Проект "Линия Соединения"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
материалы, отражающие участие в международном проекте "Линия Соединения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnaya_karta_proekta.doc | 42.5 КБ |
organizovannaya_deyatelnost.doc | 38.5 КБ |
konsultaciya_dlya_roditeley_nravstvennoe_vospitanie_detey_v_seme_i_dou.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
ПРОЕКТ « СЕМЬЯ »
ТИП ПРОЕКТА: Социально-личностный
практико – ориентированный, краткосрочный.
Срок реализации проекта: (3 недели) с 4.02.2013г. по 22.02.2013г.
Отчет: 4 неделя февраля.
АВТОРЫ ПРОЕКТА: воспитатель - Горелова Н.П.
мл. воспитатель - Редько Т.В.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети II мл. группы ( 3-4 года),
родители, воспитатели (реализация),
зам. Заведующей В.М.Р. – Тяпкина Н.С.
ЭПИГРАФ ПРОЕКТА: Семья – источник вдохновенья,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О.В. Токмакова
УЧРЕЖДЕНИЕ: МБДОУ «ЦРР- д/с №13»
Тульская область, г. Ефремов.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: дети любят и заботятся о членах своей семьи; с желанием оказывают свою помощь родным и близким.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: вызвать положительные эмоции о семье, воспитание любви к близким и желание заботиться о них.
ЗАДАЧА ПРОЕКТА: формировать элементарные представления, что такое хорошо и что такое плохо, создавать условия для проявления доброжелательности, доброты, дружелюбия с родными и близкими, в группе со сверстниками.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений через родных и близких людей. Формирование уважительного отношения к окружающим.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры.
Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная.
Любовь родителей к своим детям безгранична.
Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.
Положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон, те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.
Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил…
МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ:
- анкетирование родителей и детей, наблюдения и беседы;
- дидактические игры;
- проблемные ситуации;
- диагностика.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- НОД ( непосредственно образовательная деятельность), беседы, отнощение непосредственно предметно-пространственной среды;
- работа с родителями.
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- оформление фото выставки «Дружная семейка»
- создание поделок детьми родным и близким ( аппликация, рисование)
- организация выставки « Наши добрые дела ».
- презентация проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ЭТАП | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. Целеполагание | - подготовка необходимого материала для реализации проекта. - подбор и изучение научной литературы и ФГТ по данному вопросу. - анкетирование родителей по теме. - беседа с детьми « Хорошо, если быть добрым» |
2. Введение в проект | - оценивание. Просмотр мультфильма про Лунтика ( задача оценить героя Лунтика) - вызвать у детей желание совершать добрые поступки. |
3. Работа с родителями | - анкетирование родителей. - консультация для родителей «Семья – зеркало поведения ребенка» |
4. Реализация проекта ( обучающая деятельность) | - чтение различной художественной литературы по теме взаимоотношений в семье, детей со сверстниками. - заучивание стихотворений о добрых взаимоотношениях в семье и детей друг с другом. - дидактические игры; «Помоги маме отыскать своего малыша», «Помоги малышу найти свой домик». Сюжетно-ролевые игры; «Дочки – матери», «Семья», «День рождения», «Детский сад». - беседы; « Что нужно делать, чтобы порадовать маму?», «Как надо играть со сверстниками» - этюды; «Улыбнемся друг другу», «Скажем доброе слово мамочке», «Улыбнемся своей мамочке» - оценивание; просмотр мультфильмов про Лунтика с последующим обсуждением героев. |
5. Реализация проектов (продуктивная деятельность) | - аппликация; «Самолетик» - поздравительные открытки к 23 февраля для папы и дедушки». - лепка; «Угощение для Лунтика» (фрукты). - создание коллективного панно ко дню рождения детей в феврале « Разноцветные ладошки» - оформление фотовыставки; «Наши добрые дела».
|
6. Итоги проекта | - презентация проекта. - участие в конкурсе проектов «Путешествие в страну Милосердия» |
7. Определение задач для новых проектов | - продолжать воспитывать любовь, добрые отношения к родным, близким, дружеские отношения среди детей в группе. - продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе, семье и сверстникам. |
Проект допущен (не допущен) к реализации.
