Паспорт инновационного проекта "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
проект
Проект "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников" направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА/ПРОГРАММЫ
Тема проекта/программы:
«Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников».
- Актуальность проекта/программы
Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего детства. Приобщение к искусству способствует накоплению социокультурного опыта дошкольников. Расширяется кругозор, формируется стремление к творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к культуре.
Согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из компонентов образовательной области художественно-эстетическое развитие является «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.
21 февраля 2024 года президент РФ В.В.Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию, в ходе которого уделил внимание вопросам культуры и образования, сказав, что они очень важны для укрепления нашей национальной идентичности, отметил, что «государство будет поддерживать все формы искусства».
Выдающиеся подлинные шедевры изобразительного искусства хранятся в музеях, которые недоступны нашим детям и взрослым из-за территориальной отдаленности, поэтому у нас возникла идея организации картинной галереи в детском саду, которая сделает творения великих художников доступными и приобщит всех участников образовательного процесса, детей и взрослых, к миру живописи, повысит их общекультурный уровень.
- Основная идея проекта/программы, в том числе обоснование возможности реализации проекта/программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании
В соответствии со «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года», в которой обозначены основные направления: содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры, необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом возрастных, индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Проект «Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.
- Сфера проектирования: образовательное пространство дошкольников в детском саду.
- Аудитория проекта/программы
Педагоги ДОО, воспитанники, родители воспитанников.
Социальное партнерство: МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 «Гармония», выставочный зал «Радуга» г.о.Чапаевск, филиал МБУ культуры «Центральная библиотечная система г.о.Чапаевск библиотека «Эврика».
- Цели, задачи и предмет проекта/программы
Цель: организация работы картинной галереи в ДОО для художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать федеральную образовательную программу дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству;
- Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО по ознакомлению детей с живописью;
-Разработать методические рекомендации по организации картинной галереи в детском саду;
-спроектировать и апробировать систему организации педагогической работы по ознакомлению дошкольников с живописью в пространстве картинной галереи;
-использовать эффективные формы взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей).
-Разработать дидактические и методические пособия, сценарии образовательных мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.
- транслировать инновационные практики по ознакомлению детей с живописью и приобщению к искусству в педагогическом сообществе.
- Формы реализации
Организационно-коммуникативная: создание творческой группы, по
разработке организации педагогической работы по ознакомлению дошкольников с живописью. Повышение квалификации педагогов по данному направлению.
Просветительская: популяризация экспонатов картинной галереи среди участников образовательного процесса. Демонстрация и продвижение опыта педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью в условиях организованного пространства картинной галереи.
Проведение мастер-классов, отрытых показов образовательной деятельности с детьми.
Оценочно-диагностическая: оценка результативности проекта.
Продуктивная: интеллект-карты, дидактические пособия, развивающие игры по знакомству с репродукциями картин, художниками, электронные образовательные ресурсы, мини-проекты, конспекты занятий, экскурсий, сценарии мероприятий с детьми и родителями.
- Участники проекта/программы
Руководитель проекта/программы: методист Тучина Антонина Александровна
Координатор проекта/программы: старший воспитатель Киселева Елена Николаевна
Исполнители проекта/программы: творческая группа педагогов СП «детский сад «Березка»
Консультанты проекта/программы: ГАУ ДПО СО ИРО.
