Методическая разработка "Мы вместе" (заседание родительского клуба)
методическая разработка по теме
Встреча проводится в нетрадиционной форме - включена предварительная работа, как с родителями, так и с детьми; на самом занятии используются элементы тренинга. Такая форма работы предоставляет возможность расширить взаимодействие педагогов родителей и детей, получить от каждого более полную и разнообразную обратную связь.
Встреча с родителями проходит с привлечением педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_roditelskogo_kluba.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 994
Утверждаю
Заведующий ГБОУ д/с №994
______________Л.А.Куклева
«___»_______________2013
Заседание родительского клуба
Деловая игра «Мы вместе»
Москва, 2013
Цель: создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.
Задачи:
- Создание атмосферы личностного и группового комфорта.
- Пропаганда правового воспитания родителей.
- Формирование навыков конструктивного общения взрослых с детьми.
- Предупреждение семейного насилия.
Встреча проводится в нетрадиционной форме - включена предварительная работа, как с родителями, так и с детьми; на самом занятии используются элементы тренинга. Такая форма работы предоставляет возможность расширить взаимодействие педагогов родителей и детей, получить от каждого более полную и разнообразную обратную связь.
Встреча с родителями проходит с привлечением педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп.
Возраст детей - все возрастные группы детей от 3-х лет.
Методы работы: арт-терапия, игротерапия, опрос (анкетирование), информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.
Используемый материал: клубок ниток, коллаж, цветная бумага, ножницы, «Волшебный сундучок» с предметами
План:
Анкетирование родителей - анонимно, проводится за 1 или 2 дня до встречи
Занятие с детьми - проводится в группе до встречи с родителями. Воспитатель беседует с детьми о дружбе, об умении уважительно относиться к своим близким. В конце беседы дети изготавливают коллаж "Добрые ладошки" (в середине ватмана рисуется круг, в который дети приклеивают вырезанные отпечатки своих ладоней).
Этап знакомства и сплочения - "Связующая нить".
Результаты анкетирования.
Информационный блок - знакомство с правовым пространством по защите детей.
Работа в подгруппах - "Проблемные ситуации".
Упражнение "Скала".
"Коллаж".
Обратная связь - рефлексия.
Подведение итога встречи
Примерный материал родительской встречи
Родители садятся в круг (стулья расставлены заранее). Педагог-психолог рассказывает о принципе добровольного участия во встрече и принципе "здесь и сейчас". Затем предлагает познакомиться, перебрасывая клубок ниток (который разматывается и нитка остается в руках участника) называя свое имя.
Педагог-психолог: "Прислушайтесь к себе и почувствуйте через связующую нить биение наших сердец. Мы с вами сейчас единое целое. Спасибо!"
Педагог-психолог: "В детский сад все приходят с разным настроением. Мы тоже попробуем отразить сейчас наше настроение, с которым они пришли на сегодняшнюю встречу, сжатые ладошки - плохое настроение, широко разведенные руки - замечательное". По желанию, родители не только показывают, но и объясняют свои чувства.
Старший воспитатель: "Вы отвечали на анкету, которую мы вам предлагали и сейчас я расскажу о полученных результатах".
Оглашаются аналитические выкладки в процентном соотношении, а так же зачитываются самые интересные высказывания.
Родители включаются в процесс оглашения данных анкеты.
Старший воспитатель "Тема нашей встречи "Мы вместе!". Чувство доверия у ребенка появляется очень рано. В дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру. В этом помогают ему любящие и заботливые взрослые, которые его окружают.
"Декларация прав ребенка" принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающая права детей. В Декларации провозглашаются права на: имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; право развиваться физически, умственно, нравственно, духовно; свободу и уважение; учебу; медицинскую помощь.
Близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.
Права ребенка являются неотъемлемой частью прав человека. Принятая в 1989г. и ратифицированная в 2000г. "Конвенция о правах ребенка" пока мало еще знакома не только родителям, но и педагогам. В этом документе указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, при этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, отмахиваются от них. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика - иначе ведут себя, иначе думают.