Зам. Заведующей по ВМР – Тяпкина Н.С.
30.01.2013г.
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: САМЫЙ ДОРОГОЙ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, продуктивная.
Цели: создание условий для развития способности к эмоциональному сопереживанию, воспитание гуманного отношения к родным и близким людям.
Задачи: формировать умения понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей, давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
С о д е р ж а н и е
О р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и
- Беседа.
- Ребята кто для вас самый дорогой человек на свете? ( Мама.)
Чтение стихотворения В Руссу о маме
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть, одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Рассматривание странички о маме в альбоме «Берегиня».
- Рассказы о маме ( с использованием приема игрового упражнения: «Моя мама…», в котором дети заканчивают предложение).
- Обсуждение и проигрывание ситуации.
В о с п и т а т е л ь. Мама Семена пришла за ребенком в детский сад. Она устала, просит Семена собраться быстрее, потому что нужно зайти в магазин, купить продукты, приготовить ужин. Семен начал кричать, стал разбрасывать вещи, капризничать. Мама обиделась.
Примерные вопросы:
- Почему мама обиделась? Как должен поступить Семен?
- Как бы поступила ваша мама? Что бы сделали вы?
- Как, вы думаете, поступила мама Семена?
В о с п и т а т е л ь. Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится, в любую радостную и трудную минуту с нами: порадуется, поддержит, поможет, защитит, поймет и простит.
- А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?
- Чтение стихотворения Г. Ладонщикова « Я не плачу»
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы мама:
«Ну прости, в последний раз!...»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
- Почему рассердилась мама?
- Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?
- Как можно помочь малышу в этой ситуации?
- Обсуждение правил поведения со взрослыми.
- Будь ласков с родителями, с теми, кто заботиться о тебе дома.
- Помогай маме, бабушке, сестренкам и братишкам.
- Будь вежливым и приветливым.
- Если ты обидел дорогого тебе человека, то обязательно попроси прощения.
- Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости».
- Сделай маме что- нибудь приятное, она будет этому очень рада.
- Художественная деятельность «Подарок для любимой мамочки».
На листе бархатной бумаги дети выкладывают шерстяными цветными нитками букет цветов.
7. Исполнение песни о маме ( по желанию детей).
Тема: ПОЧЕМУ МЫ ОБИЖАЕМ БЛИЗКИХ НАМ
ЛЮДЕЙ?
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследователбская.
Цель: побуждение к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
Задачи: способствовать развитию умения детей различать понятия «хорошо» и «плохо»; формировать осознание моральной стороны поступков.
С о д е р ж а н и е
О р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и
- Игровая ситуация.
Педагог показывает детям два «волшебных» мешочка. На одном изображено солнышко, на другом – тучка.
- Когда вы смотрите на солнышко, какие чувства вы испытываете? О чем думаете? ( Радостные, веселые, добрые.)
- А какое настроение у вас, когда смотрите на тучу? ( неприятное, грустное.)
- Мы с вами теперь стали взрослые, умеем играть дружно, помогать старшим и друг другу, определять хорошие и плохие поступки. В мешочек с солнышком мы начнем собирать желтые фишки с хорошими делами, а в мешочек с тучкой – черные фишки. В пятницу мы будем подводить итоги, пересчитывать фишки. Таким образом, мы узнаем, насколько хорошо или плохо мы прожили неделю в детском саду. Если у нас мешочек с тучкой останется пустой, это будет означать, что мы настоящие друзья, воспитанные и хорошие дети, которые не совершаб\ют плохих поступков.
Давайте попробуем. Подумайте: что хорошее было сегодня? Кто из вас сделал что-то хорошее? А что было неправильным?
( Дети собирают фишки.)
- Обмен мнениями, рассуждения.
- Какие добрые дела вы делали дома для родителей?
