и непрочный результат - необходимо вовлекать детей в практическую деятельность. Знание нельзя просто передать и усвоить; знание вырабатывается, порождается человеком на основе его личного опыта, в значимой для него деятельности.
Цель проекта была определена как воспитание бережного и ответственного отношения к живой природе.
Задачи:
- познание окружающего мира посредством изучения жизни зимующих птиц;
- овладение способами индивидуальной и совместной деятельности;
- воспитание положительного отношения к самому себе.
На первом этапе групповой исследовательской проектной работы «Как помочь птицам пережить зиму» (этап «погружение в проблему») было организовано собрание педагогов, детей и родителей, где и определили тематику и название проекта. Это тема имеет социальную значимость: её исследование учит детей видеть мир вокруг них, замечать, что кому-то бывает трудно, приходить на помощь.
После планирования работы (этап «организация и осуществление деятельности»), когда изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, началась совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Проект получился интегрированным, в нём принимали участие все педагоги-предметники дошкольного объединения «Колосок». Непосредственная совместная деятельность всех участников проекта («практический этап») представляла собой:
- решение математических задач о птицах, работу по трафаретам («Почемучки»);
- составление слов - названий птиц - по кубикам, определение количества слогов в них, определение твёрдых и мягких звуков в словах - названиях птиц («Дорога к азбуке»);
- изучение названий птиц, чтение книг, заучивание стихов о птицах, составление рассказов о птицах, их жизни («Развитие речи»);
- наблюдение за поведением птиц в окружающей природе, оказание помощи зимующим птицам, кормление их, фотографирование («Окружающий мир»);
- проведение театрализованных этюдов для развития психических качеств личности (восприятия, воображения, внимания, мышления), развитие умения разыгрывать несложные представления по придуманным сказкам о птицах, использование для воплощения образа известные выразительные средства - интонацию, мимику, жесты («Общаемся, играя»);
- пение песен о птицах и для птиц («Звонкие голоса»);
- лепка птиц, изготовление поделок, изготовление простейших кормушек – из пластиковых бутылок, конфетных коробок, коробок от новогодних подарков («Умелые ручки»);
- рисование, изготовление птиц из бумаги, картона, раскрашивание («Изобразительное искусство);
- подвижные игры с использованием названий птиц, имитаций их движений («Физическое воспитание»).
Совместными усилиями педагогов, воспитанников и родителей были сделаны несколько кормушек, и дети, приходя на занятия, насыпали в них зёрнышки и семечки; кроме того, по инициативе детей кормушки для птиц были изготовлены и развешены во дворах около домов ребят.
На этапе «подведение итогов проекта»:
- дети рассказывали на итоговых занятиях, что они узнали о птицах и как помогли зимующим птицам выжить;
- родители на родительском собрании, посвящённом результатам выполнения проекта, говорили о том, что испытали чувство удовлетворения от сопричастности к общему делу, совместной деятельности, успехов и достижений их детей; что для ребят проект – форма познания окружающего мира, а для взрослых – возможность наполнить своё времяпрепровождение с детьми полезной и занимательной деятельностью.
- педагогическим коллективом на методическом объединении педагогов дополнительного образования проанализирован результат использования технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками.
К заключительному этапу проекта (этап «оформление результатов»)
- подготовлен праздничный концерт для родителей, оформлены выставка детских работ и рисунков, фотовыставка, уголок природы.
В проекте участвовали 48 детей 5 – 6,5 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения и занимающихся в объединении «Колосок» второй год. В процессе реализации проекта педагоги объединения «Колосок» проводили мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, разработав карточки, основанные на материалах по диагностике, опубликованных в книге А.Я.Журкиной и Н.Н.Назаровой «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников». Данные затем суммировались, и выводился средний балл. Использовались методы: наблюдение, беседа.
