"Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей"
статья по теме
Из опыта работы музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.16 КБ |
![]() | 2.85 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №21» г. Тобольска
«Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей»
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Завьялова Татьяна Николаевна
г. Тобольск 2012г
Слайд 1 – Заставка детского сада
Слайд 2:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть всех вас в нашем детском саду, в нашем зале.
Слайд 3:
- Наш детский сад – наш добрый дом, в котором дружно мы живем!
- Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы на тему: Слайд 4:
«Использование разнообразных музыкальных видов детской деятельности в процессе интеграции образовательных областей».
Наш детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, которая обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям Слайд 5:
– физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных, личностных качеств детей в дошкольном возрасте решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
- Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии снижает Слайд 6: утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Приоритетность участия педагогов в занятии определяется тематикой и теми формами работы, через которые наиболее эффективно могут быть решены задачи закрепления и уточнения соответствующих знаний, умений и навыков детей.
Слайд 7:
- Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие, изменяются пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Ребенок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.
- Данная программа выделяет 10 образовательных областей Слайд 8:
(«Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация»), которые не должны реализовываться в образовательной деятельности в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придет целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или несколько) в другую.
- При разработке образовательной области « Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребенка дошкольного возраста является:
Слайд 9:
- Способом самовыражения;
- Способом познания и понимания окружающего мира;
- Универсальным способом жизнедеятельности;
Основные задачи педагогической работы в образовательной области
« Музыка» ориентированы на создание условий для развития разнообразных качеств и способностей ребенка, а так же, освоение им музыкально – художественной деятельности.
Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Сейчас я хочу поделиться опытом, и рассказать, как проходит интеграция всех областей в нашем детском саду.
- Совместно с воспитателями мы планируем и проводим занятия в разных нетрадиционных формах: Слайд 10:
в форме сказок, экскурсий, спектаклей, поиска, путешествий, фантазий, деловых игр, интегрированных занятий.
Слайд 11:
Занятие-путешествие
Путешествия привлекают детей тем, что вносят атмосферу неожиданности, непредсказуемости. Позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выражению у них чувств взаимопомощи, коммуникативных умений.
Занятие-сказка
Самая любимая форма занятия. Дети всегда готовы играть в сказку. Это их способ познания мира. Сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому. Занятия, построенные в виде сказки помогают ребёнку познавать мир умом и сердцем, и выражать своё отношение к хорошему и плохому.
Занятия-соревнования
Основу составляет состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных педагогом. Форма проведения таких занятий самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час».
Занятия-экскурсии
Во время экскурсий у детей появляются навыки грамотного поведения в
различных условиях: в природе, в быту. Предоставляется возможность общаться с различными объектами. Помогает закрепить умение ориентироваться в окружающей обстановке.
Интегрированные занятия
Интегрированные занятия интересны своей структурой. Они включают в себя несколько образовательных областей, связанных между собой одним сюжетом.
Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объём информации.
Слайд 12:
«Здоровье» и «Музыка»
- В интеграции с данной областью, использую на своих занятиях физические упражнения под музыку, основные виды движений: марш, бег, прыжки. Разучиваем с детьми песенки, одновременно выполняя упражнения по тексту песни, а также включаю двигательные разминки, игровой стретчинг. Выполняя упражнения под музыку, у детей формируется чувство ритма, такта, красивая и правильная осанка.
Слайд 13:
- С целью укрепления психофизического здоровья детей и воспитания в потребности здорового образа жизни, совместно с воспитателями и медицинской сестрой детского сада, были разработаны и проведены ряд мероприятий: «Школа дыхания», « Школа движения», «Айболит в гостях у ребят», «Витамины – наши друзья» и другие. Эти мероприятия объединили в себе элементы театрализации, слушания музыки, релаксацию, музыкотерапию, упражнения по лечебно физической культуре. Старались выполнять в соответствии с ритмом музыки различные упражнения с гимнастическими палками, обручами и одновременно следить за дыханием, осанкой. Использовались упражнения на профилактику плоскостопия, гимнастика для глаз. Танцевальное, игровое и песенное творчество детей было направлено на формирование у них эмоциональной отзывчивости к музыке, развитию координации движений, чувства ритма, быстроты реакции в играх.
Слайд 14:
«Безопасность» и «Музыка»
- Я своей работе с детьми использую современные технические средства: м\м экран, интерактивную доску. Обучаю детей, как правильно пользоваться ими, на каком расстоянии ставить стульчики от экрана и т.д. Провожу беседы с детьми по соблюдению правил в подвижных играх, во время бега и т.д. Если во время занятия мы отправляемся в поход или путешествие, мы снова вспоминаем с детьми все правила безопасности. Организовала досуги и развлечения по правилам дорожного движения. Приглашали сотрудников ГИБДД, а также школьников.
Слайд 15:
«Социализация» и «Музыка»
- В работе с детьми использую игры и игровые приемы, где дети учатся различать настроение музыки и передавать в своих движениях. Включаю упражнения и игры на формирование дружеских отношений между сверстниками. Обязательно на каждом занятии дети учатся давать оценку самим себе и действиям других. В старших группах провела занятия на тему « Где живет вежливость», « Помогите лесу». Дети научили волка, который был жадным и злым, стать добрым, вежливым и благородным.
Слайд 16:
- Область «Социализация» присутствует практически на каждом занятии. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», « Бальное платье», « Рыцари и принцессы» и т.д.), конечно же, во всем помогает детям музыка.