- Продолжите «Когда я вижу уставшую маму, то…»
- Объясните смысл высказывания: «Отец и мать – священные слова» Как вы понимаете это? Почему так говорят?
- Чтение стихотворения «Мама спит, она устала».
- Игровое упражнение «Мама устала».
Дети встают в круг, в центре которого-стул. На него садится ребенок. Это «мама». Дети получают задание: представить, что «мама» пришла с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к « маме»? Ребенок, сидящий на стуле, мимикой и пантомимикой изображает «уставшую маму». Если дети затрудняются, им предлагают возможные варианты: что-нибудь принести, накрыть на стол, убрать посуду, помыть чашки, включить чайник.
- Чтение стихотворения «Улыбка мамы»
Ничего милее нет
Маминой улыбки-
Словно вспыхнет солнца свет,
Мрак развеет зыбкий.
Словно хвостиком блеснет
Золотая рыбка-
Радость солнцу принесет
Мамина улыбка.
Рисование на тему «Мама улыбается».
- Рефлексия:
На заготовке – круге, желтого цвета дорисовать улыбочку мамочки.
- О ком мы говорим?
- Как мы будем относиться к близким?
- Мамам понравятся улыбки, которые вы нарисовали.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Нравственное воспитание учащихся в семье и в ДОУ.»
Цель:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»
( В.А. Сухомлинский).
План:
Сотрудничество семьи и детского сада.
Роль семьи в формировании нравственных качеств ребёнка.
Воспитательный потенциал семьи.
Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.
Принципы взаимодействия взрослых и детей.
Материал для обсуждения.
Вопрос о нравственном воспитании – один из наиболее важных вопросов в педагогике. Ещё большее внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках, например:
Не всякому строгое взыскание идёт на пользу.
От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).
Но потакать капризам и проступкам детей нельзя.
Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
Дай ребёнку волю – сам пойдёшь в неволю (литовская).
Всё же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка.
Сперва вытащи ребёнка из речки, а потом уж карай ( так говорят в некоторых странах африканского контингента).
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и образовательные учреждения являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Уже в детском саду мы сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением детей, касаются не только школьного возраста, но и более младших ребят. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а уже в 1—3 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на поведении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках.
Какую роль в этот период в жизни детей должна играть семья и сад? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современный детский сад всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один ребенок — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и сада — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования сада является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Задача ДОУ — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для дальнейших педагогов.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед садом также остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в ДОУ существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача воспитателя — заложить в ребенке понимание того, что сад — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с домом. Воспитание детей в саду не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет детскому саду, а сад оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи):
По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.
В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:
1) неполная семья ;
2) конфликтная атмосфера в семье;
3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело сада»;
4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.
Задачи воспитателя:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Дети любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений дети постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Детей среднего возраста убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего возраста требуется размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия считается наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании считается запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.
Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и ДОУ, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Косоглазие в соединении с близорукостью и дальнозоркостью
Близорукому ребёнку, чтобы видеть вблизи, не нужны приспособления, автоматически поворачивающие глазное яблоко к носу. Поэтому мышцы, поворачивающие глазное яблоко внутрь, атрофируются, и при этом п...
Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб
Консультация для родителей...
Подвижные игры на соединение речи с движениями
Подвижные игры в работе, могут быть полезны в усвоении учебного материала. С помощью таких игр развивается слуховое внимание, общая моторика, координация движений, также улучшается эмоциональныйц фон ...
Пластилинография, как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования
Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками Пластилинография в чистом виде доступна для детей ср...
Работа с конструктором с соединением
Методическое пособие для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольноо возраста по конструированию.Конструирование можно считать эффективным средством развития математических знаний у...
«Продолжение знакомства с деталями конструктора LEGO DUPLO. Пластины. Соединение деталей между собой. Чудесный мешочек»
Цель данного занятия познакомить детей 4-5 лет с пластинами конструктора LEGO DUPLO, научить соединять детали между собой, развить умения соотносить с образом результаты собственных действий при конст...