Конкурс знатоков русского языка (деловая игра для воспитателей)
материал по теме

Кузьменко Татьяна Евгеньевна

В материале представлены занимательные игровые задания, в ходе решения которых воспитатели закрепляют произносительные нормы русского языка. Форма конкурса - соревнование команд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_ring_znatoki_russkogo_yazyka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Педагогический ринг»

тема: «Знатоки русского языка»

Автор: воспитатель МБДОУ д-с к-в № 7 города Кропоткин Кузьменко Татьяна Евгеньевна

Цель:

Закрепить знания воспитателей о произносительных нормах русского языка; активизировать словарь; развивать умение работать в команде, аргументировать выводы, мобилизовать свои знания и опыт по теме

Материалы:

Карточки-сигналы: по одной для каждой команды; карточки с заданиями,  карандаши (ручки) по числу участников, писчая бумага; столы и стулья для участников и жюри

Правила:

Командам-участникам даются задания, на выполнение которых дается определенное время. В течение этого времени игроки коллективно решают поставленный вопрос. Ответы фиксируются письменно. По истечении  времени представитель команды отвечает, жюри оценивает ответ. Ведущий озвучивает задания, следит за выполнением регламента и очередностью выступлений.

Ход игры:

Задание № 1

«Представление»

Участники-педагоги тянут жребий, согласно которому происходит разделение педагогов на две команды. В течение минуты команда выбирает капитана, название команды и девиз. Представление команды максимально оценивается в два балла.

Задание № 1

«Заметь ошибки в тексте» (нарушение орфоэпических норм)

Ведущий зачитывает текст командам, команда отмечает  нарушение орфоэпических норм  записями; после прочтения представитель команды  называет общее количество отмеченных нарушений  и произносит слова правильно. За каждую замеченную и исправленную ошибку присуждается один балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Текст № 1

Крупный воеНОначальник Иванов сидел на диване и размышлял, как наилучшим образом организовать свой дОсуг. «Сходи к стоматологу», - посоветовала супруга, подавая идеально вычищенный двуХбортный пиджак. Мелочная опека дОнельзя раздражала Иванова. Ему давно пора запломбИровать больной зуб, но он с детства боялся зубных врачей.

Избавляя от необходимости неприятного визита в поликлинику, позвонили террористы и сообщили, что, если через 10 минут не будет демонтирована Останкинская башня, то по воздухопрОводу в детские учереждения города начнут поступать возбудители ветрЯной оспы. В городе ввели военное положение. ГусЕницы танков давили дОбела раскаленный асфальт. Жалобно хрустнула под натиском военной техники случайная досОчка. «Лучше бы я пошел к стоматологу», - грустно подумал Иванов.

Всего 10 (десять) ошибок

Правильно:

ВЕтряная оспа, военачальник, воздухопровОд, гУсеницы, двубортный, добелА, донЕльзя, дОсочка, досУг, запломбировАть

Задание № 2

«От двух до пяти»

Ведущий дает командам задание расшифровать  детские этимологические образования и  зашифровать для противника слова по аналогии. По первому пункту оценивается правильность ответа, по второму пункту - оригинальность мышления, творческий подход

Задание для команды № 1:

а) переведите с детского:

ТУШЕНИКИ, МОКРЕСС, БОЛЬМАШИНА, ОТРАВИТЬСЯ, ПАЛЬЧАТКИ

 (пожарники, компресс, бормашина, наестся травы, перчатки)

б) зашифруйте по аналогии:

морщинки у сердитой мамы (сердитки), ребенок царя и царицы (цареныш), закрывать двери на ключ (заключивать)

Задание для команды № 2:

а) переведите с детского:

ЖУРЧЕЙ, РЫЖКА, ЦЕПЛЯ, ДУХЛАЯ, СПУН (ручей, белка, петля, пахучая, соня)

б) переведите:

колыбельная, искры от огня, отстегивать пуговицы (убаюльная, огонята, отпугивать)

Задание № 3

«Полная Зубария»

Ведущий раздает командам тексты, в которых следует  заменить фразеологические обороты в тексте словами по смыслу. Запрещается заменять фразеологический оборот другими фразеологизмами. Побеждает команда, наиболее точно передавшая смысл текста.

