Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры.
материал по теме

Дружинина Лариса Юрьевна

методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_syuzhetno-rolevoy_igry.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры

(Автор  О.В. Солнцева)

Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет.

Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.

Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.

Срок проведения : сентябрь 2011г; апрель 2012г.

Количество диагностированных: 25человек.

Диагностику провела:  Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель

Уровни освоения сюжетно- ролевой игры детьми четвертого года жизни.

Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен  в игровом общении, ребенок способен создать  игровую обстановку, выбирая предметы для игры.

Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль ,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.

Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого .в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия ,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей  требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.

Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны .использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет ,при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.

Диагностическая карта

Дата  проведения________

Фамилия , имя ребенка_____________ лет,__________мес.

Критерии  оценки

Степень выраженности в баллах

Комментарии к бальной оценке

1

2

3

Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание:

-Отражает в сюжете бытовые действия  или трудовые процессы взрослых,

-отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов,

-имеет предпочтения в игровых темах.

                   Общий балл:





















В комментариях следует отметить:

-степень разнообразия содержания сюжетно-ролевых  игр,

Преобладающие  темы игр,

-предпочитаемое ребенком содержание сюжетно-ролевой игры.

Наличие и особенности ролевого поведения :

-называет свою роль,

-называет роль партнера вовремя игры,

-вступает в ролевой диалог с воспитателем,

-вступает в ролевой диалог со сверстником,

-способен поддерживать ролевой диалог,

- меняет интонацию голоса в зависимости от роли.

                            Общий балл



























В комментариях  следует отметить:

-любимые роли ребенка,

-примеры ролевых диалогов.

Способен к использованию действий игрового замещения:

-использует предметные игровые действия,

-использует действия с предметами -заместителями,

- называет игровые действия,

- производит простые игровые действия.

                               Общий балл



















В комментариях следует отметить:

-типичные для ребенка действия с предметами-заместителями,

-преобладание одного из видов действия игрового замещения.

-

Способность к построению игрового сюжета:

-выдвигает игровые замыслы по ходу сюжета,

-показывает связь между действием и игровым сюжетом

                                 Общий балл











В комментариях следует отразить:

-примеры новых игровых замыслов.

Способность создавать обстановку для игры:

-выбирает необходимые  игрушки и предметы,

-замещает недостающие предметы другими,

                                 Общий балл







В комментариях следует отразить:

-примеры проявления творчества в создании игровой  обстановки.

Способность к игровой коммуникации:

-проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами,

-обозначает свои действия для партнера,

-обозначает свои действия для партнера о совместных действиях.

                                 

                   Общий балл

























В комментариях следует отразить:

-наличие у ребенка постоянных игровых партнеров.

                    Средний балл




Итоговый результат

педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 3-4 лет

Критерии  оценки

Степень выраженности в баллах

Начало года

Конец года

1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание:

-Отражает в сюжете бытовые действия  или трудовые процессы взрослых,

-отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов,

-имеет предпочтения в игровых темах.


1.6 (53%)


2 (66%)

Наличие и особенности ролевого поведения :

-называет свою роль,

-называет роль партнера вовремя игры,

-вступает в ролевой диалог с воспитателем,

-вступает в ролевой диалог со сверстником,

-способен поддерживать ролевой диалог,

- меняет интонацию голоса в зависимости от роли.

                           

1.5 (50 %)

1.8( 60%)

3. Способен к использованию действий игрового замещения:

-использует предметные игровые действия,

-использует действия с предметами -заместителями,

- называет игровые действия,

- производит простые игровые действия.

1.7 (51)

1.9(63.3%)

4. Способен к использованию действий игрового замещения:

-использует предметные игровые действия,

-использует действия с предметами -заместителями,

- называет игровые действия,

- производит простые игровые действия.

1.6 (53%)

2 (66 %)

5. Способность создавать обстановку для игры:

-выбирает необходимые  игрушки и предметы,

-замещает недостающие предметы другими

1.5 (50%)

2 (66%)

6. Способность к игровой коммуникации:

-проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами,

-обозначает свои действия для партнера,

-обозначает свои действия для партнера о совместных действиях.


2 (66%)


2.3(76%)





Средний балл

1.6(53%)

2 (66,6%)

Вывод: результаты педагогической диагностики   сюжетно-ролевой    игры   во второй младшей группе на начало года (53% недостаточный уровень) оказались недостаточно высокими  и повлияли  на  выбор гибко  выбранной тактики  педагогического взаимодействия  с детьми.   Что позволило  проследить динамику развития сюжетно- ролевой игры во второй младшей группе с 53% -66% .Поэтому  одной из задач на следующий год станет  продолжение  тактики педагогического взаимодействия  в сюжетно- ролевой игре.