Карточка развития личности воспитанников,
уровня их самоопределения
______________________________________________________
( название дополнительной образовательной программы)
№ п./п. | Фамилия, имя | Обучение (знание и умение) | Отношение (направленность личности) | ||||||||||
К делу (трудолюбие) | К товарищам (коллективизм) | К себе | |||||||||||
Старательность в труде | Желание работать вместе | Выполнение правил работы | |||||||||||
ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
11. | |||||||||||||
12. | |||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Средний балл: |
Карточка развития личности воспитанника,
уровня его самоопределения
(фамилия, имя)
№ п./п. | Название программы | Обучение (знание и умение) | Отношение (направленность личности) | ||||||||||
К делу (трудолюбие) | К товарищам (коллективизм) | К себе | |||||||||||
Старательность в труде | Желание работать вместе | Выполнение правил работы | |||||||||||
ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март | ноябрь | январь | март | ||
1. | «Почемуч-ки» | ||||||||||||
2. | «Дорога к азбуке» | ||||||||||||
3. | «Развитие речи» | ||||||||||||
4. | «Окружаю-щий мир» | ||||||||||||
5. | «Общаемся, играя» | ||||||||||||
6. | «Звонкие голоса» | ||||||||||||
7. | «Умелые ручки» | ||||||||||||
8. | «Изобрази-тельное искусство» | ||||||||||||
9. | «Физичес-кое воспитание» | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Средний балл: |
Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения. В качестве примера можно привести мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, проведённый педагогом, реализующим дополнительную образовательную программу «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений).
I. Градация уровней показателя «обучение» (знание и умение) воспитанников:
I. Знание | Кол-во баллов |
Не знает числа. Не знает величин: длина, ширина, высота, отрезок. Не знает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб. | 0 |
Знает числа в пределах 10. Знает величины: длина, ширина, высота. Не знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник. | 1 |
Знает числа в пределах 20. Знает величины: длина, ширина, высота. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник. | 2 |
Знает числа до 20 и дальше, называет числа в прямом и обратном порядке до 10. Знает величины: длину, ширину, высоту. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник. | 3 |
Знает состав чисел первого десятка. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар. | 4 |
Знает состав чисел первого и второго десятков. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, многоугольник, шар, куб. | 5 |
II. Умение | |
Не умеет считать. Не умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Не умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Не умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть. Не умеет сравнивать геометрические фигуры. | 0 |
Умеет считать до 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница). Умеет измерять длину отрезков. | 1 |
Умеет считать до 20 и дальше. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий. | 2 |
Умеет считать и соотносить цифру и количество предметов. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать. | 3 |
Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов; умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть. | 4 |
Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов, умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; решает задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть. Умеет сравнивать геометрические фигуры. | 5 |
III. Учебно-организационные умения и навыки | |
1. Умение организовать своё рабочее место | |
Не знает и не умеет организовать своё рабочее место. | 0 |
Может организовать своё рабочее место, но под руководством педагога. | 1 |
Умеет организовать своё рабочее место, но только за поощрение. | 2 |
Может организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех. | 3 |
Может организовать своё рабочее место, если сам заинтересован в общем деле. | 4 |
Организует своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя». | 5 |
2. Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене | |
Правила поведения на занятии и перемене не выполняет, так как плохо их знает и не понимает. | 0 |
Правила поведения знает, понимает, но выполняет только по указанию педагога. | 1 |
Правила поведения выполняет, стремясь получить поощрение. | 2 |
Правила поведения выполняет, стремясь быть лучше всех. | 3 |
Правила поведения выполняет, когда сам заинтересован в общем деле. | 4 |
Правила поведения выполняет, считая, что «иначе нельзя». | 5 |
II. Градация уровней показателя «отношение» (направленность личности) воспитанников
I. Старательность в труде | Кол-во баллов |
Настойчивость в преодолении трудностей не проявляет никогда; проявляет редко; только с подсказкой или только, чтобы не наказали. В себе не уверен. | 0 - 3 |
Стремится преодолеть трудности сам, но за поощрение; всегда самостоятелен, но только доказывая, что он лучше всех. | 4-5 |
Настойчив: -если интересен процесс; - ради кого-то. | 6-7 |
Если уверен, что труд необходим, преодолеет все трудности. Всегда трудится, потому что «по-другому – нельзя». Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что только так преодолеет трудности. | 8-10 |
II.Желание работать вместе | |
Никому не помогает и мешает. Помогает редко: - не видит, что нужно помочь; - не знает, как помочь. | 0-2 |
Не хочет помогать, но боится осуждения. Помогает с радостью, но только за поощрение. Помогает только по обязанности. | 3-5 |
Помогает охотно: - если интересно; - только близким друзьям; - если сам заинтересован в успехе. | 6-8 |
Охотно помогает всем, с кем связан общей работой. Бескорыстен, дружелюбен, помогает всем. | 9-10 |
III. Выполнение правил работы | |
Правила работы не выполняет: не понимает их и не знает. Правила знает, понимает, но не умеет выполнять. | 0-1 |
Правила работы знает, понимает; - но не выполняет, т.к. постоянно отвлекается; - выполняет только по принуждению, боясь наказания; - выполняет, стремясь получить поощрение; - выполняет, стремясь сделать лучше всех. | 2-5 |
Правила выполняет старательно и бескорыстно: - если увлечён процессом или результатом труда; - стремясь сделать кому-то приятное, принести пользу; - если заинтересован в успехе дела. | 6-8 |
Правила любой работы выполняет: - считает, что иначе работать нельзя; - иначе работать не может. | 9-10 |
Результаты мониторинга
I. Обучение (знание и умение)
1.Знание
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | |||||||||
1 | 5 | 10,4 | |||||||
2 | 40 | 83,3 | 20 | 41,6 | |||||
3 | 3 | 6,3 | 15 | 31,3 | 18 | 37,5 | |||
4 | 10 | 20,8 | 25 | 52,1 | |||||
5 | 3 | 6,3 | 5 | 12,4 |
В ноябре:
- 5 детей (10,4%) знали числа в пределах 10, имели представление о длине, ширине, высоте, но не знали никаких геометрических фигур;
- 40 (83,3%) знали числа в пределах 20; разбирались в величинах: длине, ширине, высоте; знали геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник;
- 3 ребёнка (6,3%) знали числа до 20 и дальше, называли числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах - длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике.
