ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИДРОМОМ ДИФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
статья

Еременко Евгения Владимировна

По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций почти 20% малышей в России страдают СДВГ. И это только зафиксированные показатели. Ведь далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. И подсчитать, сколько всего гиперактивных детей по всей России в неблагополучных и многодетных семьях пока не представляется возможным.

            СДВГ – это настоящая проблема подрастающего поколения. Это заболевание мешает социальной адаптации. Детки с таким диагнозом более подвержены негативному влиянию извне: у них велик риск развития пристрастия к алкоголю, наркотикам, асоциальному поведению, суициду. Также научно доказано, что мальчики подвержены развитию недуга в 4 раз чаще, чем девочки. Так что родителям нельзя пускать недуг на самотек и надеяться, что все разрешится само собой.

Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ о «Об образовании» (от 29.12.2012 г.№273 –ФЗ).
  2. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга№66-р от 10.09.2013г.  «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы».
  3. Постановление Главного санитарного врача РФ от15 мая 2013 от 15 мая 2013 г.   N26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  4. Конвенция о правах ребенка от 5 декабря 1989г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с данным видом нарушения

Проявления:

Основные:

  • нарушения произвольного внимания
  • избыточная двигательная активность
  • импульсивность

Дополнительные:

  • нарушения координации
  • расстройства речи
  • специфическая неспособность к  учебе в отношении какого-либо предмета
  • сложности адаптации к любому образовательному процессу

Вторичные:

  • негативная самооценка
  • проблемы в общении
  • агрессивность

         Проблемы

  • Нет друзей
  • Конфликты со сверстниками и взрослыми
  • Хочет, но не может реализовать лидерский потенциал
  • Трудности с социализацией
  • Сложности самоконтроля (вспыльчивость, раздражительность)
  • Неустойчивая мотивация к обучению, ничем не увлечь (спорт, хобби)
  • Слабые волевые качества

Заключение 

Отношения гиперактивного ребенка с родителями  часто нарушены. Ребенок с СДВГ совершенно не соответствует ожиданиям родителей, а принимать его таким, какой он есть не все умеют. Ребенок знает, что его поведением недовольны, чувствует себя отвергнутым, терпит постоянные неудачи в выполнении поставленных перед ним задач и в общении с близкими людьми. Отношение к нему формируется, как к неполноценному. По этой причине, помноженной на эндогенную основу, у ребенка, начинаются протестные реакции. Родители гиперактивного ребенка чувствуют целый спектр эмоций от стыда, страха (их осудят за поведение ребенка, он не похож на других детей и т.п.) до агрессии (как защитного механизма). В первую очередь, консультируя родителей ребенка с СДВГ, нужно поддержать их, помочь им понять и принять своего ребенка, научить взаимодействовать с ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_konsultirovaniya_roditeley_detey_sdvg.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИДРОМОМ ДИФИЦИТА ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Автор работы: педагог-психолог ГБДОУ детский сад №43  Калининского района

Еременко Евгения Владимировна

Введение   

         По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций почти 20% малышей в России страдают СДВГ. И это только зафиксированные показатели. Ведь далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. И подсчитать, сколько всего гиперактивных детей по всей России в неблагополучных и многодетных семьях пока не представляется возможным.

         СДВГ – это настоящая проблема подрастающего поколения. Это заболевание мешает социальной адаптации. Детки с таким диагнозом более подвержены негативному влиянию извне: у них велик риск развития пристрастия к алкоголю, наркотикам, асоциальному поведению, суициду. Также научно доказано, что мальчики подвержены развитию недуга в 4 раз чаще, чем девочки. Так что родителям нельзя пускать недуг на самотек и надеяться, что все разрешится само собой.

Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ о «Об образовании» (от 29.12.2012 г.№273 –ФЗ).
  2. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга№66-р от 10.09.2013г.  «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы».
  3. Постановление Главного санитарного врача РФ от15 мая 2013 от 15 мая 2013 г.   N26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  4. Конвенция о правах ребенка от 5 декабря 1989г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Общая характеристика нарушения

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая - по норме - продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне). Дефицит внимания проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей. К тому же они старательно избегают заданий, требующих длительных умственных усилий. Что касается импульсивности: ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение).