Из официальной статистики (Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005г.) - 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% - используют ремень. Выяснилось, что самих родителей в детстве: 80% - лишали удовольствий; 66% - ставили в угол; 63% - подвергали телесным наказаниям; 46% - запугивали; 58% - подолгу не разговаривали, т.е. лишали общения. Родители объясняют свое поведение тем, что их раздражает в ребенке - ложь, неаккуратность, непослушание, капризы и истерики, навязчивость и прочее. У нас в России унижение достоинства ребенка, к сожалению, вполне распространенное явление. Проблемы взрослых - не вина ребенка, а его беда и несчастье. По данным, взятым из Интернета (2008г.) - около 2 млн. детей ежегодно подвергаются жестокому обращению; каждый 10-й ребенок гибнет от рук взрослого; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством; более 50 тыс. уходят из дома.
Мы можем сделать вывод, что только взрослые и особенно родители должны защищать права ребенка от насилия, угроз его жизни, от нарушения его прав и свобод".
Старший воспитатель. Уважаемые родители, каждый человек, конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может, не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это умеем делать? Предлагаю посмотреть на наших детей.
ДЕТИ (вместе):
Уважаемые родители!
Вам желаем, чтобы мы
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами мы стирали.
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам мы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Нам примером были.
ДЕТИ: Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:
- Не разговаривайте во время еды!
- Не качайтесь на стуле!
- Мойте руки перед едой!
- Не смотрите долго телевизор!
- Не ешьте много сладкого!
- Сидите ровно!
- Не пачкайте и не рвите одежду!
- Не трогайте кошек!
- Не читайте лежа!
- Не грубите!
Старший воспитатель: Ну, что уважаемые родители – все ли соблюдают эти правила (идет обсуждение). Ребенок во всем берет пример с нас – родителей, взрослых.
Педагог-психолог: А сейчас пришло время немного размяться. Встаньте все возле своего места, покажите мне левую руку ладошкой вверх, а правой рукой загибайте на ней пальчиками со слова:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья. (сжимается кулачок). Так что же такое семья?
(Семья – это когда люди живут вместе и это родные люди)
В семье человек уже думает не только о себе, но и о том, чтобы никто в семье не был голодным, раздетым. Как достигается благосостояние всей семьи? (В семье все взрослые должны работать, зарабатывать деньги.) Папа и мама должны работать. Что человеку обеспечивает достаток? ( Достаток –это отсутствие нужды, материальное благосостояние). От чего зависит достаток? (От здоровья, настроения, потребностей и возможностей. Человеку нужна красивая одежда, еда , книги и т.д.)
Первый воспитатель: "Мы так много сейчас узнали друг от друга. Это был полезный опыт нашего совместного общения. Спасибо! Я хочу сделать маленький, но важный акцент на том, о чем Вы все, конечно же, знаете.
Существует три способа открыть ребенку свою любовь.
- Слово - называйте ребенка ласковыми именами, пойте колыбельные, и пусть в Вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность:
- Прикосновение - иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Физический контакт с матерью и отцом стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Психологи советуют более 30 прикосновений в день. Переласкать ребенка не возможно.
- Взгляд - нельзя разговаривать с ребенком стоя к нему спиной или в полуоборота. Не кричите из соседней комнаты, подойдите, присядьте, посмотрите в его глаза и скажите то, что хотите".
Старший воспитатель: А сейчас мы поиграем в «Волшебный сундучок»
Из сундучка по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
•Свидетельство о рождении. Что это за документ. О каком праве он напоминает (о праве на имя)
•Сердечко – право на заботу и на любовь
•Домик – право на имущество
•Букварь – право на образование
•и т. д
Педагог-психолог: приглашает всех подвигаться. "Разбейтесь на две команды и встаньте вдоль помеченных на полу линий (команды выстраиваются друг напротив друга). Представьте, что Вы Скала, а за линией пропасть. Ваша задача - перебраться с одного края Скалы на другой, сохранив равновесие и не упав в пропасть. Но задания у команд будет разным: одни передают человека, бережно удерживая, а вторые - создавая различные препятствия". Участники выполняют задание. Затем все возвращаются в круг.
