Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников
проект на тему

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования»

Как показывают современные педагогические исследования, главная  проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Важно научить ребёнка ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, привить интерес к процессу познания.

Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни влияют на результаты современного образования, которыми должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), обеспечивающие интеллектуальное и социальное развитие личности. Это обязывает педагога выбирать более эффективные средства обучения, воспитания и развития на основе обоснованного (в соответствии с возрастными особенностями развития детей) применения современных образовательных технологий.

Одна  из технологий, которую можно использовать  в работе уже  со старшими дошкольниками, - технология проектной деятельности, потому что именно в этот период жизни у ребёнка начинают формироваться новые психические процессы - увеличение устойчивости  внимания, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза - и психологические механизмы деятельности и поведения.

В муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей  Детском оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка»  детское дошкольное объединение «Колосок», являющееся одним из структурных подразделений Центра, работает 5 лет.

Комплексная дополнительная образовательная  программа объединения «Колосок»  ориентирована на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому в трёх возрастных группах: с 4 до 5, с 5 до 6, с 6 до 7 лет по  дополнительным образовательным программам:

1. Программа «Почемучки»

                Цель – интеллектуальное развитие детей с помощью формирования первичных математических представлений.

2. Программа «Дорога к азбуке»

Цель - формирование осознанности ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов, предложений.

3. Программа «Развитие речи»

Цель- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

4. Программа «Окружающий мир»

Цель – экологическое воспитание на основе безопасности жизнедеятельности

5. Программа «Физическое воспитание»

Цель – развитие интереса к занятиям физической культурой.

6. Программа «Умелые ручки»

Цель – формирование положительного отношения к труду посредством приобщения  к художественному творчеству – лепке, аппликации, декоративно-прикладному творчеству.

7. Программа «Изобразительное искусство»

        Цель - формирование интереса к красоте окружающего мира.

8. Программа «Музыкальное воспитание»

Цель - развитие музыкальности детей посредством музыкально-художественной деятельности.

9. Программа «Общаемся, играя»

        Цель – включение детей в систему социальных отношений.

В 2011 -2012 учебном году на протяжении пяти месяцев - с ноября по март - коллектив педагогов, детей и родителей активно работал над краткосрочным  исследовательским  проектом  по экологическому воспитанию детей «Как помочь птицам пережить зиму».

Актуальность этой темы связана с тем, что важно вовремя - в дошкольном возрасте - начать развивать осознанно-правильное отношение к окружающей нас природе. Между тем,  воспитание активного и бережного отношения к природе исключительно накоплением знаний, без эмоционального «заражения» ребёнка со стороны близких и авторитетных для него людей, даёт недолговременный и непрочный результат - необходимо вовлекать детей в практическую деятельность. Знание нельзя просто передать и  усвоить; знание вырабатывается, порождается человеком на основе его личного опыта, в значимой для него деятельности.

Цель проекта была  определена как  воспитание бережного  и ответственного отношения к живой природе.

Задачи:

- познание окружающего мира посредством изучения жизни зимующих птиц;

- овладение способами индивидуальной и совместной деятельности;

- воспитание положительного отношения к  самому себе.

На первом этапе групповой исследовательской проектной работы «Как помочь птицам пережить зиму» (этап «погружение в проблему») было организовано собрание педагогов, детей и родителей, где и определили тематику и название проекта. Это тема имеет социальную  значимость: её исследование учит детей видеть мир вокруг них, замечать, что кому-то бывает трудно, приходить на помощь.

После планирования работы (этап «организация и осуществление деятельности»), когда  изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, началась совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Проект получился интегрированным, в нём принимали участие все педагоги-предметники дошкольного объединения «Колосок». Непосредственная совместная деятельность всех участников проекта («практический этап») представляла собой:

- решение математических задач о птицах, работу по  трафаретам («Почемучки»);

- составление слов - названий птиц - по кубикам, определение количества слогов  в них, определение твёрдых и мягких звуков  в словах - названиях птиц («Дорога к азбуке»);

- изучение названий птиц, чтение книг, заучивание стихов о птицах, составление рассказов о птицах, их жизни («Развитие речи»);

- наблюдение за поведением птиц в окружающей природе, оказание помощи зимующим птицам, кормление их, фотографирование («Окружающий мир»);

- проведение театрализованных этюдов для развития психических качеств личности (восприятия, воображения, внимания, мышления), развитие умения разыгрывать несложные представления по придуманным сказкам о птицах, использование для воплощения образа известные выразительные средства - интонацию, мимику, жесты («Общаемся, играя»);

- пение песен о птицах и для птиц («Звонкие голоса»);

- лепка птиц, изготовление поделок, изготовление простейших кормушек – из пластиковых бутылок, конфетных коробок, коробок от новогодних подарков («Умелые ручки»);

- рисование, изготовление птиц из бумаги, картона, раскрашивание («Изобразительное искусство);

- подвижные игры с использованием названий птиц, имитаций их движений («Физическое воспитание»).

