ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал по теме
Предлагаются материалы проекта «Маленькие таланты», в разработке которого участвовали педагоги-психологи и музыкальные руководители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya_po_odarennosti.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Якимова С.А.
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
детский сад компенсирующего
вида № 32 «Айболит»,
г.Усть - Илимск
«Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека».
К. Роджерс
Деятельность по направлению развития детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этого процесса. Научно-теоретический анализ проблемы и реальной практики дошкольных образовательных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками.
Управление развитием детской одаренности в дошкольном учреждении и в масштабе системы ДОУ является тем рычагом, который нацелен на активизацию руководящих работников, педагогов, родителей, путем создания всех необходимых условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми. Осуществляя руководство проблемной группой по развитию одаренности дошкольников, мною было предложено создать проект «Маленькие таланты», в разработке которого участвовали педагоги-психологи и музыкальные руководители. При создании данного проекта мы исходили из следующих теоретических соображений и практических выводов:
- развитие детской одаренности в условиях обычного детского сада требует разработки и внедрения целостной системы педагогического управления деятельностью всего педагогического коллектива в этом направлении;
- сама деятельность педагогического коллектива детского сада по развитию детской одаренности строится на основе системного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, которые обеспечивают системность, координацию деятельности всех подструктур дошкольного учреждения в развитии детской одаренности;
- включение дошкольников в разные виды деятельности, исходя из их способностей, склонностей и интересов.
При разработке модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения мы выбрали творческую одаренность детей дошкольного возраста и поставили перед собой цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения.
В основу положены следующие педагогические условия, соблюдение которых должно обеспечить оптимальное управление развитием детской одаренности в обычном дошкольном учреждении:
- работе с одаренными детьми в дошкольном учреждении придается целенаправленность и системность;
- система работы педагогического сообщества по развитию способностей и дарований дошкольников станет объектом управленческой деятельности проблемной группы при Управлении образования «Система поиска и поддержки талантливых и одаренных детей дошкольного возраста»;
- реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности;
- реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности, обеспечивающие успешное развитие одаренности дошкольников.
Управление процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях детского сада нами понимается как регулирование состояния системы работы с одаренными детьми в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии.
Предлагаемая нами модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения включает в себя четыре блока:
1.Управленческая деятельность руководителя группы по развитию детской одаренности.
2.Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одаренности в масштабе детского сада.
3.Развитие одаренности воспитанников в образовательном процессе.
4.Дополнительная работа с дошкольниками в направлении развития детской одаренности, которая представлена работой творческих кружков.
Каждый из вышеназванных структурных компонентов модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения имеет свои подструктуры. При этом надо отметить, что все указанные компоненты предложенной модели взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единый цикл управления развитием одаренности дошкольников.
Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения включает следующие направления:
- работа с педагогами;
- работа с воспитанниками;
- работа с родителями воспитанников.
Деятельность по развитию одаренности дошкольников в первую очередь охватывает развитие творческих способностей и дарований детей в образовательном процессе, которая включает педагогические меры по развитию детской одаренности: психологическое обеспечение развития одаренности детей; внедрение современных образовательных технологий и специфических методик развития детской одаренности и т.д.
Одна из вариативных форм работы с дошкольниками на сегодня – это созданные в ДОУ творческие кружки. Творческие кружки решают следующие задачи:
1.Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
2.Развивать музыкально – творческие способности, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.
3.Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Кружки создаются для одаренных детей с ярко выраженной творческой направленностью и высоким уровнем развития художественно - эстетических способностей.
В целом, создание модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми на основе проекта покажет ее эффективность как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной работе с родителями и профессиональному самосовершенствованию, а главное - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Основания для разработки проекта
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный закон Российской Федерации №83 «Об образовании».
Региональная программа «Развитие образования в Иркутской области -2020».
Цель работы с одарёнными детьми
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные задачи:
1.Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми.
2.Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности.
3.Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
4.Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
5.Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Этапы реализации
1.Разработка модели проекта, обеспечивающего доступное качественное образование, а также критериев эффективности реализации данной модели.
2.Реализация проекта и оценка его эффективности на основе выявленных критериев.
3.Анализ результатов внедрения проекта.
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели проектной деятельности
Повышение мотивации дошкольников к образовательной деятельности с учетом их психологических и социальных характеристик.
Обладание творческим воображением, умением изображать и создавать образы, выражая своё отношение к ним.
Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация обучения.
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей.
Принцип развивающего обучения.
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Участниками реализации данной модели образования являются: руководитель группы, воспитатели, специалисты (педагог – психолог, музыкальный руководитель), заместители руководителей ДОУ, педагоги школ искусств.
Контроль и особенности управления работой с одарёнными детьми
Постоянный контроль за внедрением проекта и управление осуществляет руководитель группы. Его основной функцией является координация усилий всех участников проекта через такие формы работы, как творческие отчеты, семинары – практикумы, круглый стол.
Специалисты реализуют мотивационную, информационно-аналитическую оценочно-результативную функции работы с одарёнными детьми.
Результаты контроля представлять ежегодно на конференции, публиковать на сайте Управления образования.
Формы выявления одаренных детей - наблюдение, общение с родителями, работа психолога (тестирование, анкетирование, беседа), а также конкурсы, фестивали, научно-практические конференции.
Подготовка кадров для работы с одаренными детьми
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.
Формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов.
Определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.
Основные направления работы с детьми, обладающими творческой одаренностью
Перед педагогами всегда стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы с одарёнными детьми:
1. Развивающее направление - формирование умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
2. Диагностическое направление - проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
3. Информационное направление - привлечение внимания педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
4. Координационное направление - обеспечивает контроль и анализ деятельности.
5. Кадровое направление - повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для применения новых педагогических технологий.
Модель одаренного ребенка
- личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уязвимость одарённых детей
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, так как постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Организация и функциональное обеспечение данного проекта
Функции руководителя проекта
Планирование работы с одарёнными детьми.
Регулирование и коррекция процессов, связанных с реализацией данного положения.
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.
Сбор банка данных по одарённым детям.
Функции специалистов ДОУ
Выявление одарённых детей по своим направлениям.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка детей к конкурсам, викторинам, фестивалям.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педагогических чтениях.
Создание предметно – развивающей среды, картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Функции воспитателей
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы с учётом реализации одарёнными детьми возрастной группы своих способностей.
Функции руководителей кружков
Выявление одарённых детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации.
Функции педагога-психолога
Подготовка диагностических материалов.
Диагностическое исследование.
Анкетирование родителей.
Организация и проведение развивающей работы с детьми.
Таким образом, выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Надо сразу отметить, что эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования.
Несомненно, основное требование к воспитателям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить - одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». В связи с этим необходимо поддерживать таких детей, помогать им развиваться. Вот направления, над которыми надо работать всем нам - родителям, воспитателям, учителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и особенности ее организации детей дошкольного возраста.
В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно- исследовательской деятельности ребенка на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически зна...
«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...
«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...
Проектная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Патриотизм- многогранное по своему содержанию, сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Проблема патриоти...
Самообразование «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, как средство развития одаренности детей дошкольного возраста»
Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творче...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...
Система сопровождения талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
Выявление и развитие способностей...
- Мне нравится (1)