Паспорт инновационного проекта "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
проект

Киселева Елена Николаевна

Проект  "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников" направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА/ПРОГРАММЫ

Тема проекта/программы:

«Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

  1. Актуальность проекта/программы

Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего детства. Приобщение к искусству способствует накоплению социокультурного опыта дошкольников. Расширяется кругозор, формируется стремление к творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к культуре.

Согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из компонентов образовательной области художественно-эстетическое развитие является «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.

21 февраля 2024 года президент РФ В.В.Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию, в ходе которого уделил внимание вопросам культуры и образования, сказав, что они очень важны для укрепления нашей национальной идентичности, отметил, что «государство будет поддерживать все формы искусства».

     Выдающиеся подлинные шедевры изобразительного искусства хранятся в музеях, которые недоступны нашим детям и взрослым из-за территориальной отдаленности, поэтому у нас возникла идея организации картинной галереи в детском саду, которая сделает творения великих художников доступными и приобщит всех участников образовательного процесса, детей и взрослых, к миру живописи, повысит их общекультурный уровень.

  1. Основная идея проекта/программы, в том числе обоснование возможности реализации проекта/программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании 

В соответствии со «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года», в которой обозначены основные направления: содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры, необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом возрастных, индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Проект «Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.

  1. Сфера проектирования: образовательное пространство дошкольников в детском саду.
  2. Аудитория проекта/программы

Педагоги ДОО, воспитанники, родители воспитанников.

Социальное партнерство: МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 «Гармония», выставочный зал «Радуга» г.о.Чапаевск, филиал МБУ культуры «Центральная библиотечная система г.о.Чапаевск библиотека «Эврика».

  1. Цели, задачи и предмет проекта/программы

Цель: организация работы картинной галереи в ДОО для художественно-эстетического развития дошкольников.

Задачи:

-Проанализировать федеральную образовательную программу дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству;
- Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО по ознакомлению детей с живописью;
-Разработать методические рекомендации по организации картинной галереи в детском саду;

-спроектировать и апробировать систему организации педагогической работы по ознакомлению дошкольников с живописью в пространстве картинной галереи;

 -использовать эффективные формы взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей).
-Разработать дидактические и методические пособия, сценарии образовательных мероприятий с детьми и родителями  по приобщению детей к искусству.
- транслировать инновационные практики по ознакомлению детей с живописью и приобщению к искусству в педагогическом сообществе.

  1. Формы реализации

Организационно-коммуникативная: создание творческой группы, по
разработке организации педагогической работы по ознакомлению дошкольников с живописью. Повышение квалификации педагогов по данному направлению.
Просветительская: популяризация экспонатов картинной галереи среди участников образовательного процесса. Демонстрация и продвижение опыта педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью в условиях организованного пространства картинной галереи.
Проведение мастер-классов, отрытых показов образовательной деятельности с детьми.
Оценочно-диагностическая: оценка результативности проекта.

Продуктивная: интеллект-карты, дидактические пособия, развивающие игры по знакомству с репродукциями картин, художниками, электронные образовательные ресурсы, мини-проекты, конспекты занятий, экскурсий, сценарии мероприятий с детьми и родителями.

  1. Участники проекта/программы

Руководитель проекта/программы: методист Тучина Антонина Александровна

Координатор проекта/программы: старший воспитатель Киселева Елена Николаевна

Исполнители проекта/программы: творческая группа педагогов СП «детский сад «Березка»

Консультанты проекта/программы: ГАУ ДПО СО ИРО.

  1. Содержание проекта/программы, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта/программы

Этапы

Направления

деятельности

Содержание и методы

деятельности

База

реализации и необходимые условия организации работ

Исполнители

Прогнозируемые результаты и формы

их представления

Сроки

1. Подготовительный

Подготовка нормативно-правовой документации

Создание и актуализация локальных актов

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Размещение на сайте СП приказа об организации инновационной деятельности в СП. Должностная инструкция ответственного координатора. Распределение творческих заданий между членами творческой группы.

Сентябрь 2024

Анализ условий в ДОО

Мониторинг РППС по знакомству детей с изобразительным искусством.  

Заседание творческой группы «Результаты мониторинга РППС»

Проанализировать федеральную образовательную программу дошкольного образования в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Творческая группа педагогов

Аналитическая справка по результатам мониторинга РППС.

Аналитическая справка по результатам анализа с определением уровня готовности ДОО к реализации ФОП ДО в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству.

Сентябрь 2024

Сентябрь 2024

Подготовка кадров

-Прохождение курсовой подготовки педагогами;

обучение на семинарах, мастер-классах, совещаниях.