Совместными усилиями педагогов, воспитанников и родителей  были сделаны несколько кормушек, и дети, приходя на занятия, насыпали в них зёрнышки и семечки; кроме того, по инициативе детей кормушки для птиц были изготовлены и развешены во дворах около домов ребят.

На этапе «подведение итогов проекта»:

- дети рассказывали на итоговых занятиях, что они узнали о птицах и как помогли зимующим  птицам выжить;

- родители на родительском собрании, посвящённом  результатам выполнения проекта, говорили о том, что испытали чувство удовлетворения от сопричастности к общему делу, совместной деятельности, успехов и достижений  их детей; что для ребят проект – форма познания окружающего мира, а для взрослых – возможность наполнить своё времяпрепровождение с детьми полезной и занимательной деятельностью.

- педагогическим коллективом на методическом объединении педагогов дополнительного образования проанализирован результат использования технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками.

К заключительному этапу проекта (этап «оформление результатов»)

- подготовлен праздничный концерт для родителей, оформлены выставка детских работ и рисунков, фотовыставка, уголок природы.

В проекте участвовали 48 детей 5 – 6,5 лет, не посещающих  детские дошкольные учреждения и занимающихся в объединении «Колосок» второй год.  В процессе реализации проекта педагоги объединения «Колосок» проводили мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, разработав карточки, основанные на материалах по диагностике, опубликованных в книге А.Я.Журкиной и Н.Н.Назаровой «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников». Данные затем суммировались, и выводился средний балл. Использовались методы: наблюдение, беседа.

Карточка развития личности воспитанников,

уровня их самоопределения

______________________________________________________

( название дополнительной образовательной программы)

№ п./п.

Фамилия, имя

Обучение

(знание и умение)

Отношение (направленность личности)

К делу (трудолюбие)

К товарищам (коллективизм)

К себе

Старательность в труде

Желание работать вместе

Выполнение правил работы

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Итого:

Средний балл:

Карточка развития личности воспитанника,

уровня его самоопределения


(фамилия, имя)

№ п./п.

Название программы

Обучение

(знание и умение)

Отношение (направленность личности)

К делу (трудолюбие)

К товарищам (коллективизм)

К себе

Старательность в труде

Желание работать вместе

Выполнение правил работы

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

1.

«Почемуч-ки»

2.

«Дорога к азбуке»

3.

«Развитие речи»

4.

«Окружаю-щий мир»

5.

«Общаемся, играя»

6.

«Звонкие голоса»

7.

«Умелые ручки»

8.

«Изобрази-тельное искусство»

9.

«Физичес-кое воспитание»

Итого:

Средний балл:

Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения. В качестве примера  можно привести мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, проведённый педагогом, реализующим дополнительную образовательную программу  «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений).

I. Градация уровней показателя  «обучение» (знание и умение) воспитанников:

I. Знание

Кол-во баллов

Не знает числа. Не знает величин: длина, ширина, высота, отрезок.

Не знает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб.

0

Знает числа в пределах 10. Знает величины: длина, ширина, высота.

Не знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.

1

Знает числа в пределах 20. Знает величины: длина, ширина, высота.

Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.

2

Знает числа до 20 и дальше, называет числа в прямом и обратном порядке до 10. Знает величины: длину, ширину, высоту.

Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник.

3

Знает состав чисел первого десятка. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар.

4

Знает состав чисел первого и второго десятков. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, многоугольник, шар, куб.

5

II. Умение

Не умеет считать. Не умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).

Не умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Не умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть. Не умеет сравнивать геометрические фигуры.

0

Умеет считать до 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница). Умеет измерять длину отрезков.

1

Умеет считать до 20 и дальше. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий.

2

Умеет считать и соотносить цифру и количество предметов. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать.

3

Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов; умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

4

Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов, умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; решает задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть. Умеет сравнивать геометрические фигуры.

5

III. Учебно-организационные умения и навыки

1. Умение организовать своё рабочее место

Не знает и не умеет организовать своё рабочее место.

0

Может организовать своё рабочее место, но под руководством педагога.

1

Умеет организовать своё рабочее место, но только за поощрение.

2

Может организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех.

3

Может организовать своё рабочее место, если сам заинтересован в общем деле.

4

Организует своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».

5

2. Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене

Правила поведения на занятии и перемене не выполняет, так как плохо их знает и не понимает.

