Кружок "Горенка" (приобщение к истокам русской народной культуры)
рабочая программа (старшая группа) по теме
Перспективное планирование по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, бытом, праздниками, промыслами, играми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gorenka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Месяц | Неделя | № занятия | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия | Национально-региональный компонент |
Сентябрь | 1 | 1
| Беседа | «В гости к хозяюшке» | Познакомить детей с русской избой, печкой, кухонной утварью, кочергой, люлькой. Рассмотреть репродукции русской народной избы, отметить ее строение и внешний вид. Воспитывать у детей любознательность. | Познакомить с жилищем и бытом русского человека |
2 | 2 | Беседа | «Сентябрь – золотое лето» | Познакомить детей с первым осенним месяцем; его названием, приметами, деятельностью людей. Заучивание заклички «Восенушка-осень». Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать усидчивость. | Познакомить с деятель-ностью людей осенью, уборкой урожая | |
3 | 3 | Беседа | «Русские народные праздники в сентябре» | Познакомить детей с сентябрьскими праздниками (Куприянов день, Семенов день, Осенины). Рассказать о деятельности людей в эти праздники, о их значении в жизни людей. Воспитывать внимательность, умение внимательно слушать. | Знакомство с русскими народными праздниками осенью | |
4 | 4 | Аппликация из природного материала (листья) | «Лес точно терем расписной…» | Учить детей работать с природным материалом. Развивать воображение, умение работать коллективно. Воспитывать аккуратность в работе. | Воспитывать уважение и любовь к родной природе | |
Октябрь | 1 | 5 | Беседа | «Октябрь – месяц листопад» «Октябрь – грязник, ни колеса, ни полоза не любит». | Познакомить детей со вторым – коренным месяцем осени. Побеседовать о приметах в октябре, его народных названиях. Познакомить детей с праздником Покровом, с деятельностью людей в этот праздник, его значении в жизни людей. Познакомить с играми «В углы», «Карусель». | Знакомство с русскими народными приметами, играми русского народа осенью |
2 | 6 | Беседа | «Посиделки» (Праскева-льняница – 27 октября) | Познакомить детей с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота» | Знакомство с народным прикладным искусством | |
3 | 7 | Беседа | «Народные промыслы» «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая хохлома» | Формировать целостное представление детей о народных промыслах, о традициях народного искусства. Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказать о традициях хохломской росписи. | Знакомство с народным промыслом «Хохлома» | |
4 | 8 | Рисование | «Где живет перо Жар-птицы» | Дать представление об основных элементах, используемых художниками: реснички, травинки, завитки, капельки, кустики. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Воспитывать уважение к народному промыслу, учить рисовать его элементы | |
Ноябрь | 1 | 9 | Беседа | «Ноябрь – сумерки года» «Ноябрь – гвоздит, а декабрь – мостит» | Рассказать детям о последнем осеннем месяце, о его приметах, о народном названии – грудень. Познакомить детей с ноябрьскими праздниками: Синичкин день и Кузьминки. Познакомить с обрядом закармливания земли, целью этого обряда в жизни людей. Воспитывать у детей внимание. | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками |
2 | 10 | Беседа | «Хорош чугунок – хорош и обед» | Продолжать знакомить детей с русской избой, с печкой, с кухонной утварью; с тем как раньше люди готовили себе еду; познакомить с пословицами о кухонной утвари, о гостеприимстве русского человека. Воспитывать уважение к русскому народу и его гостеприимству. | Знакомство с бытом русского народа, воспитание уважения к русскому гостеприимству. | |
3 | 11 | Беседа | «Гончарные мастеровые» | Рассказать детям о гончарном промысле. Познакомить со всеми этапами изготовления глиняной посуды, показать иллюстрации. Рассмотреть глиняный кувшинчик. Воспитывать интерес к гончарному промыслу и изготовлению глиняной посуды. | Знакомство с народным промыслом | |
4 | 12 | Лепка из глины | «Различная посуда» | Познакомить детей с новым материалом для лепки – глиной. Рассказать о ее свойствах. Рассмотреть образцы глиняной посуды. Показать приемы лепки из глины. Воспитывать аккуратность в работе. | Воспитывать уважение к гончарному труду | |
Декабрь | 1 | 13 | Беседа | «Зима – не лето, в шубу одето» | Беседа о первом месяце зимы – декабре (студень). Поговорить о характерных особенностях зимы. Рассказать детям, почему раньше люди считали декабрь – вершиной года. Познакомить с декабрьскими праздниками. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь» | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками, играми |
2 | 14 | Беседа | «Какова пряха, такова на ней рубаха» | Познакомить детей с русской народной одеждой, историей ее возникновения (сарафан, рубаха). Рассказать детям способы изготовления одежды. Познакомить с прялкой. Воспитывать в детях любознательность. | Знакомство с русским народным националь-ным костюмом | |
3 | 15 | Рисование | «Русский сарафан» | Учить детей украшать русский сарафан различными узорами, подбирать соответствующие цвета. Учить опираться на образец русского сарафана. Воспитывать аккуратность в работе. | Учить детей видеть красоту русского костюма | |
4 | 16 | Беседа | «Придет коляда накануне Рождества» | Побеседовать с детьми о рождественских праздниках, святках (с 7 января по 19 января), святочных гаданиях. Рассказать о колядовании. Заучить с детьми рождественские колядки. | Знакомство с русскими народными праздниками | |
Январь | 2 | 17 | Беседа | «Январь – году начало, зиме серединка» | Беседа с детьми о месяце январе, его народном названии (просинец). Деятельностью людей в этом месяце. Поговорить о праздновании Старого Нового года (14 января), празднике Крещение (19 января) и его истории, о купании в крещенскую ночь. Воспитывать у детей внимательность и умение слушать. | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками |
3 | 18 | Беседа | «Не по Сеньке шапка» | Побеседовать с детьми о русских народных головных уборах (мужских – шапка малахай – овчинная треуха, женских – повой, кичка, кокошник). Рассказать кто какие головные уборы носил и что они значили. Воспитывать у детей интерес к русской народной культуре. | Знакомство с русским народным головным убором | |
4 | 19 | Рисование | «Укрась девичий кокошник» | Продолжать учить детей рисовать различные узоры с опорой на наглядный материал, подбирать соответствующие цвета. Воспитывать аккуратность и старательность в работе. | Учить детей видеть красоту русского костюма, головного убора | |
Февраль | 1 | 20 | Беседа | «Февраль рог зиме сшибает» | Беседа о месяце феврале, деятельностью людей в этот месяц. Рассказать о том, что февраль называют свадебником, т.к. раньше в феврале играли много свадеб. Познакомить с праздником Кудесы (10 февраля) и почетанием домового в доме. Воспитывать внимание, умение слушать. | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками |
2 | 21 | Беседа | «Гжель прекрасна» | Познакомить детей с гжельским художественным промыслом, особенностями гжельской росписи, цветовой гаммой, историей ее возникновения. Воспитывать интерес к народному промыслу. | Знакомство с народным промыслом «Гжелью» | |
3 | 22 | Рисование | «Гжель – синь России!» | Продолжать знакомить детей с гжелью. Учить выделять характерный особенности росписи. Формировать у детей умение узнавать гжельскую роспись из множества других. Воспитывать усидчивость и любознательность. | Учить видеть красоту гжельской посуды, воспитывать уважение к труду | |
4 | 23 | Беседа | «Масляница Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа с детьми о народном празднике Масленице, о том как люди встречают и празднуют этот праздник. Рассказать что праздник длится неделю и каждый день особенный: пон – встреча, вт – заигрыш, ср – лакомка, разгул, чет – четверток, пят- тещины вечеринки, суб – заловкины посиделки, вос – прощеный день. | Познакомить с русским народным праздником – Масленицей, с его празднова-нием | |
Март | 1 | 24 | Беседа | «Март – утро года» | Беседа о марте месяце, о деятельности людей в это время, о народном названии марта: протальник, березол. Поговорить с детьми о весенних приметах. О дне весеннего равноденствия – 21 марта. Заучивание весенней заклички «Весна красна» | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками |
2 | 25 | Беседа | «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» | Беседа с детьми о русских народных пословицах и поговорках. Объяснить детям их происхождение и назначение в нашей речи. Помочь детям понять смысл пословиц и поговорок. Заучивание пословиц о смелости. | Знакомство детей с мудростью русских пословиц | |
3 | 26 | Чтение | Русская народная сказка «Жихарка» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка», с новым словом «Удаленький», помочь понять его значение, расширить словарный запас детей. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на заданные вопросы. | Знакомство со сказками и тем, чему они учат | |
4 | 27 | Беседа, рисование | «Красавица матрешка» | Беседа с детьми о возникновении русских народных игрушках, о их символизации в жизни людей (конь – солнце, птица – воздух или вода). Рассмотреть с детьми Загорскую матрешку, ее красивый наряд. Учить детей кончиком кисти украшать матрешку, опираясь на образец, воспитывать аккуратность в работе. | Знакомство с народным промыслом. | |
Апрель | 1 | 28 | Беседа | «Апрель – первая улыбка весны» | Беседа о месяце апреле, деятельностью людей, о народном названии апреля – снегогон, березень, о появлении мать-и-мачехи. Познакомить детей с апрельскими приметами. Загадывание загадок о апреле и о весне. Заучивание стихотворения С.Маршака «Апрель» | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками |
2 | 29 | Беседа | «Благовещенье. Вербное воскресенье» | Посещение «избы», беседа о празднике Благовещенье и праздновании Вербного воскресенья, о вербе. Проведение русской народной игры «Верба-вербочка». | Знакомство с русскими народными праздниками | |
3 | 30 | Беседа | «Пасха!» | Беседа с детьми о великом праздновании Пасхи, о том, что делают люди в этот день и предыдущие дни, зачем красят яйца и пекут куличи. | Знакомство с русскими народными праздниками | |
4 | 31 | Рисование | «Пасхальное яйцо» | Развивать у детей самостоятельность, задумку, воображение при раскрашивании пасхального яйца. Учить рисовать кончиком кисти, подбирать самостоятельно цветовую гамму. Воспитывать аккуратность в работе. | Знакомство с традициями русского народа | |
Май | 1 | 32 | Беседа | «Май леса одевает, лето в гости ожидает» | Беседа о последнем весеннем месяце, его народном названии – травень, цветень, о деятельности людей в это время. Поговорить о приметах мая. Знакомство с русской народной игрой «Скакалка». | Знакомство с русскими народными приметами, обрядами и праздниками |
2 | 33 | Беседа | «Дымка» «Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо - сказки. Вечера зимой так длинны, И лепили там из глины» | Познакомить детей с народным прикладным искусством Вяткого края, историей его возникновения, процессом изготовления глиняной игрушки. | Знакомство с народным прикладным искусством | |
3 | 34 | Рисование | «Дымковская свистулька уточка» | Учить детей рисовать элементы дымковской росписи. Располагать их правильно на свистульке, опираться на образец свистульки. Учить рисовать кончиком кисти, использовать правильную цветовую гамму. Воспитывать аккуратность. | Воспитывать уважение к прикладному искусству | |
4 | 35 | Итоговая беседа | «Прощай изба русская!» | Итоговая беседа о русской избе, ее оснащении, о русском самоваре. Прощальное чаепитие. | Подведение итогов, обобщение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...