В январе:
- 20 дошкольников (41.6%) знали числа в пределах 20; разбирались в величинах: длине, ширине, высоте; знали геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник;
- 15 детей (31,3%) знали числа до 20 и дальше, называли числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах - длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике;
- 10 ребят (20,8%) начали ориентироваться в составе чисел первого десятка; стали представлять, что такое длина, ширина, высота, отрезок; круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар;
- 3 воспитанника (6,3%) научились разбираться в составе чисел первого и второго десятков, величинах, геометрических фигурах.
В марте:
- 18 дошкольников (37,5%) знали числа до 20 и дальше, называли числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах - длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике;
- 25 детей (52,1%) ориентировались в составе чисел первого десятка; стали представлять, что такое длина, ширина, высота, отрезок; круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар;
- 5 ребят (12,4%) стали разбираться в составе чисел первого и второго десятков, величинах, геометрических фигурах.
2. Умение
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | |||||||||
1 | 41 | 85,4 | |||||||
2 | 6 | 12,5 | 27 | 56,3 | 16 | 33,3 | |||
3 | 1 | 2,1 | 8 | 16,6 | 12 | 25 | |||
4 | 13 | 27,1 | 17 | 35,4 | |||||
5 | 3 | 6,3 |
В ноябре:
- 41 воспитанник (85,4%) умел считать до 10, ориентироваться на плоскости (лист, страница), измерять длину отрезков;
- 6 ребят (12,5%) умели считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;
- 1 ребёнок (2,1%) умел считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.
В январе:
- 27 детей (56,3%) умели считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;
- 8 воспитанников (16,6%) умели считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.
- 13 дошкольников (27,1%) научились:
- считать, соотносить цифру и количество предметов;
- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;
- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.
В марте:
- 16 детей (33,3%) умели считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;
- 12 дошкольников (25%) умели считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.
- 17 воспитанников (35,4%) научились:
- считать, соотносить цифру и количество предметов;
- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;
- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.
- 3 ребёнка (6,3%) научились:
- считать, соотносить цифру и количество предметов;
- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10;
- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;
- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть;
- сравнивать геометрические фигуры.
3.Учебно-организационные умения и навыки
1). Умение организовать своё рабочее место
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | 5 | 10,4 | |||||||
1 | 43 | 89.6 | 5 | 10,4 | |||||
2 | 30 | 62,5 | 12 | 25 | |||||
3 | 11 | 22,9 | 20 | 41,6 | |||||
4 | 2 | 4,2 | 11 | 22,9 | |||||
5 | 5 | 10,5 |
В ноябре
- 5 воспитанников (10,4%) не умели организовать свое рабочее место;
- 43 дошкольника (89,6%) организовывали своё рабочее место под руководством педагога.
В январе:
- 5 воспитанников (10,4%) организовывали своё рабочее место под руководством педагога,
- 30 детей (62,5%) владели умением организации своего рабочего места, но делали это только при поощрении;
- 11 ребят (22,9%) могли организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех;
- 2 ребёнка (4,2%) научились организации своего рабочего места, потому что заинтересовались общим делом.
В марте:
- 12 ребят (25%) владели умением организации своего рабочего места, но делали это только при поощрении;
- 20 дошкольников (41,6%) могли организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех;
- 11 воспитанников (22.9%) научились организации своего рабочего места, потому что заинтересовались общим делом;
- 5 детей (10,5%) стали организовывать своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».
2). Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | 12 | 25 | |||||||
1 | 36 | 75 | 5 | 10,4 | |||||
2 | 30 | 62,5 | 20 | 41,6 | |||||
3 | 6 | 12,5 | |||||||
4 | 11 | 22,9 | 19 | 39,6 | |||||
5 | 2 | 4,2 | 3 | 6,3 |
В ноябре:
- 12 детей (25%) правила поведения на занятии и перемене не выполняли, так как плохо их знали;
- 36 ребят (75%) правила поведения понимали, знали, но выполняли только по указанию педагога.
В январе:
- 5 воспитанников (10,4%) правила поведения понимали, знали, но выполняли только по указанию педагога;
- 30 детей (62,5%) выполняли правила поведения, желая, чтобы их похвалили;
- 11 детей (22,9%) выполняли правила без напоминания, потому что им стало интересно;
- 2 ребёнка (4,2%) выполняли правила поведения, потому что стали считать, что «иначе нельзя».
В марте:
- 20 детей (41,6%) выполняли правила поведения, желая, чтобы их похвалили;
- 6 ребят (12,5%) выполняли правила поведения, желая быть лучше всех;
- 19 воспитанников (39,6%) выполняли правила без напоминания, потому что заинтересовались общим делом;
- 3 дошкольника (6,3%) выполняли правила поведения, потому что стали считать, что иначе нельзя.
II. Отношение (направленность личности).
- Отношение к делу (старательность в труде)
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | |||||||||
1 | |||||||||
2 | 15 | 31,3 | 4 | 8,3 | |||||
3 | 6 | 12,5 | 4 | 8,3 | |||||
4 | 8 | 16,6 | 8 | 16,6 | 5 | 10,4 | |||
5 | 6 | 12,5 | 6 | 12,5 | 6 | 12,5 | |||
6 | 19 | 39,6 | 15 | 31,3 | 15 | 31,3 | |||
7 | 9 | 18,8 | 16 | 33,3 | |||||
8 | 2 | 4,2 | |||||||
9 | |||||||||
10 |
В ноябре:
- 15 детей (31,3%) трудности преодолевали редко, проявляли неуверенность в себе;
- 8 воспитанников (16,6%) хотели поощрения за проявленные усилия;
- 6 детей (12,5%) пытались доказать, что они лучше всех;
- 19 ребят (39,6%) были самостоятельными и настойчивыми, потому что увлеклись содержанием работы.
В январе:
- количество дошкольников, не уверенных в себе, снизилось до 4-х человек (8,3%);
- 6 ребят (12,5%) выполняли работу сами только потому, чтобы их не ругали;
- 8 детей (16,5%) хотели поощрения;
- 6 воспитанников (12,5%) утверждались;
- 15 детей (31,3%) проявляли самостоятельность и настойчивость, т.к. были увлечены содержанием проекта;
- у 9 ребят (18,8%) выполнение работы было связано с желанием помочь птицам.
В марте:
- неуверенность в себе не проявил никто (0 %);
- 4 ребёнка (8,3%) пытались выполнить работу сами, боясь, что их накажут;
- за поощрение трудились 5 ребят (10,4%);
- 6 детей (12,5%) стремились быть лучше всех;
- 15 дошкольников (31.3%) проявляли упорство в работе, потому что им было интересно;
- 16 детей (33,3%) преодолевали себя, зная, что своим трудом приносят пользу;
- 2 ребёнка (4,2%) понимали, что их труд необходим, и поэтому работу нужно довести до конца.
- Отношение к товарищам (желание работать вместе)
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | |||||||||
1 | |||||||||
2 | 15 | 31,3 | 8 | 16,7 | |||||
3 | |||||||||
4 | 13 | 27,1 | 10 | 20,8 | 10 | 20,8 | |||
5 | |||||||||
6 | 20 | 41,6 | 25 | 52,1 | 15 | 31,3 | |||
7 | 5 | 10,4 | 10 | 20,8 | |||||
8 | 6 | 12,5 | |||||||
9 | 7 | 14,6 | |||||||
10 |
В ноябре:
- 15 воспитанников (31,3%) не оказывали помощь другим, потому что не знали, как это сделать;
- 13 детей (27,1%) помогали с удовольствием, но ждали поощрения;
- 20 ребят (41,6 %) помогали, если им было интересно.
