Семинар-практикум
методическая разработка на тему

Булычёва Софья Евгеньевна

 

Тема: «Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»

Цель мероприятия:

1. Ознакомление педагогов с новыми методами и приемами активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания.

2. Обогащение практического опыта воспитателей (игровое освоение методов и приемов)

Материалы: картотека игр, пример психологической зарядки, пособие для родителей «Вопросы воспитания в картинках».

Ход мероприятия:

Основная цель в работе с родителями – сделать родительское собрание нескучным, полезным, установить отношения сотрудничества родителей с педагогами.

Предлагаемые методы позволяют:

- Снизить уровень напряжения в группе, дать участникам возможность более открытого общения;

- Помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия, улучшить взаимопонимание;

- Сделать обсуждение более эффективным, путём того, что родители сами становятся активными участниками разговора

Принцип активности опирается на известную идею: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает в действиях, 90% того, что делает сам.

1.Игровые методы и приемы.

С чего начать родительское собрание?
А) Игры на знакомства – установление дружеских отношений.
Б) Психологическая зарядка.
В) Методы, помогающие определить значимость вопроса или проблемы для
участников, их отношения, степень вовлеченности.

А) Коммуникативные игры направленные на знакомство участников.

Знакомству участников можно полностью посвятить одно занятие или брать по одной игре для активизации родителей, снижения психологического барьера в общении.

· Игра «Завяжем узелки»

Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак,любимый цвет, количество детей и т.д. Далее каждый рассказывает, что их объединило.

· Игра «Предмет моего детства»

На столе раскладывают различные предметы. Это может быть мячик, кукла, записка и другое. Каждый выбирает тот предмет, который связан с его детством и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

· Игра «Фамильная символика»

Вариант №1

Родители рисуют на визитной карточке около фамилии или имени какой-нибудь рисунок/символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше их запомнить. Родители могут советоваться и помогать друг другу. Дальше родители должны пояснить, какая связь существует между нарисованным символом и именем/фамилией.

Вариант №2

Родители рисуют какое-нибудь важное событие или ситуацию из своей жизни. Другие отгадывают, задавая вопросы, на которые даются ответы только «да» или «нет».

Дополнительно можно использовать игры «Бинго», «Буквы имени», «Фильм, который бы я снял»,«Хобби», «Строим башню», «Зеркало группы»

Б) Психологическая зарядка

Педагог произносит любое утверждение, которое имеет отношение к теме родительского собрания и предлагает родителям, согласным с данным утверждением, выполнить определенные действия. Важно, чтобы последнее утверждение было таким, чтобы с ним согласились все участники

В) Методы помогающие определить значимость проблемы для родителей.

· «Выбери дистанцию»

Педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо.

· Игра «Клубок вопросов»

В начале родительского собрания педагог выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Воспитатель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так – пока не будут рассмотрены все вопросы

· Игра «Язык фотографий»

Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и , назвав предварительно свое имя, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией свои ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи. Количество родителей в группе не должно превышать 15 человек, они могут свободно ходить по группе, рассматривая и выбирая фотографии. Фотографии служат толчком к размышлению над темой.Реквизит: фото (минимум 30). Примерная тематика: «Дети в детском саду», «Семья», «Труд», «Детское творчество», «Мы играем» и т.д.

· Игра «Шапка вопросов»

Родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, которые кладут в шапку, потом по очереди достают их. Как отвечать – совещаются по парам.

1-ый тип вопросов: вопросы формальные задаются для взаимной проверки знаний родителей о детсадовской жизни, например, когда в последний раз был праздник, конкурс, экскурсия.

2-ой тип вопросов: С ним воспитателю лучше не спешить. Вопросы нужно строить по типологии: я думаю то-то и так-то, а вы? (высказывается точка зрения).

3-ий тип вопросов: Например, «Я не знаю, как мне научить ребенка вовремя ложиться спать?» и т.д.

Лучше продвигаться маленькими шажками, тогда уж точно все получится: родители потихоньку и расшевелятся и разговорятся. Главное для воспитателя – запастись терпением, чтобы выслушать родителей до конца.

2.Наглядные методы и приемы, помогающие
построить диалог с родителем

А) Пособие «Вопросы воспитания в картинках».

Это пособие для родителей, не изучавших законов педагогики и психологии, для педагогов, желающих найти общий язык с родителями. Пособие содержит в себе рисунок, краткий рассказ по картинке и объяснение картинки. Работа с картинками строится следующим образом:

1. Родителю показывается картинка и предлагается составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее будет составлен рассказ. Педагог должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждении было активно вовлечено как можно больше учеников.

2. Когда картинка тщательно разобрана, педагог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.

3. Анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса на практике.

4. Завершающий этап. Выработка возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений. Хорошо, если эту работу сделают сами родители, а педагог выступит в роли эксперта. С педагогами рассматриваются примеры, ведется диалог по темам, нарисованным на картинках.

Б) Обсуждение детских рисунков и рисунков родителей.

Такое задание способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка, осознанию собственной позиции принятия ребенка, сопричастного (эмпатического) взаимодействия с ним. Например, рассматривается тема родительского собрания «Семья на пороге школы». Выдаются детские рисунки «Я в школе», рисунки родителей «Как я представляю моего ребенка в школе». Педагоги анализируют рисунки и в роли родителей отвечают на вопросы. Такой метод эффективно помогает родителям осознать собственный опыт, избежать стереотипов в воспитании, повышает эмоциональную чувствительность родителей к значимым переживаниям ребенка.

3.Методы, используемые на завершающем этапе
родительского собрания (обратная связь)

Методы обратной связи помогают определить уровень значимости и осознания родителями рассмотренного на собрании материала, информации, выявить личные проблемы участников.

А) Вербальные формы обратной связи

· Игра «Слово дня»
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
· «Полезный совет»
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет какому-нибудь
участнику. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
· Игра «Чудесная сумка»
Педагог предлагает участникам собрания ответить, что они хотели бы положить
в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.
· «Незаконченные предложения»
1.Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, - это…
2.Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
3.Сегодня мне стало понятно, что…
· Психологическая зарядка для родителей
· «Свободное письмо»

Б) Образные формы обратной связи

· «Рисунок дня» (индивидуально или коллективно)
Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего
рисунка, поясняя, при необходимости его смысл.
· «Цветные полоски»
Выражают отношение родителей к собранию, его эффективности, полезности дня них.
· «Снежинка»
На каждом векторе родители отмечают в баллах:
* интерес,
* полезность информации,
* степень трудности заданий, игр, упражнений;
* новизна,
* отношение к заданиям (эмоциональное),
* самореализация, самооценка,
* результативность.
· «Лестница»
Разместить по лестнице какие-нибудь понятия по проблеме воспитания и развития
ребенка, например, «наказание и поощрения», «развитие воли», «творчество детей»,
«общение» и другие.
· «Пиктограммы»
· «Забор»
На рисунке забора родителям предлагается написать маркером свои впечатления,
отношение к теме собрания (короткими фразами).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...