0

Правила поведения знает, понимает, но выполняет только  по указанию педагога.

1

Правила поведения выполняет, стремясь получить поощрение.

2

Правила поведения выполняет, стремясь быть лучше всех.

3

Правила поведения выполняет, когда сам заинтересован в общем деле.

4

Правила поведения выполняет, считая, что «иначе нельзя».

5

II. Градация уровней показателя «отношение» (направленность личности) воспитанников

I. Старательность в труде

Кол-во

баллов

Настойчивость в преодолении трудностей не проявляет никогда; проявляет редко; только с подсказкой или только, чтобы не наказали. В себе не уверен.

0 - 3

Стремится преодолеть трудности сам, но за поощрение; всегда самостоятелен, но только доказывая, что он лучше всех.

4-5

Настойчив:

-если интересен процесс;

- ради кого-то.

6-7

Если уверен, что труд необходим, преодолеет все трудности.

Всегда трудится, потому что «по-другому – нельзя».

Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что только так преодолеет трудности.

8-10

II.Желание работать вместе

Никому не помогает и мешает.

Помогает редко:

- не видит, что нужно помочь;

- не знает, как помочь.

0-2

Не хочет помогать, но боится осуждения.

Помогает с радостью, но только за поощрение.

Помогает только по обязанности.

3-5

Помогает охотно:

- если интересно;

- только близким друзьям;

- если сам заинтересован в успехе.

6-8

Охотно помогает всем, с кем связан общей работой.

Бескорыстен, дружелюбен, помогает всем.

9-10

III. Выполнение правил работы

Правила работы не выполняет: не понимает их и не знает.

Правила знает, понимает, но не умеет выполнять.

0-1

Правила работы знает, понимает;

- но не выполняет, т.к. постоянно отвлекается;

- выполняет только по принуждению, боясь наказания;

- выполняет, стремясь получить поощрение;

- выполняет, стремясь сделать лучше всех.

2-5

Правила выполняет старательно и бескорыстно:

- если увлечён процессом или результатом труда;

- стремясь сделать кому-то приятное, принести пользу;

- если заинтересован в успехе дела.

6-8

Правила любой работы выполняет:

- считает, что иначе работать нельзя;

- иначе работать не может.

9-10

Результаты мониторинга

I. Обучение (знание и умение)

1.Знание

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

5

10,4

2

40

83,3

20

41,6

3

3

6,3

15

31,3

18

37,5

4

10

20,8

25

52,1

5

3

6,3

5

12,4

В ноябре:

-  5 детей (10,4%)  знали числа в пределах 10, имели представление о длине, ширине, высоте, но не знали никаких геометрических фигур;

- 40 (83,3%) знали  числа в пределах 20; разбирались в величинах: длине, ширине, высоте; знали  геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник;

- 3 ребёнка (6,3%) знали числа до 20 и дальше, называли  числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах -  длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике.

В январе:

- 20 дошкольников (41.6%) знали  числа в пределах 20; разбирались в величинах: длине, ширине, высоте; знали  геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник;

- 15 детей (31,3%) знали числа до 20 и дальше, называли  числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах -  длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике;

- 10 ребят (20,8%) начали ориентироваться  в составе чисел первого десятка; стали представлять, что такое длина, ширина, высота, отрезок; круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар;

- 3 воспитанника (6,3%) научились разбираться в составе чисел первого и второго десятков, величинах, геометрических фигурах.

В марте:

- 18 дошкольников (37,5%) знали числа до 20 и дальше, называли  числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах -  длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике;

- 25 детей (52,1%) ориентировались в составе чисел первого десятка; стали представлять, что такое длина, ширина, высота, отрезок; круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар;

- 5 ребят (12,4%) стали разбираться в составе чисел первого и второго десятков, величинах, геометрических фигурах.

2. Умение

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

41

85,4

2

6

12,5

27

56,3

16

33,3

3

1

2,1

8

16,6

12

25

4

13

27,1

17

35,4

5

3

6,3

В ноябре:

- 41 воспитанник (85,4%) умел  считать до 10, ориентироваться на плоскости (лист, страница), измерять длину отрезков;

- 6 ребят (12,5%) умели  считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;

- 1 ребёнок (2,1%) умел  считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.

В январе:

- 27 детей (56,3%) умели  считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;

- 8 воспитанников (16,6%) умели  считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.

- 13 дошкольников (27,1%) научились:

- считать, соотносить цифру и количество предметов;

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;

- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

В марте:

- 16 детей (33,3%) умели  считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;

- 12 дошкольников (25%) умели  считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.