В январе:
- 8 детей (16,5%) не помогали, потому что не знали, как помочь,
- 10 воспитанников (20,8%) охотно помогали за поощрение;
- 25 дошкольников (52,1%) помогали, потому что им стало интересно;
- 5 детей (10,4%) помогали только своим друзьям.
В марте:
- 10 дошкольников (20,8%) хотели поощрения за оказание помощи другим;
- 15 воспитанников (31,3%) помогали, потому что увлеклись работой;
- 10 детей (20,8%) помогали только друзьям;
- 6 дошкольников (12,5%) помогали, потому что хотели сделать работу хорошо;
- 7 ребят (14,6%) помогали всем, с кем были связаны общим делом.
- Отношение к себе (выполнение правил работы)
Баллы | Ноябрь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Январь | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва | Март | Кол-во воспитанников | % от общего кол-ва |
0 | |||||||||
1 | 8 | 16,6 | |||||||
2 | 3 | 6,3 | 1 | 2,1 | |||||
3 | |||||||||
4 | 13 | 27,1 | 12 | 25 | 10 | 20,8 | |||
5 | 15 | 31,25 | 20 | 41,67 | 15 | 31,3 | |||
6 | 9 | 18,75 | 10 | 20,83 | 15 | 31,3 | |||
7 | 5 | 10,4 | 8 | 16,6 | |||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
В ноябре:
- 8 ребят (16,6%)не умели выполнять правила работы;
- 3 детей (6,3%) не выполняли, потому что отвлекались;
- 13 воспитанников (27,1%) за выполнение правил работы стремились получить поощрение;
- 15 детей (31,25%) выполняли правила, стремясь сделать работу лучше всех;
- 9 дошкольников (18,75%) правила работы выполняли старательно и бескорыстно, поскольку были увлечены процессом и результатом труда.
В январе:
- все дети знали и умели выполнять правила работы;
- 1 воспитанник (2,1%) отвлекался, поэтому не выполнял правила;
- 12 детей (25%) за выполнение правил работы стремились получить поощрение;
- 20 ребят (41,67%) выполняли, стремясь сделать работу лучше всех;
- 10 дошкольников (20,8%) были увлечены процессом и результатом труда, поэтому выполняли правила старательно;
- 5 воспитанников (10,4%) выполняли правила, желая принести пользу.
В марте:
- 10 дошкольников (20,8%) хотели получить поощрение за выполнение правил работы;
- 15 ребят (31,3%) стремились быть лучше всех;
- 15 детей (31,3%) правила выполняли старательно и бескорыстно, поскольку были увлечены процессом и результатом труда;
- 8 детей (16.5%) выполняли правила, желая помочь.
На основе проведённого мониторинга можно сделать вывод об увеличении значений выделенных показателей на каждом из последующих этапов исследования, по сравнению с предыдущим, и в обучении и в отношениях личности воспитанников. Дошкольники, участвовавшие в исследовательском проекте «Как птицам выжить зимой», стали мотивированными к занятиям, более старательными, дружными и уверенными в себе. В данном случае именно использование технологии проектной деятельности позволило поддержать и инициировать имеющиеся у детей способности, интересы и сформировать чувство удовлетворения от проделанной ими работы. Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения.
Родители, участвуя в реализации исследования, явились не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе исследований, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.
Все участники исследования (обучающиеся, педагоги, родители) проявили большой интерес к данной работе, родители ближе познакомились друг с другом, у них возникло понимание наших трудностей, желание к дальнейшему сотрудничеству и продолжению участия в образовательном процессе.
Внедрение технологии проектной деятельности в образовательную практику ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности. Изменяется и психологический климат в группе детей, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Кроме этого, использование проектной технологии в работе с дошкольниками помогает решению очень важной задачи: как сделать родителей своими единомышленниками и вовлечь в формирование единого образовательного пространства для их детей.
Использованная литература
1. . Иванов Д.А. Определение содержания основных понятий, необходимых для реализации ФГОС в учебном процессе»// Методист, № 4, 2012.
2. Методология и методы школьной работы, принятые российским образованием в 20 гг. ХХ века.//Наука и практика воспитания и дополнительного образования, № 2, 2012.
3. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников./Журкина А.Я., Назарова Н.Н. Книга для учителя. – Шуя: Изд-во ГОУ «ШГПУ», 2010.
4. О.А.Зыкова. Экологическое воспитание: работа с родителями.//Народное образование, № 7, 2007.
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.//Методист, № 3, 2004
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
7. Методист, № 2, 2012.
8. referat.znate.ru/docs/index-6810.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...
Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)
Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...
Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей
Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...
«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»
laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.Технология...
«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»
laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...
Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей
Статья: Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...