Примечательно, что внешние проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов.  Таким детям характерно слабое развитие тонкой моторной координации; беспорядочные, неловкие движения; постоянная внешняя «болтовня», указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабая психо-эмоциональная устойчивость при неудачах; низкая самооценка; упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих  формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая.                                                                                        Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей - цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается. Гиперактивный ребенок имеет как бы мерцающее сознание, может «впадать» и «выпадай» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5-7 лет и приходится на период подготовки к школе, второй - в возрасте 12-15 лет (период полового созревания). Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений. По результатам исследования Н.Н. Заваденко, возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины - в 57, негативное действие внутрисемейных отношений - в 63% случаев. Какие же факторы могут послужить причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов? Речь идет о недостаточном питании матери, об отравлении свинцом, о внутриматочных дефектах, наркотическом оглавлении (например, кокаином), кислородной недостаточности, недоношенности плода и т.д. А.В. Семенович называет 3-4-й месяцы внутриутробного развития  «критической  точкой» развития, в которой «функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики».    По   результатам многочисленных исследований, одна из самых распространенных причин отклоняющегося психического развития -родовая травма шейных отделов позвоночника (О.И. Ефимов, А.Ю. Ратнер). Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия: обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с данным видом нарушения

Проявления:

Основные:

  • нарушения произвольного внимания
  • избыточная двигательная активность
  • импульсивность

Дополнительные:

  • нарушения координации
  • расстройства речи
  • специфическая неспособность к  учебе в отношении какого-либо предмета
  • сложности адаптации к любому образовательному процессу

Вторичные:

  • негативная самооценка
  • проблемы в общении
  • агрессивность

         Проблемы

  • Нет друзей
  • Конфликты со сверстниками и взрослыми
  • Хочет, но не может реализовать лидерский потенциал
  • Трудности с социализацией
  • Сложности самоконтроля (вспыльчивость, раздражительность)
  • Неустойчивая мотивация к обучению, ничем не увлечь (спорт, хобби)
  • Слабые волевые качества

Заключение  

Отношения гиперактивного ребенка с родителями  часто нарушены. Ребенок с СДВГ совершенно не соответствует ожиданиям родителей, а принимать его таким, какой он есть не все умеют. Ребенок знает, что его поведением недовольны, чувствует себя отвергнутым, терпит постоянные неудачи в выполнении поставленных перед ним задач и в общении с близкими людьми. Отношение к нему формируется, как к неполноценному. По этой причине, помноженной на эндогенную основу, у ребенка, начинаются протестные реакции. Родители гиперактивного ребенка чувствуют целый спектр эмоций от стыда, страха (их осудят за поведение ребенка, он не похож на других детей и т.п.) до агрессии (как защитного механизма). В первую очередь, консультируя родителей ребенка с СДВГ, нужно поддержать их, помочь им понять и принять своего ребенка, научить взаимодействовать с ним.

Родителям нужно знать:

а) поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов «нет», «нельзя» и строить взаимоотношения на полном доверии; реагировать на действия  неожиданным приемом, скажем шуткой, повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать;  использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкции;

Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое - за плохое поведение.

Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимул у детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Желательно, чтобы взрослые поняли, что:

- вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки приятия и прощения. В коррекции его поведения большую роль играет методика «позитивной модели», суть которой - поощрение желательного поведения, игнорирования нежелательного. Необходимое условие успеха - понимание проблем ребенка;

необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности  большого скопления людей, так как  утомление способствует снижению контроля

Профилактическая работа

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе, дома.
  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Скорая помощь

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок вот что бы то ни стало, принес извинения.
  12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не услышит).

Кроме того, помогают бороться с гиперактивностью занятия с психологом и логопедом, лечебная верховая езда, лечебная физкультура и некоторые виды спорта. Гиперактивные дети стремятся к единоборствам — карате, боксу, самбо, потому что склонны к конфликтам. Но именно эти виды спорта им противопоказаны. Рекомендованы те, что связаны не с противостоянием, а с преодолением абстрактных трудностей: лыжи, плавание, туризм.

Литература

  1. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 М.: УЦ «Перспектива», 2009.– 44с

  1. Микляева Н.В. Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка. М.: Аркти, 2011.-104 с.
  2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам –

М.: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности консультирования родителей в семейном консультировании.

Данная тема интересна тем, что сейчас очень часто обращаются родители к психологам, работающим в организациях и к частным, по поводу поведения детей разного возраста, начиная с младенчества и заканчив...

«Психологические особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста»

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных криз...

Особенности консультирования родителей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В методической разработке рассмотрены общая характеристика нарушения развития ребёнка. диагностические критериии СДВГ и рекомендации для родителей....

Консультация для воспитателей "Особенности консультирования родителей".

Консультация для воспитателей "Особенности консультирования родителей"....

Особенности консультирования родителей (законных представителей) неговорящих детей.

Презентация, раскрывающая особенности консультирования родителей неговорящих детей. В ней указаны примерные нормы речевого развития детей в 21 веке, возможные причины нарушения речевого развития, даны...