- 17 воспитанников (35,4%) научились:

- считать, соотносить цифру и количество предметов;

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;

- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

- 3 ребёнка (6,3%) научились:

- считать, соотносить цифру и количество предметов;

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10;

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;

- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть;

- сравнивать геометрические фигуры.

3.Учебно-организационные умения и навыки

1). Умение организовать своё рабочее место

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

5

10,4

1

43

89.6

5

10,4

2

30

62,5

12

25

3

11

22,9

20

41,6

4

2

4,2

11

22,9

5

5

10,5

В ноябре

- 5 воспитанников (10,4%) не умели организовать свое рабочее место;

- 43 дошкольника (89,6%) организовывали своё рабочее место под руководством педагога.

В январе:

- 5 воспитанников (10,4%) организовывали своё рабочее место под руководством педагога,

- 30 детей (62,5%) владели умением организации своего рабочего места, но делали это только при поощрении;

- 11 ребят (22,9%) могли организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех;

- 2 ребёнка (4,2%) научились организации своего рабочего места, потому что заинтересовались общим делом.

 В марте:

- 12 ребят (25%) владели умением организации своего рабочего места, но делали это только при поощрении;

- 20 дошкольников (41,6%) могли организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех;

- 11 воспитанников (22.9%) научились организации своего рабочего места, потому что заинтересовались общим делом;

- 5 детей (10,5%) стали организовывать  своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».

2). Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

12

25

1

36

75

5

10,4

2

30

62,5

20

41,6

3

6

12,5

4

11

22,9

19

39,6

5

2

4,2

3

6,3

В ноябре:

- 12 детей (25%) правила поведения на занятии и перемене не выполняли, так как плохо их знали;

- 36 ребят (75%) правила поведения понимали, знали, но выполняли только по указанию педагога.

В январе:

- 5 воспитанников (10,4%) правила поведения понимали, знали, но выполняли только по указанию педагога;

- 30 детей (62,5%)  выполняли правила поведения, желая, чтобы их похвалили;

- 11 детей (22,9%) выполняли правила без напоминания, потому что им стало интересно;

- 2 ребёнка (4,2%)  выполняли правила поведения, потому что стали считать, что «иначе нельзя».

В марте:

- 20 детей (41,6%) выполняли правила поведения, желая, чтобы их похвалили;

- 6 ребят (12,5%) выполняли правила поведения, желая быть лучше всех;

- 19 воспитанников (39,6%) выполняли правила без напоминания, потому что заинтересовались общим делом;

- 3 дошкольника (6,3%) выполняли правила поведения, потому что стали считать, что иначе нельзя.

II. Отношение (направленность личности).

  1. Отношение к делу (старательность в труде)

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

2

15

31,3

4

8,3

3

6

12,5

4

8,3

4

8

16,6

8

16,6

5

10,4

5

6

12,5

6

12,5

6

12,5

6

19

39,6

15

31,3

15

31,3

7

9

18,8

16

33,3

8

2

4,2

9

10

В ноябре:

- 15 детей (31,3%) трудности преодолевали редко, проявляли неуверенность в себе;

- 8 воспитанников (16,6%) хотели поощрения за проявленные усилия;

- 6 детей (12,5%) пытались доказать, что они лучше всех;

- 19 ребят (39,6%) были самостоятельными и настойчивыми, потому что увлеклись  содержанием работы.

В январе:

- количество дошкольников, не уверенных в себе, снизилось до 4-х человек (8,3%);

- 6 ребят (12,5%) выполняли работу сами только потому, чтобы их не ругали;

- 8 детей (16,5%) хотели поощрения;

- 6 воспитанников (12,5%) утверждались;

- 15 детей (31,3%) проявляли самостоятельность и настойчивость, т.к. были увлечены содержанием проекта;

- у 9 ребят (18,8%) выполнение работы было связано с желанием  помочь птицам.

В марте:

- неуверенность в себе не проявил никто (0 %);

- 4 ребёнка (8,3%) пытались выполнить работу сами, боясь, что их накажут;

- за поощрение трудились 5 ребят (10,4%);

- 6 детей (12,5%) стремились быть лучше всех;

- 15 дошкольников (31.3%) проявляли упорство в работе, потому что им было интересно;

- 16 детей (33,3%) преодолевали себя, зная, что своим трудом приносят пользу;

- 2 ребёнка (4,2%) понимали, что их труд необходим, и поэтому работу нужно довести до конца.