Изучение методических пособий:

-М.В.Богомолова, Е.Ю.Соловей, Р.М.Чумичева «Мир шедевров Картинная галерея в детском саду» ООО «Инженерная сила», 2023г.;

-Р.М.Чумичева «Ребенок в мире культуры: ценности, содержание, технологии. ООО «Инженерная сила», 2022г.;

-Р.М.Чумичева «Дошкольникам о живописи». ООО «Инженерная сила», 2022г.

АНО ДПО «Институт образовательных технологий»,

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

Творческая группа педагогов СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;

Анкетирование педагогов по результатам изученного материала. Составление плана консультаций по запросам педагогов.

Октябрь –

ноябрь 2024

В течение подготовительного этапа

Социальное партнерство

заключение договоров с социальными партнерами.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск

Директор ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск

Заключенные договора о социальном партнерстве

Сентябрь-октябрь 2024

Разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду

-Современные подходы к организации экспозиционных выставок;

-традиционные и современные формы знакомства дошкольников с изобразительным искусством;

-определить место и способы хранения репродукций

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Методические рекомендации для педагогов ДОО по организации пространства картинной галереи в детском саду

Октябрь 2024

Проектирование галереи.

-Ознакомиться с литературными источниками;

-посетить виртуальные выставки;

-сформировать состав экспонатов. Составить картотеку;

-приготовить этикетки и текстовые материалы;

-подготовить экскурсоводов.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Оформление галереи.

Сценарий открытия картинной галереи.

Ноябрь-декабрь 2024г.

2.Основной этап

Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по знакомству с произведениями изобразительного искусства. Подбор педагогических технологий развития художественно-эстетической культуры ребенка-дошкольника.

-составление комплексно-тематического плана посещения картинной галереи;

-организация экскурсий, лекций;

-культурно-просветительские и культурно-зрелищные тематические мероприятия

-культурно-образовательные проекты;

-совместные мероприятия с социальными партнерами

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Составлен комплексно-тематический план. Выбраны формы работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Организована систематическая педагогическая работа в образовательном пространстве картинной галереи.

Декабрь 2024-март 2026гг.

Аналитическая деятельность

-разработка карт педагогической диагностики художественно-эстетического развития детей в части знакомства детей с произведениями изобразительного искусства;

-проведение промежуточной педагогической диагностики

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Готовые карты педагогической диагностики.

Аналитическая справка по результатам промежуточной педагогической диагностики.

Размещение информации на сайте.

Разработка дидактических и методических пособий

Создание методического материала
для педагогов:
-серия конспектов по знакомству с экспонатами картинной галереи;

-дидактический материал для детей (дидактические, развивающие игры, интерактивные пособия, электронные образовательные ресурсы).

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

Банк методических и дидактических материалов и пособий. Размещение его на сайте ДОО

Распространение накопленного опыта в педагогическом сообществе.

-Участие в конкурсном движении;

-представление опыта на методических объединениях, семинарах, мастер-классах, форумах и др.;

-подготовка и публикация методических материалов

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

Воспитанники

Родители воспитанников

Грамоты, дипломы, сертификаты участия, сборники методических материалов

Заключительный этап

Аналитическая деятельность

-анализ и обобщение результатов проекта «Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников»;

-анализ достижений воспитанников;

-анализ профессиональных компетентностей педагогов в художественно-эстетическом развитии дошкольников;

-определение затруднений при
реализации проекта, пути их
преодоления;
-оценка методических и
дидактических материалов
-мониторинг результатов проекта.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Руководитель и координатор проекта

Размещение на сайте аналитических справок по подведению итогов проекта в запланированный период.

Апрель-май 2026г.

  1. Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достоверности результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов)

 Демонстрация опыта работы на окружных, региональных
и всероссийских мероприятиях, поддерживаемых Министерством
образования и науки Самарской области. Ход реализации проекта опыта
будет освещаться на официальном сайте СП детский сад «Березка», в
социальных сетях.

Проведение мероприятий с детско-родительской аудиторией.
Презентация результатов. Предоставление ежегодных отчетов. Публикации. Обратная связь от участников планируемых мероприятий.

  1. Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области (в том числе перечень планируемых к разработке нормативных правовых актов и/или учебно-методических разработок), включая предложения по распространению и внедрению результатов проекта/программы и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании

Обогащение образовательной, развивающей предметно-пространственной среды для художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников.

Повышение качества дошкольного образования в Самарской области. Повышение культурного уровня детей и взрослых (педагогов и родителей воспитанников).