Задание для команды № 1:

Если вы не в зуб ногой, и вдобавок вам что-то не по зубам, то не нужно понапрасну точить зубы, или же спорить зуб за зуб с тем, кто на этом деле зубы съел. Иначе вы попадете на зубок, и над вами могут даже скалить зубы.

Расшифровка:

Если вы ничего не знаете,  и вам не хватает умения, не нужно понапрасну испытывать злобу или спорить, не уступая, с теми, кто имеет в этом деле большой опыт. Иначе вы станете предметом насмешек и над вами будут насмехаться.

Задание для команды № 2:

Чтобы случайно не сломать зубы, лучше не чешите зубы, а держите язык за зубами, и уж тем более не вздумайте заговаривать зубы родным и начальству. Никогда не старайтесь навязнуть в зубах, иначе на вас будут иметь зуб, а то и покажут зубы.

Расшифровка:

Чтобы случайно не потерпеть неудачу в чем-либо, не болтайте, не болтайте, а уж тем более не вздумайте обманывать родственников и начальство. Никогда не старайтесь надоесть, иначе к вам будут иметь неприязнь, а то и покажут готовность дать отпор.

Ведущий:

Освоив эти правила, вы почувствуете, что наступила полная зубария, или отличное настроение. Тогда вы улыбнитесь пошире, и пусть все узнают, что ваши зубы, согласно словарю эпитетов,

крупные и ровные,

острые и частые,

твердые, жемчужные,

белые, клыкастые

мраморные, крепкие,

самые СМЕХАСТЫЕ !

Задание № 4

«Один и много»

Ведущий дает задание командам образовать множественное число от имен существительных

ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ.

После ответов команд ведущий сообщает, что все ответы правильные, тк. формы множественного числа в данном случае изменяются в зависимости от смысла слова. За данный конкурс все команды получают по очку; дополнительный балл получает команда, озвучившая, что в данном случае имеет значение лексическое значение слова.

ЛИСТЫ – бумажные, ЛИСТЬЯ – с дерева

КОРНИ – дерева, КОРЕНЬЯ – овощи

ЗУБЫ – у человека, ЗУБЬЯ – у пилы.

ПРОПУСКА - документы, ПРОПУСКИ – отсутствие

ХЛЕБЫ – печеные, ХЛЕБА – поля пшеницы

Задание № 5:

«Она - моя»

Командам предлагаются карточки с двумя колонками словосочетаний. Необходимо определить, в каком случае согласование слов верное.  За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

верно

неверно

Пахучий георгин

Пахучая георгина

Тесный ботинок

Тесная ботинка

Свежий овощ

Свежая овощ

Красивый тюль

Красивая тюль

Белый лебедь

Белая лебедь

Тесная манжета

Тесный манжет

Нежная вуаль

Нежный вуаль

Вкусное какао

Вкусный какао

Черный кофе

Черное кофе

Задание № 5

«Конкурс капитанов»

Капитанам команд предлагается узнать, о ком говорится в предложении – о мужчине или о женщине: «В течение дня я часто встречался с Зергес».

(Правильно: о женщине. Иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются у мужчин и не склоняются у женщин)

За правильный ответ капитан получает один балл. За обоснование ответа присуждается дополнительный балл.

Определение победителей, раздача призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловые игры для воспитателей "Неповторимый русский язык", "Словесная мозаика"

Деловая  игра проводится для совершенствования  педагогической  компетентности воспитателей, закрепления  знаний и умений педагогов в работе по использованию  методов и ...

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».Цель:повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчеств...

Деловая игра для воспитателей "Знатоки образования"

Деловая игра для воспитатетей и специалистов ДО на знание ФГОС...

Деловая игра для воспитателей "Знатоки детской художественной литературы"

Данный мктериал может использоваться как часть педагогического совета...

Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...

Конкурс "Знатоки русского языка" с подготовительными группами

Конкурс «Знатоки русского языка» с подготовительными группами.   Цель: закрепить приобретенные произносительные навыки Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепл...

«Русский язык-это интересно» (деловая игра для воспитателей)

laquo;Русский язык-это интересно»(деловая игра для воспитателей)...