  1. Отношение к товарищам (желание работать вместе)

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

2

15

31,3

8

16,7

3

4

13

27,1

10

20,8

10

20,8

5

6

20

41,6

25

52,1

15

31,3

7

5

10,4

10

20,8

8

6

12,5

9

7

14,6

10

В ноябре:

- 15 воспитанников (31,3%) не оказывали помощь другим, потому что не знали, как это сделать;

- 13 детей (27,1%) помогали с удовольствием, но ждали поощрения;

- 20 ребят (41,6 %) помогали, если им было интересно.

В январе:

- 8 детей (16,5%) не помогали, потому что не знали,  как помочь,

- 10 воспитанников (20,8%) охотно помогали за поощрение;

- 25 дошкольников (52,1%) помогали, потому что им стало интересно;

- 5 детей (10,4%) помогали только своим друзьям.

В марте:

- 10 дошкольников (20,8%)  хотели поощрения за оказание помощи другим;

- 15 воспитанников (31,3%) помогали, потому что увлеклись работой;

- 10 детей (20,8%) помогали  только друзьям;

- 6 дошкольников (12,5%) помогали, потому что хотели сделать работу хорошо;

- 7 ребят (14,6%) помогали всем, с кем были связаны общим делом.

  1. Отношение к себе (выполнение правил работы)

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

8

16,6

2

3

6,3

1

2,1

3

4

13

27,1

12

25

10

20,8

5

15

31,25

20

41,67

15

31,3

6

9

18,75

10

20,83

15

31,3

7

5

10,4

8

16,6

8

9

10

В ноябре:

- 8 ребят (16,6%)не умели выполнять правила работы;

- 3 детей (6,3%) не выполняли, потому что отвлекались;

- 13 воспитанников (27,1%) за выполнение правил работы стремились получить поощрение;

- 15 детей (31,25%) выполняли правила, стремясь сделать работу лучше всех;

- 9 дошкольников (18,75%) правила работы выполняли старательно и бескорыстно, поскольку были увлечены процессом и результатом труда.

В январе:

- все дети знали и умели выполнять правила работы;

- 1 воспитанник (2,1%)  отвлекался, поэтому  не выполнял правила;

- 12 детей (25%) за выполнение правил работы стремились получить поощрение;

- 20 ребят (41,67%) выполняли, стремясь сделать работу лучше всех;

- 10 дошкольников (20,8%) были увлечены процессом и результатом труда, поэтому выполняли правила старательно;

- 5 воспитанников (10,4%) выполняли правила, желая принести пользу.

В марте:

- 10 дошкольников (20,8%)  хотели получить поощрение за выполнение правил работы;

- 15 ребят (31,3%) стремились быть лучше всех;

- 15 детей (31,3%)  правила выполняли старательно и бескорыстно, поскольку были увлечены процессом и результатом труда;

- 8 детей (16.5%) выполняли правила, желая помочь.

На основе проведённого мониторинга можно сделать вывод  об увеличении значений выделенных показателей на каждом из последующих этапов  исследования, по сравнению с предыдущим, и в обучении и в отношениях личности воспитанников. Дошкольники, участвовавшие в исследовательском проекте «Как птицам выжить зимой», стали мотивированными  к занятиям, более старательными, дружными и уверенными в себе. В данном случае именно использование технологии проектной деятельности позволило  поддержать  и инициировать  имеющиеся у детей  способности, интересы и сформировать чувство удовлетворения от проделанной ими работы. Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения.

Родители, участвуя в реализации исследования, явились не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе исследований, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.

Все участники исследования (обучающиеся, педагоги, родители) проявили большой интерес к данной работе, родители ближе познакомились друг с другом, у них возникло понимание наших трудностей, желание к дальнейшему сотрудничеству и продолжению участия в образовательном процессе.

Внедрение технологии проектной деятельности  в образовательную  практику ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности. Изменяется и психологический климат в группе детей, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Кроме этого, использование проектной технологии  в работе с дошкольниками помогает решению  очень важной задачи: как сделать  родителей своими единомышленниками и вовлечь в формирование единого образовательного пространства для их детей.

Использованная литература

1. . Иванов Д.А. Определение содержания основных понятий, необходимых для реализации ФГОС в учебном процессе»// Методист, № 4, 2012.

2. Методология и методы школьной работы, принятые российским образованием    в  20 гг. ХХ века.//Наука и практика воспитания и дополнительного образования, № 2, 2012.

3. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников./Журкина А.Я., Назарова Н.Н. Книга для учителя. – Шуя: Изд-во ГОУ «ШГПУ», 2010.

4. О.А.Зыкова. Экологическое воспитание: работа с родителями.//Народное образование, № 7, 2007.

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.//Методист, № 3, 2004

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

7. Методист, № 2, 2012.

8. referat.znate.ru/docs/index-6810.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.Технология...

«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»

laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Статья: Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...