- Содержание проекта/программы, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта/программы
Этапы | Направления деятельности | Содержание и методы деятельности | База реализации и необходимые условия организации работ | Исполнители | Прогнозируемые результаты и формы их представления | Сроки |
1. Подготовительный | Подготовка нормативно-правовой документации | Создание и актуализация локальных актов | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Творческая группа педагогов | Размещение на сайте СП приказа об организации инновационной деятельности в СП. Должностная инструкция ответственного координатора. Распределение творческих заданий между членами творческой группы. | Сентябрь 2024 |
Анализ условий в ДОО | Мониторинг РППС по знакомству детей с изобразительным искусством. Заседание творческой группы «Результаты мониторинга РППС» Проанализировать федеральную образовательную программу дошкольного образования в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству. | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Творческая группа педагогов Творческая группа педагогов | Аналитическая справка по результатам мониторинга РППС. Аналитическая справка по результатам анализа с определением уровня готовности ДОО к реализации ФОП ДО в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству. | Сентябрь 2024 Сентябрь 2024 | |
Подготовка кадров | -Прохождение курсовой подготовки педагогами; обучение на семинарах, мастер-классах, совещаниях. Изучение методических пособий: -М.В.Богомолова, Е.Ю.Соловей, Р.М.Чумичева «Мир шедевров Картинная галерея в детском саду» ООО «Инженерная сила», 2023г.; -Р.М.Чумичева «Ребенок в мире культуры: ценности, содержание, технологии. ООО «Инженерная сила», 2022г.; -Р.М.Чумичева «Дошкольникам о живописи». ООО «Инженерная сила», 2022г. | АНО ДПО «Институт образовательных технологий», ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Педагоги ДОО Творческая группа педагогов СП «детский сад «Березка» Педагоги ДОО | повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Анкетирование педагогов по результатам изученного материала. Составление плана консультаций по запросам педагогов. | Октябрь – ноябрь 2024 В течение подготовительного этапа | |
Социальное партнерство | заключение договоров с социальными партнерами. | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск | Директор ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск | Заключенные договора о социальном партнерстве | Сентябрь-октябрь 2024 | |
Разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду | -Современные подходы к организации экспозиционных выставок; -традиционные и современные формы знакомства дошкольников с изобразительным искусством; -определить место и способы хранения репродукций | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Творческая группа педагогов | Методические рекомендации для педагогов ДОО по организации пространства картинной галереи в детском саду | Октябрь 2024 | |
Проектирование галереи. | -Ознакомиться с литературными источниками; -посетить виртуальные выставки; -сформировать состав экспонатов. Составить картотеку; -приготовить этикетки и текстовые материалы; -подготовить экскурсоводов. | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Творческая группа педагогов | Оформление галереи. Сценарий открытия картинной галереи. | Ноябрь-декабрь 2024г. | |
2.Основной этап | Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по знакомству с произведениями изобразительного искусства. Подбор педагогических технологий развития художественно-эстетической культуры ребенка-дошкольника. | -составление комплексно-тематического плана посещения картинной галереи; -организация экскурсий, лекций; -культурно-просветительские и культурно-зрелищные тематические мероприятия -культурно-образовательные проекты; -совместные мероприятия с социальными партнерами | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Творческая группа педагогов | Составлен комплексно-тематический план. Выбраны формы работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Организована систематическая педагогическая работа в образовательном пространстве картинной галереи. | Декабрь 2024-март 2026гг. |
Аналитическая деятельность | -разработка карт педагогической диагностики художественно-эстетического развития детей в части знакомства детей с произведениями изобразительного искусства; -проведение промежуточной педагогической диагностики | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Творческая группа педагогов | Готовые карты педагогической диагностики. Аналитическая справка по результатам промежуточной педагогической диагностики. Размещение информации на сайте. | ||
Разработка дидактических и методических пособий | Создание методического материала -дидактический материал для детей (дидактические, развивающие игры, интерактивные пособия, электронные образовательные ресурсы). | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Педагоги ДОО | Банк методических и дидактических материалов и пособий. Размещение его на сайте ДОО | ||
Распространение накопленного опыта в педагогическом сообществе. | -Участие в конкурсном движении; -представление опыта на методических объединениях, семинарах, мастер-классах, форумах и др.; -подготовка и публикация методических материалов | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Педагоги ДОО Воспитанники Родители воспитанников | Грамоты, дипломы, сертификаты участия, сборники методических материалов | ||
Заключительный этап | Аналитическая деятельность | -анализ и обобщение результатов проекта «Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников»; -анализ достижений воспитанников; -анализ профессиональных компетентностей педагогов в художественно-эстетическом развитии дошкольников; -определение затруднений при | ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка» | Руководитель и координатор проекта | Размещение на сайте аналитических справок по подведению итогов проекта в запланированный период. | Апрель-май 2026г. |
- Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достоверности результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов)
Демонстрация опыта работы на окружных, региональных
и всероссийских мероприятиях, поддерживаемых Министерством
образования и науки Самарской области. Ход реализации проекта опыта
будет освещаться на официальном сайте СП детский сад «Березка», в
социальных сетях.
Проведение мероприятий с детско-родительской аудиторией.
Презентация результатов. Предоставление ежегодных отчетов. Публикации. Обратная связь от участников планируемых мероприятий.
- Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области (в том числе перечень планируемых к разработке нормативных правовых актов и/или учебно-методических разработок), включая предложения по распространению и внедрению результатов проекта/программы и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании
Обогащение образовательной, развивающей предметно-пространственной среды для художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников.
Повышение качества дошкольного образования в Самарской области. Повышение культурного уровня детей и взрослых (педагогов и родителей воспитанников).
