Мой опыт работы кружка "Волшебница вода"
материал на тему

Деньщикова Ирина Георгиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по экологическому воспитанию.

В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей. Глобальный кризис охватил окружающую среду. Сегодня наш общий дом в опасности. В земле, воде, почве, воздухе обнаруживаются токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, под «воздействием» рук человека исчезают ручьи и даже реки, идёт варварское уничтожение  золотого запаса жизни – генофонда редких животных и растений.   

       Остановить опасность, уберечь наш общий Дом от катастрофы стало лейтмотивом моей работы с детьми. Увидев повышенный интерес детей к распространенному и удивительному веществу в природе – воде передо мной встали вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира воды?

-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

Исходя из этого, возникла необходимость в организации кружковой работы

Наиболее благоприятным периодом для формирования «экологического сознания» является старший дошкольный возраст. Для детей 6 – 7 лет мною была разработана и внедрена программа кружка по экологическому воспитанию «Волшебница вода», разработанная на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа». Цель программы – помочь  ребёнку осознать себя частью природы и пробудить в нём стремление к пониманию, преобразованию и сохранению окружающей среды.

Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды, её превращениями, нахождением в живой природе;
  2. Формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;
  3. Способствовать развитию представлений детей о  значении воды в жизни растений, животных и человека;
  4. Приобщать к практической природоохранной деятельности, формировать первые навыки рационального природопользования.

Модель работы кружка «Волшебница вода» включала в себя несколько разделов. Всю работу по кружковой деятельности я поделила, условно, на несколько этапов. Это дало возможность выстроить систему в работе, переходя от одного этапа к другому.

На 1-м этапе  я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о свойствах воды, и её значении в жизни людей, животных и растений. Изучила литературу по данной теме.

На 2-ом этапе мною создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов со  всеми воспитанниками группы, а также создан мини – музей «Волшебница-вода», оформлен фотоальбом «Отдых на воде», картотека «Элементарные опыты и эксперименты».

На 3 – ем этапе, разработала программу кружка «Волшебница вода», которая  включает в себя:

  1. игры
  2. экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  3. познавательные беседы;
  4. демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с  детьми
  5. долгосрочные наблюдения-эксперименты и самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

        Содержание и темы занятий спланированы по блокам:

  1. Вода вокруг нас;
  2. Куда бежит вода
  3. Эта волшебница вода
  4. Ходит капелька по кругу
  5. Какой бывает вода
  6. Что растёт  в воде
  7. Кто живёт в реке
  8. Вода нужна всем
  9. Почему воду нужно беречь
  10. Я и река
  11. Праздник Волшебницы воды

В каждом блоке содержится от 2 до 9 тем. Блоки можно варьировать.

Реализацию поставленных перед собой задач осуществляла в:

  1. непосредственно образовательной  деятельности,
  2. во время лабораторных  работ, проводимых детьми,
  3. в совместной деятельности воспитателя и детей,
  4. игровой и проектно – продуктивной деятельности.

Предпочтение отдавала ведущему виду деятельности - игре: игры -путешествия, игры -эксперименты, игры -экскурсии, также были организованы целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формировались и развивались мотивации личности ребенка к познанию.

        Ребёнку-дошкольнику по природе своей присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая, дети стремились не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать, поиграть им.

Одним из эффективных методов познания свойств воды было экспериментирование

В процессе экспериментирования у детей формировались не только интеллектуальные впечатления, но и развивались умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Эксперименты  подбирала самые разнообразные, но самое главное – они  интересные и привлекательные  для моих детей. Это:

  1. запланированные эксперименты, которые  требуют от педагога определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
  2. Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.
  3. Сравнительные эксперименты, позволяющие    научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
  4. Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Проведение экспериментов  стало нормой жизни в группе, мы их рассматривали не как развлечения, а как путь ознакомления детей с   миром воды и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.    

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями.

Для просвещения родителей проводила консультации, тренинги, практические занятия, распространяла  газеты, памятки, привлекала к созданию фотоальбомов. Большой интерес у родителей вызвали открытые занятия с детьми: «Путешествие капельки»,  «Волшебница вода», конкурс по обогащению экспериментального центра группы.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой.

Для этого были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, и картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  

 Они помогали   в оформлении разнообразных коллекций,  экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к работе кружка.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения эффективных форм и методов работы в практику детского сада. С этой целью была проведена экологическая игра с педагогами «Почти всё о животном мире», а также в целях обобщения опыта работы кружка «Волшебница вода» я  провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Ходит капелька по кругу».

Вижу  целесообразность распространения своего опыта. Это ставит педагогов на путь мобилизации знаний и умений по проблеме. И мне приятно было узнать, что программа кружка «Волшебница вода» заинтересовала педагогов нашего района, и, я надеюсь, что они успешно её внедряют в своём детском саду.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи  дали положительные результаты в работе кружка, о чём свидетельствует положительная динамика усвоения детьми программных задач. На начало работы - 63%, конец - 82%

В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по познавательному развитию: Тема: «Вода-таинственная стихия»

Опыт работыЕ.А.Черняевой   воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»Тема:          «Чудо природы - Вода» Вода, у те...

Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"

Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде....

Опыт работы. Волшебный песок, чудесница вода.

В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире; ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импул...

Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "

Опыт работы по экологическому воспитанию детей  подготовительной группы.Тема: «ОХРАНА ВОДЫ»....

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Опыт работы по теме: "Технологии исследовательской деятельности" (опыты с водой).

Творческое начало формируется в раннем детстве, когда малыш пытливо изучает окружающий мир. Научные эксперименты, в том числе опыты с водой, - легкий способ заинтересовать ребенка. Вода - это идеально...