Эмоционально-эстетическое и культурно-творческое развитие дошкольников как предпосылок успешного перехода от одного уровня образования к другому и развития талантов, способностей воспитанников в различных учреждениях культуры.

  1.  Предполагаемая продолжительность проекта/программы и его/её основных этапов

Реализация проекта рассчитана на три года с сентября 2024г. по май 2026г.
I этап – подготовительный (с сентября по декабрь 2024г).
Создание нормативно-правовой базы.

Анализ условий в ДОО.

Подготовка кадров.

Заключение договоров с социальными партнерами.

Разработка методических рекомендаций по проектированию картинной галереи.
II этап – основной (с декабря 2024г. по апрель 2026г.)

Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по знакомству с произведениями изобразительного искусства. Подбор педагогических технологий развития художественно-эстетической культуры ребенка-дошкольника.

Разработка дидактических и методических пособий.

Распространение накопленного опыта в педагогическом сообществе.

 III этап – заключительный (апрель-май 2026г.)

Аналитическая деятельность
Мониторинг результатов проекта
12. Оценка продуктов и результатов проекта/программы (продукты и результаты должны быть описаны конкретно, с указанием специфики заявленной темы проекта)

В СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск организована                картинная галерея для художественно-эстетического развития дошкольников.

Оценка дидактических и методических материалов по знакомству с произведениями изобразительного искусства в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования с привлечением экспертов и педагогов дошкольного образования.

  1. Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы (материальные и финансовые ресурсы, квалификация сотрудников, перечень имеющихся в наличии учебно-методических разработок, обеспечивающих проект/программу, и планируемых к разработке)

Для реализации проекта необходимы ресурсы:
кадровые ресурсы,
информационно-методические,
материально-технические.
Кадровые ресурсы достаточны для реализации проекта. Состав
педагогического коллектива – 25 человек. Из них:

Методист – 1 чел.

Старший воспитатель – 1 чел.

Специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, педагог дополнительного образования.

Из 25 педагогов 56 % имеют высшее образование, 44% - среднее специальное образование.
Педагоги по уровню квалификации распределены следующим образом: 56%
имеют высшую категорию, 24% имеют первую категорию, 16% соответствуют занимаемой должности  4% не имеют категорию.

Все педагоги проходят повышение квалификации в соответствии графиком.

В СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск открыт мини-музей картин «Русские шедевры» (дата открытия музея 24.11.2022г.), зарегистрированный в Региональном Центре детско-юношеского туризма и краеведения (свидетельство № 22799, протокол №7 от 01.02.2023г.)

          Организованы экспозиции: Репродукции картин русских художников разных жанров, изображения предметов народно-прикладного искусства;

          Репродукции картин русских художников «Времена года»;

          иллюстрации к детским художественным произведениям.

          Разработан календарно-тематический план экскурсионно-массовой работы.

 В соответствии с планом проведены экскурсии для воспитанников, родителей, педагогов. Совершены экскурсии в выставочный зал «Радуга» г.о.Чапаевск, организованы передвижные выставки детских творческих работ детской школы искусств «Гармония» г.о.Чапаевск.

В январе 2023 года педагоги детского сада делились опытом работы на окружном УМО ДО «Развитие творческих способностей дошкольников в ДОО» по теме: «Педагогическая гостиная «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников».

4 педагога прошли курсовую подготовку в АНО ДПО «Институт образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе «Организация Галереи в образовательной организации для решения задач художественно-эстетического и познавательного развития детей на основе интегративного подхода» в объеме 72 часов.

 В январе 2024 года в Российской компании «Инженерная сила» г.Самара нами приобретен комплект «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду» Выпуск № 1 с деревянными мольбертами.

Считаем, что ресурсная база, созданная в СП «детский сад «Березка» ГБОУ    СОШ № 10 г.о.Чапаевск позволяет организовать инновационную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении в рамках ФГТ».

Созданная эстетическая среда в детском саду вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниям...

НОВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими разной степени выраженности речевые трудности, в условиях специализированного ДО, позволяе...

"Инновационные формы организации образовательного процесса"

телемост - как средсво культурого общения детей....

Инновационные формы организации образовательного процесса с детьми раннего возраста в адаптационный период

В период адаптации для детей раннего возраста мы решили использовать инновационный материал "Кинетическкий песок, или волшебныйы песок", который благоприятно влияет на развитие мышления, пам...

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это р...

Особенности организации образовательного процесса по художественно - эстетическому развитию дошкольников»

laquo;Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному т...