Доклад. Развитие речи – основа умственного воспитания детей
материал на тему
Воспитатель, Хорлунова Н. В.
Доклад.
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.
Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.
В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._razvitie_rechi_-_osnova_umstvennogo_vospitaniya_detey.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Выполнила: воспитатель
Хорлунова Наталья Владимировна
Воспитатель, Хорлунова Н. В.
Доклад.
Развитие речи – основа умственного воспитания детей
Умственное развитие ребёнка происходит как в общения с взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый на занятиях в детском саду процесс умственного воспитания. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения.
Большое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми, следующими основными отношениями действительности: 1) «часть – целое», 2) «предмет – предмет», 3) «предмет – система предметов».
Планомерное и систематическое обогащение знаний детей осуществляется воспитателем, прежде всего на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, на которых они учатся объединять полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся чётко и правильно произносить звуки, слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении.
В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, потешки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия по воспитанию звуковой культуре речи желательно проводить на таком речевом материале и строить таким образом, чтобы они, помимо решения своей основной задачи, способствовали в различной степени и умственному воспитанию дошкольников.
В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.
Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, т.е. решать следующие задачи 1) работать над правильным понимание смысла слов; 2) расширять запас синонимов и антонимов; 3) формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; 4) активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребёнка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно, обеспечить гармоничное речевое развитие в частности формирование полноценных словообразовательных навыков и умений. При усвоении способов словообразовании важнейшей задачей является воспитание интереса к слову, чуткости его семантике и форме, создание широкой ориентировки в формально-семантических отношениях между одно структурными и однокоренными наименованиями, опыт творческого применения знаний и умений. Без этой основы невозможно сформировать грамматически правильные способы словообразования. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком освоения его звуковой стороны, определённого словарного запаса, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении родным языком «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение членению предложений на слова и составлению предложение из слов, т.е. приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Для этого дети должны осознавать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна не только в плане подготовки к обучению грамоте. При правильной организации и методике проведения занятий работа над лексическим составом предложения способствует обще речевому и умственному развитию детей. Таким образом, проводимая работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты, но и оказывает влияние и на умственное развитие дошкольников развитие умственной активности на формирование осознанного отношения к своей речи. Вместе с этим ребёнок учится сознательно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли. Воспитание умственной активности при ознакомлении старших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....
Консультация "Развитие речи через музыкальное воспитание детей"
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик арт...
Доклад "Развитие речи- основа умственного воспитания детей"
Доклад для педсовета...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи и нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей «Влияние развития речи на умственное воспитание дошкольников»
Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели пл...
Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»
Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...