Педагог-психолог: "Давайте поделимся Вашими ощущениями и переживаниями" (Круг чувств - участники делятся возникшими переживаниями).
Педагог-психолог дает интерпретацию того, во что играли взрослые: "Скала - это Вы взрослые; пропасть - это жизнь, раскрывающаяся перед детьми со всеми трудностями и опасностями; человек, перебирающийся на другой край скалы - ребенок, который нуждается в Вашей помощи и поддержке".
Старший воспитатель: "Приглашаю Вас пройти к коллажу, который приготовили Ваши дети. Вначале они беседовали о дружбе, а затем оставили свои отпечатки ладошек". Родители рассматривают коллаж.
"Вокруг детских ладошек осталось так много пустого пространства. Давайте заполним его своими ладонями. (Родителям предлагается нарисовать свою ладонь на желтой бумаге и приклеить на коллаж так, чтобы получилось солнце). Как же красиво получилось! Пусть это будет нашим оберегом. Счастье детей в наших руках!".
Педагог-психолог: приглашает вернуться в круг. "Наша встреча подходит к концу. Для нас важна от Вас обратная связь. Поделитесь, пожалуйста, своими переживаниями, ощущениями. Что полезного Вы узнали для себя сегодня, помогают ли такие встречи лучшему познанию своего ребенка, общению с ним и с окружающими?".
Родители рефлексируют, передавая клубок ниток из рук в руки. Участники встречи сообщают о том, что они вынесли для себя из происходящего.
Проработка переживаний, наблюдений за собственным состоянием и реакциями других членов группы, приобретение нового опыта обеспечивает глубокое воздействие, высокий уровень эмоциональной вовлеченности и эмпатии, способствует улучшению самовыражения своей позиции, вызывает существенные изменения в оценках и ориентирах на воспитание детей без насилия над их личностью.
Старший воспитатель: Перед проведением нашей встречи каждая семья выполняла творческую работу «Дерево рода». Мы проси всех подойти и посмотреть на ваши работы. Глядя на творчество наших семей, можно сказать о том, что все вы талантливы. Все работы разные, как и семьи, но мы все вместе! Спасибо! На этом наша встреча закончена.
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли Вы, в каком году были приняты «Декларация по защите прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», что они провозглашают?_____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие организации нашего города, региона стоят на защите прав ребенка?____________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обращались ли Вы за помощью в социальные либо другие службы по оказанию вашей семье реальной помощи, была ли оказана эта помощь?_______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Знаете ли Вы случаи жестокого обращения с детьми живущими рядом? Какие действия Вы предпринимали?____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Наказывали ли Вас ваши родители? Как к этому относитесь сейчас?_________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Наказываете ли Вы своего ребенка? Чаще за что? Какие формы наказания применяете?_
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по семейной педагогике: Родительская любовь.
Материал полезен родителям, воспитателям детского сада и студентам ВУЗа....
Методическая разработка по теме: «Детско-родительский клуб «Золотой ключик»
Театрализованная деятельность – это один из видов деятельности, способный внести разнообразие в жизнь ребёнка, подарить ему радость. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, ка...
Методическая разработка. Работа с родителями. Семейный клуб Школа вежливых наук"
В данной тематик данна разработка совместных мероприятий родителей и детей...
Методическая разработка «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА»
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Свои самые первые представления о мире, о людях, о самом себе ребенок получает еще в раннем детст...
Методическая разработка квест - игры на тему: «Клуб юных сказочных знатоков»
Методическая разработка квест - игрына тему: «Клуб юных сказочных знатоков»...
Ноябрь 2023 Методическая разработка квест - игры на тему: «Клуб юных сказочных знатоков»
Данная методическая разработка, посвящена главной и острой проблеме нашего времени – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков чтения художественной книги и мотивации детей к чтению класси...