Сюжетно - ролевая игра (диагностика)
рабочая программа по теме

Хапаева Елена Сергеевна

 

Полученные результаты таблицы определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poluchennye_rezultaty_tablicy_opredelyayut.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полученные результаты таблицы определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребёнка.

Компоненты
игры

2 года

3 года

4 года

1

2

3

4

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинаю ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей.

Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу.

Воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются пред началом игры.

Содержание игр

Основное содержание игры – действие с предметами. К концу 2-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.

Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно -ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых.

Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

Сюжет игры

Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизод сказок.

Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды хорошо знакомых сказок.

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

В конце 2-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов –заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм, общения.

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой  роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и  с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть  вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

Игровые действия, игровые предметы

К концу 2-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют   с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («это понарошку »). Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого), к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры

Дети используют разные предметные способы воспроизведения действительности, хорошо владеют действиями с сюжетно - образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во второй половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки  другими предметами.

Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены Предметно игровые действия; свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.

Правила игры

Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функции её регулятора.

Правила регулируют последовательность действий.

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

разработка диагностики по сюжетно-ролевой игре

как продиагностировать игру-,предлагаю диагностику критерии оценки игры....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Выступление на педагогическом совете "Методика проведения диагностики сюжетно ролевой игры в средней группе".

В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры....

Наблюдение за игрой детей (Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника») . Провести диагностику по критериям Д.Б. Эльконина.

Задачи диагностики:Подобрать необходимый диагностируемый материал. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей старшей группы. Проанализировать полученные результаты.Для опред...