Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.
статья по теме
Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчивая юношеством. И большинство психологов начинает работать именно с детьми, исключая родителей из данного процесса, а ведь ребенок является частью семейной системы и именно родители создают условия жизни и общения в данной системе.
С нашей точки зрения наиболее эффективным в таких случаях является именно работа с родителями или хотя бы с одним из них. Давайте рассмотрим данное утверждение. Для этого сначала обозначим, что такое семейная система, ведь ребенок является частью этой системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_konsultirovaniya_roditeley_v_semeynom_konsultirovanii.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Лилия Мирзеюсуфовна Катричева
Московский социально-гумманитарный институт
Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.
Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчивая юношеством. И большинство психологов начинает работать именно с детьми, исключая родителей из данного процесса, а ведь ребенок является частью семейной системы и именно родители создают условия жизни и общения в данной системе.
С нашей точки зрения наиболее эффективным в таких случаях является именно работа с родителями или хотя бы с одним из них. Давайте рассмотрим данное утверждение. Для этого сначала обозначим, что такое семейная система, ведь ребенок является частью этой системы.
«Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразования системы лежит внутри ее самой», как пишет Черников. Ребенок в семье обычно является самым слабым звеном, т.е. любое напряжение в семейной системе отражается на ребенке. В психологии даже есть такой термин, что ребенок это симптом семейной системы. В медицине мы лечим симптом, например, температуру, или причину? И что эффективнее? Если у нас температура, то это симптом, а причин может быть сколько угодно: простуда, ангина, отравление, солнечный удар и т.д. И самым эффективным будет лечение причины, а не симптома.
Точно также и в семье, если с ребенком, особенно дошкольником, трудности, то, как правило, причина лежит в семье и семейном воспитании. И, соответственно, если мы хотим помочь, то самой эффективной помощью будет работа именно с родителями, а потом только с ребенком.
Боб и Рита Резники, американские психотерапевты, считают, что ребенок в семье выживает. При рождении у него нет характера. В статье «Яд в курином бульоне» Рита Резник опирается на рассуждения Перлза. Зародыш в утробе матери целиком зависит от поддержки среды: питание, тепло и кислород обеспечиваются матерью. При рождении ребенок попадает в первую ситуацию выживания, он либо воспользуется возможностью самостоятельно дышать, либо умрет. Развиваясь, новорожденный учится сначала ползать, а потом и стоять, если ему не мешают. Но если носить ребенка все время на руках, он не научится стоять на своих ногах. В западной культуре матери стараются «помогать», поэтому их дети научаются ходить в среднем на год позже, чем в некоторых других культура, где детям разрешается экспериментировать, ошибаться и расти. Дети, которые получают требуемое посредством крика, не начинают учиться говорить. Но в жизни ребенок, который кричит и плачет, должен научиться говорить – или он умрет.
Таким образом, главное для ребенка это выживание, остальное вторично. Ребенок выбирает коммуникационную систему с наименьшими ресурсами, он приспосабливается к окружающему миру. Если это семья, где отец дерется, ребенок приспосабливается и уходит на задний план. Что бы выжить ребенку в такой семье ему надо стать незаметным и тихим и это здоровая форма выживания для него в данный момент времени. Когда этот способ существования в мире становится привычным и неосознаваемым – это и есть момент рождения характера, который формируют родители своим стилем общения с ребенком.
Ребенку особенно важны отношения с матерью, как во время беременности, так и далее. Ведь именно мать формирует представление о себе и об окружающем мире. Сначала именно мама является частью, самой главной частью окружающего мира. Как мама это делает? Через отзеркаливание мама показывает малышу, как он прекрасен. Ребенок делает пасочку из песка, а мама говорит о том, какая это замечательная пасочка. Это ощущение проходит вовнутрь ребенка и становится уже частью его самого. Т.е. при максимально положительном отзеркаливании ребенок чувствует себя максимально безопасно, и мир воспринимает в безопасном ключе. А если ребенок воспринимает мир в безопасном ключе, то он максимально активен, открыт, что способствует его развитию. Если для мамы недоступно такое восприятие ребенка, то ребенок приспосабливается. Приспособление может быть разным и оно отражается в поведении ребенка, в том числе и таким, какое не устраивает его родителей, а последствие это заниженная самооценка. И с этим ребенка привели к психологу.