Педагогическая диагностика сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.

Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.

Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.

Срок проведения :  сентябрь 2012г.

Количество диагностированных: 27 человек.

Диагностику провела : воспитатель Дружинина Л.Ю.

Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5лет.

Оптимальный уровень (2.5-3 балла).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей ,ребенок называет свои игровые действия , с интересом  ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.

Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных  сюжетных эпизодов ,ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками , включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность  по отношению со сверстниками.

Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные  роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.

Низкий уровень(1-1.5 баллов )освоение ребенком сюжетно- ролевой  игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает  затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре,пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность  по отношению к игровым партнерам.      

Диагностическая карта

Фамилия, имя ребенка__________________лет____месяцев

Критерии оценки

Степень выраженности в баллах

Комментарии к бальной системе

1

2

3

Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание.

-воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы,

-придумывает фантастические события

                       

  Общий балл













В комментариях следует отметить :

-преобладающие темы игр,

-Предпочитаемое ребенком содержание сюжетно- ролевой игры.

-разнообразия содержания сюжетно-ролевой игры.

Наличие и степень освоения ролевого поведения:

- называет свою роль до начала игры,

- способен к смене роли во время игры,

- обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры,

-проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником

                           

 Общий балл





























В комментарии следует отметить :

- любимые роли ребенка.

Способность к использованию действий игрового замещения.

-использует предметные игровые действия с предметами - заместителями,

- наличие изобразительных игровых действий ,

-производит действия речевого замещения.

                     Общий балл





















В комментарии следует отразить:

-типичные для ребенка действия с предметами заместителями,

-примеры речевого замещения.

Способность к построению игрового сюжета:

-выдвигает игровые замыслы по ходу игры,

-проявляет разнообразие игровых замыслов,

-проявляет инициативу в придумывании игровых событий,

-творчески подходит к выстраиванию замысла.

                          Общий балл









В комментарии следует отразить:

-примеры новых игровых замыслов.

Способность создавать обстановку для игры:

- выбирает необходимые игрушки в предметы,

-замещает недостающие предметы другими,

-проявляет творчество в создании  игровой обстановки.

                         

                      Общий балл

















В комментарии следует отразить:

-приемы проявления творчества в создании игровой обстановки.

Способность к игровой коммуникации:

-проявляет доброжелательность игрового  общения с партнерами- сверстниками,

-проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками.

                           

                      Общий балл

























В комментариях следует отразить:

-наличие у ребенка постоянных игровых партнеров.

                             Средний балл

Итоговый результат

педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 4 -5лет

Критерии оценки

Степень выраженности в баллах

Начало года

Конец года

1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание.

-воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы,

 -придумывает фантастические события

                       

2.4 (80%)

2. Наличие и степень освоения ролевого поведения:

- называет свою роль до начала игры,

- способен к смене роли во время игры,

- обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры,

-проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником

2.3(76%)

3. Способность к использованию действий игрового замещения.

-использует предметные игровые действия с предметами - заместителями,

- наличие изобразительных игровых действий ,

-производит действия речевого замещения.

2.4(80%)

4. Способность к построению игрового сюжета:

-выдвигает игровые замыслы по ходу игры,

-проявляет разнообразие игровых замыслов,

-проявляет инициативу в придумывании игровых событий,

-творчески подходит к выстраиванию замысла

2.5(83%)

5. Способность создавать обстановку для игры:

- выбирает необходимые игрушки в предметы,

-замещает недостающие предметы другими,

-проявляет творчество в создании  игровой обстановки.

2.5(83%)

6. Способность к игровой коммуникации:

-проявляет доброжелательность игрового  общения с партнерами- сверстниками,

-проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками.

2.6(86%)

Средний балл

2.4(80%)

Вывод: результаты педагогической диагностики  показали достаточный уровень развития сюжетно- ролевой игры (80%).Это говорит  о правильной выбранной тактики педагогического взаимодействия  в сюжетно- ролевой игре. Однако небольшие затруднения у детей вызвали -наличие и степень освоения ролевого поведения-  2.3(76%)  ,а также- способность к использованию действий игрового замещения-(2.4-80%).Поэтому основной задачей станет продолжение работы над проектом " Развитие познавательных интересов через  сюжетно- ролевую игру"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"

В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...

"Переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии её педагогического сопровождения"

Освоение педагогами ДОО принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников». Как направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии е...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Выступление на педагогическом совете "Методика проведения диагностики сюжетно ролевой игры в средней группе".

В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры....

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...