Эмоционально-эстетическое и культурно-творческое развитие дошкольников как предпосылок успешного перехода от одного уровня образования к другому и развития талантов, способностей воспитанников в различных учреждениях культуры.
- Предполагаемая продолжительность проекта/программы и его/её основных этапов
Реализация проекта рассчитана на три года с сентября 2024г. по май 2026г.
I этап – подготовительный (с сентября по декабрь 2024г).
Создание нормативно-правовой базы.
Анализ условий в ДОО.
Подготовка кадров.
Заключение договоров с социальными партнерами.
Разработка методических рекомендаций по проектированию картинной галереи.
II этап – основной (с декабря 2024г. по апрель 2026г.)
Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по знакомству с произведениями изобразительного искусства. Подбор педагогических технологий развития художественно-эстетической культуры ребенка-дошкольника.
Разработка дидактических и методических пособий.
Распространение накопленного опыта в педагогическом сообществе.
III этап – заключительный (апрель-май 2026г.)
Аналитическая деятельность
Мониторинг результатов проекта
12. Оценка продуктов и результатов проекта/программы (продукты и результаты должны быть описаны конкретно, с указанием специфики заявленной темы проекта)
В СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск организована картинная галерея для художественно-эстетического развития дошкольников.
Оценка дидактических и методических материалов по знакомству с произведениями изобразительного искусства в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования с привлечением экспертов и педагогов дошкольного образования.
- Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы (материальные и финансовые ресурсы, квалификация сотрудников, перечень имеющихся в наличии учебно-методических разработок, обеспечивающих проект/программу, и планируемых к разработке)
Для реализации проекта необходимы ресурсы:
кадровые ресурсы,
информационно-методические,
материально-технические.
Кадровые ресурсы достаточны для реализации проекта. Состав
педагогического коллектива – 25 человек. Из них:
Методист – 1 чел.
Старший воспитатель – 1 чел.
Специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, педагог дополнительного образования.
Из 25 педагогов 56 % имеют высшее образование, 44% - среднее специальное образование.
Педагоги по уровню квалификации распределены следующим образом: 56%
имеют высшую категорию, 24% имеют первую категорию, 16% соответствуют занимаемой должности 4% не имеют категорию.
Все педагоги проходят повышение квалификации в соответствии графиком.
В СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск открыт мини-музей картин «Русские шедевры» (дата открытия музея 24.11.2022г.), зарегистрированный в Региональном Центре детско-юношеского туризма и краеведения (свидетельство № 22799, протокол №7 от 01.02.2023г.)
Организованы экспозиции: Репродукции картин русских художников разных жанров, изображения предметов народно-прикладного искусства;
Репродукции картин русских художников «Времена года»;
иллюстрации к детским художественным произведениям.
Разработан календарно-тематический план экскурсионно-массовой работы.
В соответствии с планом проведены экскурсии для воспитанников, родителей, педагогов. Совершены экскурсии в выставочный зал «Радуга» г.о.Чапаевск, организованы передвижные выставки детских творческих работ детской школы искусств «Гармония» г.о.Чапаевск.
В январе 2023 года педагоги детского сада делились опытом работы на окружном УМО ДО «Развитие творческих способностей дошкольников в ДОО» по теме: «Педагогическая гостиная «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников».
4 педагога прошли курсовую подготовку в АНО ДПО «Институт образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе «Организация Галереи в образовательной организации для решения задач художественно-эстетического и познавательного развития детей на основе интегративного подхода» в объеме 72 часов.
В январе 2024 года в Российской компании «Инженерная сила» г.Самара нами приобретен комплект «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду» Выпуск № 1 с деревянными мольбертами.
Считаем, что ресурсная база, созданная в СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск позволяет организовать инновационную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении в рамках ФГТ».
Созданная эстетическая среда в детском саду вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/21/picture-434149-1398093892.jpg)
НОВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими разной степени выраженности речевые трудности, в условиях специализированного ДО, позволяе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-590071-1489689132.jpg)
"Инновационные формы организации образовательного процесса"
телемост - как средсво культурого общения детей....
Инновационные формы организации образовательного процесса с детьми раннего возраста в адаптационный период
В период адаптации для детей раннего возраста мы решили использовать инновационный материал "Кинетическкий песок, или волшебныйы песок", который благоприятно влияет на развитие мышления, пам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/18/picture-1144464-1600457412.png)
Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102636-1547543432.jpg)
Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-141223-1431963576.jpg)
Особенности организации образовательного процесса по художественно - эстетическому развитию дошкольников»
laquo;Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному т...