Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) по теме
материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста»
«Сенсорное воспитание – основа умственного развития детей».
Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки… нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!
Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п
Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.
С помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.
Начиная с первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю малышей:
1) аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;
2) не мешать сверстникам;
3) инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;
4) завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.
В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и т. п.
По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.
Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.
Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.
В игре с детьми я создаю принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Мною представлены игры, которые разработаны и проводятся по сенсорному воспитанию в нашей группе, они апробируются в дошкольном учреждении согласно программе, оказывая плодотворное влияние на развитие ребенка.
Дидактические игры и упражнения:
«Что в ведерке? »
Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к игре.
Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого, синего, цвета (помидор, огурец, цветок, мяч) Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4, 5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.
«Чудо- коробочка»
Цель: Научить детей группировать объекты по величине, обучать соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.
Материал: комплект соответствующих вкладышей.
«Закрой окошко»
Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.
Материал: Игрушечный домик с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4, 4х4, 4х4, 4 см и шарик диаметром 4, 5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)
«Солнышко и тучка»
Цель: Развивать у детей координацию движения рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению цвета предметов.
Материал: Картонные силуэты солнышка и тучки, прищепки, соответствующего цвета.
«Разноцветные крышечки»
Цель: Обучать детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: Крышечки (зеленого, синего, красного, желтого цветов, емкости для крышечек разных цветов.
«Машины бусы»
Цель: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.
Материал: Большой шнурок, бусины (крупные) или крышечки с отверстиями для нанизывания, пример стихотворения: К Маше Миша приходил,
Машу в бусы нарядил.
Бусин много раз, два, три –
Как красиво, посмотри.
Использованная литература:
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М. : Просвещение, 1989г.
2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М. : просвещение, 1983 г.
3.Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н. Н. Ноддьякова, -М. : Просвещение 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста
Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...
«Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»
Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленн...
«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».
Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста...
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста...
Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"
Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...
Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...