На западе проводили эксперимент. Взяли четыре клетки. В первой была обезьяна и ее детеныши. Они были активны, бегали по всей клетке и иногда подбегали к маме. Во второй была искусственная обезьяна с подогревом. Здесь активность детенышей была меньше. Они чаще подбегали к манекену, чем в первой клетке. В третьей клетке был манекен обезьяны без подогрева. Детеныши больше сидели около нее, чем бегали по клетке, были мало активны, а отходили на маленькое расстояние и совсем на короткое время. В четвертой клетке вообще не было никого. Детеныши сидели в куче, прижавшись друг к другу, вообще не исследовали пространство клетки и были не активны. Таким образом, видно, что активность, а, следовательно, и развитие детенышей напрямую связано с ощущением безопасности, которое дает именно мама. Такую же параллель можно провести и с детьми.
Таким образом, мы видим, что влияние родителей на ребенка огромное, и чем младше ребенок, тем оно сильнее, ведь, чем меньше ребенок, тем он более зависим от родителей. Поэтому мы считаем, что наиболее эффективная форма работы в случае, если приводят ребенка на консультацию, это работа именно с родителями. Ведь именно они формируют то или иное поведение у ребенка в своей семейной системе, и именно они являются главными авторитетами в жизни малыша. Ведь для ребенка главное это именно любовь и принятие в семье и для этого дети делают все.
Допустим, мы взяли ребенка и начали с ним работать по коррекции его поведения, но он после консультации попадает в туже самую семейную систему и ему надо выживать именно в ней. Если взять наш пример про отца, который дерется, мы провели коррекцию поведения ребенка, он попадает опять в семью, а семья не поменялась и его поведение опять будет на выживание, быть тихим и незаметным, иначе это будет для него не безопасно.
Получается, что когда приводят ребенка на консультацию, где есть некоторые нарушения в поведении, то нужно сначала донести до родителей информацию о том, что именно они, как родители что-то делают для того, что ребенок так себя ведет. Как это можно сделать? Через диагностику и показ некоторых паттернов поведения, которые влияют на такое поведение ребенка. Способ контакта родителей и ребенка сразу виден. Можно провести диагностику, например, дать нарисовать совместный рисунок. Здесь сразу будет видна особенность контакта родителя и ребенка. Или дать родителю заполнить тест диагностики детско-родительских отношений АСВ и потом обсудить все результаты, показав, как то или иное действие или слово родителя влияет на поведение ребенка.
Обычно для родителей это неожиданный поворот. У них есть ожидание, что они приведут ребенка, психолог с ним позанимается, они посидят в стороне, потом уйдут и будет тот результат, который они хотят. И когда так не происходит, то есть часть родителей, которые на готовы менять свое поведение и свое отношение к ребенку, и тогда они выбирают не ходить вообще и уходят после первой консультации. Часть из них позже возвращается.
Те же родители, которые остаются, налаживают контакт со своим ребенком, усваивают новые навыки общения с ним и поведение ребенка меняется, улучшается ощущение себя как родителей, так и их детей.
Литература
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 2000.
- Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб, 2004.
- Перлз Ф. Теория гештальт-терапии – М. 2001.
- Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу “Семейная психология и семейная терапия”. — М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологические особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста»
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных криз...
Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...
Консультирование родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма....
ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИДРОМОМ ДИФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций почти 20% малышей в России страдают СДВГ. И это только зафиксированные показатели. Ведь далеко не все родители ...
Особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
В методической разработке рассмотрены общая характеристика нарушения развития ребёнка. диагностические критериии СДВГ и рекомендации для родителей....
Тема: «Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями»
В дошкольном образовании основной акцент обучения и воспитания ставится не на приобретение ребёнком определённого объёма знаний, умений и навыков как самоцели, а на социализацию его через обогащения о...
Возрастные особенности детей 3-4 детей (консультирование родителей в детском саду)
(консультирование родителей в детском саду)...