Слайд 17:
«Коммуникация» и «Музыка»
- Область коммуникация присутствует практически на всех музыкальных занятиях, использую в разных видах музыкальной деятельности. Например, после прослушивания музыки мы общаемся с детьми о характере и настроении музыки, составляем рассказы, рассматриваем иллюстрации; обсуждаем с детьми особенности выразительного исполнения песен и танцев. После выступления на праздниках, концертах, конкурсах, мы вместе с детьми просматриваем записи с выступлением. Детям очень нравится обсуждать свои выступления, смотреть на себя со стороны, замечать свои ошибки и достижения.
Слайд 18:
- В разделе «Музыкально – ритмические движения» - учимся с детьми общаться не словами, а жестами, движениями, мимикой. Дети просто обожают такие игры и упражнения, в которых используется данный вид общения.
Слайд 19:
- Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях способствует формированию у воспитанников личностных качеств: самоутверждение в коллективе, развитие коммуникативных способностей, мотивации успеха, что вносит разнообразие в жизнь детей и дарит им радость. Одним из видов театральной деятельности является игра - драматизация – это маленький спектакль, как переходная форма от игры к искусству. Объединяя несколько видов искусств, создаю уникальные возможности для художественного развития детей. Использование игр – драматизаций способствует объединению музыкального движения, пения, художественного слова, мимики и пантомимы, при этом все они подчиняются одной задаче – созданию художественного образа. Исполняя роль, ребенок не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа.
Слайд 20:
Зная, какими возможностями обладают игры – драматизации, агрессивному ребенку предлагаю роль, которая требует ненасильственного поведения, а неуверенному – роли, где он преодолевает тревожность и страх. Именно в театрализованной деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Результатом работы в данном направлении стали интегрированные развлечения с использованием элементов театрализации: «Муравей и стрекоза», « Мама для мамонтенка», «Под грибком», «Теремок наоборот» и другие.
Слайд 21:
«Познание» и «Музыка»
- Интегрируя с областью «Познание», знакомлю детей с музыкальными инструментами, композиторами, звуками, музыкальными терминами и т.д. Дети учатся различать музыкальные и немузыкальные звуки от окружающей среды. Данную область использую как часть занятия, а также провожу музыкальные киоски, гостиные. Для знакомства с новым материалом использую м\м экран, готовлю презентации, видеоролики, познавательные фильмы. Провела блок музыкальных интегрированных занятий на тему « Жизнь замечательных людей», где дети знакомились с биографией и творчеством композиторов.
Слайд 22:
- В рамках недели педмастерства провела для воспитателей открытое музыкальное интегрированное занятие « Игры со звуками», которое явилось одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства. Интересной находкой было включение творческих заданий для передачи настроения, характера музыки в пластике движений и игре на различных предметах (кубики, карандаши, киндеры, бумага, стульчики, стаканчики). Творческие исследования детей были направлены на достижение важных педагогических целей:
- изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых).
- приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений.
- исследование различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах.
- развитие тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.
Слайд 23:
- Музыка является одним из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики, металлофоны – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
- Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Мною были разработаны и проведены следующие праздники:
Слайд 24:
Маленькие модницы – конкурс красоты;
Путешествие на голубом автобусе;
«Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!»;
Офицером стать хочу;
Любовь с первого взгляда;
Путешествие по морю профессий;
Мамин день;
Ловкие, сильные, смелые и другие
- При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
- Особое внимание в наше время уделяется Слайд 25:
инклюзивному или по-другому интегративному воспитанию ребенка в детских дошкольных учреждениях. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. В нашем детском саду воспитывается и обучается два ребенка инвалида: один ребенок с проблемами опорно-двигательного аппарата (косолапие), второй – с физическими недостатками (отсутствуют фаланги пальцев на правой руке). Четыре года назад ходил мальчик с диагнозом ДЦП. Планируя занятия на группах, где есть дети инвалиды, я конечно, же учитываю индивидуальные возможности этих детей, подбираю для них задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Дети участвуют во всех видах музыкальной деятельности: танцуют, поют, участвуют в сценках, театральных постановках, играют по возможности на музыкальных и шумовых инструментах. Работает в нашем саду и консультативный пункт по направлению семейное воспитание. Через него я даю родителям консультации, провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации и т.д.
Слайд 26:
Диагностика
музыкальных способностей детей за последние 3 года
Из приведенной диагностики видно, что уровень музыкальных способностей детей стабильно повышается. Дети обладают достаточными знаниями и умениями в области музыкального воспитания благодаря использованию интегрированного подхода в организации образовательного процесса. Система интегрированных занятий носит здоровьесберегающий характер, производит реабилитационный эффект. О комплексном благотворном влиянии интегрированных занятий на ребенка, говорит и тот факт, что наши выпускники легко адаптируются в школе и успешно обучаются в ней.
Слайд 27:
- Не будем забывать, что ребенок воспринимает мир в единстве, целостно. Развивать эту целостность в гармонии, призваны интегрированные занятия.
Слайд 28:
Спасибо всем за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-693294-1488054265.jpg)
Организация предметно-развивающей среды по видам музыкальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей. ( Методический материал)
Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руково...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-751951-1511638795.jpg)
Взаимосвязь образования и здоровья детей в рамках ООП детского сада (Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе). Интеграция образовательных областей.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....
Консультация для педагогов на тему: «Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровый ребенок — это не только не болеющий ребенок, это ребенок...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/28/picture-1132644-1701168873.jpg)
Памятка для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».
Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной областифедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования «Физическое развитие»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1080662-1636629181.jpg)
«Интеграция различных видов детской деятельности в процессе физкультурно – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
laquo;Описание педагогического опыта»...
Буклет для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».
Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развит...