Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ekolog_vospit_okhrana_vody_.docx | 812.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра-Дубрава
СП «Детский сад «Созвездие»
Муниципального района Волжский Самарской области
Описание опыта работы
по экологическому воспитанию детей
подготовительной группы
«ОХРАНА ВОДЫ»
Выполнила:
Якимова Ольга Владимировна
Воспитатель
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение. Актуальность проблемы;
- Цель. Задачи обучения;
- Важность воды в жизни всего живого;
- Правильно ли мы расходуем воду;
- Какая вода возвращается природе;
- Круговорот воды в природе на примере сказки;
- Заключение.
- Приложения
Введение
- Актуальность проблемы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров.
Сегодня всё больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.
Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам:
- Понимание самоценности природы;
- Осознание ребёнком себя, как части природы;
- Понятие того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения: происходит «цепная реакция»;
- Обучение азам элементарной экологической безопасности;
- Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды;
- Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
- Цель. Задачи обучения
Цель: Формировать у дошкольников экологическую культуру, включающую в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения.
Задачи:
- Вызвать интерес к природе, её богатствам и проблеме её охраны;
- Помочь понять, что даёт человеку природа (на примере воды);
- Показать необходимость воды для всего живого;
- Продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома, пояснить насколько дорого стоит кажущиеся бесплатными природные ресурсы, в том числе и вода;
- Показать круговорот воды в природе.
- Важность воды в жизни всего живого
Сколько нам нужно воды.
Для того чтобы объяснить детям, что организм человека состоит из воды наглядно необходимо:
- Показать соответствующий плакат (Приложение № 1) и рассказать: вода содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Объяснить - Человек может несколько дней может прожить без еды, но без воды он не обойдётся.
- Задать вопрос: «Для чего ещё, кроме питья нужна вода человеку?». В результате получаем такие ответы:
Для чего нужная вода? | Расход воды в литрах (в день) |
Умываться | 10 (+ 45 туалет) |
Купаться | 40 (ванна), 95-190 душ |
Готовить еду | 5 |
Мыть посуду | 10 |
Стирать | 15 |
Мыть полы, окна и т.д. | 15 |
Поливать цветы (огород и т.д.) | 50 |
Итого: 300 |
Столько воды потребляет каждый человек ежедневно.
- Доказав, что воды каждому человеку (и каждому живому существу) нужно много, задать следующий вопрос: «А много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?». При этом детям необходимо показать глобус, напомнив, что голубым цветом изображены моря и океаны. Ответ «Много» чересчур субъективен и цифры ничего не скажут детям. Они слишком малы, чтобы проделать сравнительный анализ. Для более понятного и наглядного объяснения возьмём яблоко, снимем кожуру с чётвертой части – это суша, остальные три четверти – вода. Используя результаты игры «Вода – не вода» (Приложение № 2), напомнить детям, что вода умеет принимать разные формы – она то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лёд.
А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большая её часть составляет моря и океаны. Это солёная вода, если представить, что вся вода планеты умещается в 3х-литровой банке, то пресная занимает всего лишь пол стакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду из рек и озёр.
Пресной воды очень мало, поэтому у неё есть своя цена.
Воды живым существам нужно много, а на планете её явно недостаточно. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
4.Правильно ли мы расходуем воду? И как её сэкономить?
Для ответа на эти вопросы нами был проведёт опыт. Один ребёнок чистит зубы так, как обычно делает это дома. Как только он включает воду, дети открывают второй кран и подставляют заранее подготовленную банку. Как показывает опты, пока человек чистит зубы, набирается примерно 3 литра. Затем педагог берёт свою зубную щётку, набирает воду в стакан, поворачивает кран, выключая воду, и чистит зубы, используя только то количество воды, которое есть в стакане. На этом примере дети сделали вывод, как нужно чистить зубы, чтобы воды расходовалось меньше (выключить воду, намочив щётку, набрав в стакан воды для полоскания рта).
Примечание к опыту: вода из 3х литровой банки не выливается, иначе чего будут стоить наши беседы об экономии. Это вода используется для поливки комнатных растений.
5.Какая вода возвращается природе?
Может не стоит экономить воду, ведь она почти вся возвращается природе? Но вот в каком виде?
На глазах детей имитируется процесс загрязнения воды, происходящий в домашнем хозяйстве. В литровую банку отливаем немного воды из 3х-литровой. Споласкиваем этой водой чашку и тарелку с остатком пищи (имитация мыться посуды), добавляем горсть земли (имитация мытья овощей или обуви), шампунь, мыльную пену (имитация стирки, мытья и умывания), краску (детям это знакомо, они сами моют свои стаканчики после рисования) и т.д. Все действия комментируем. В доступной форме рассказываем о том, что вода поступает в дома из природных водоёмов по трубам, но перед этим проходит очистку на специальных станциях; о том, как она отправляется по трубам – уже другим – обратно. Ещё раз привлекаем внимание детей к тому, что кристально чистая вода в банке превратилась в противную мутную жижу: чистая вода пришла к нам из природных водоёмов, а возвращается им очень грязной. Чтобы её очистить, нужно проделать очень много трудной работы. Вода, которую дарит нам природа, из-за этого становится очень дорогой – поэтому необходимо расходовать её экономно.
- Круговорот воды в природе на примере сказки.
Дети уже знают, что вода природе возвращается от людей. Но и природа сама себе возвращает воду. Это называется Круговоротом воды. Продолжая знакомить детей с этим явлением используем сказку «О дождинке, которая хотела напоить дерево» (Приложение №3). При этом педагог использует следующее оборудование: фланелеграф и аппликации для него: облака, туча, озеро в зарослях тростника, радуга, дерево, несколько капель, среди них три крупные и с «лицами». Рассказывая сказку педагог размещает на фланелеграфе изображения того, о чём идёт речь в сказке.
- Заключение
В ходе исследования мы расширили знания детей о воде, познакомили с причинами загрязнения водоёмов и мерами их охраны, научили бережно относиться к воде и экономить ее.
Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.
Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!
Приложение № 1
ПЛАКАТ
Приложение № 2
Игра «Вода – не вода»
Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.
Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.
Приложение № 3
«Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево»
Жила-была дождинка в дождевом облаке. Она плыла высоко в небе в родном облачке и думала о том, как напоить деревья и травы.
Облако медленно плыло по небу, все росло и темнело, и вот, наконец, пролилось дождем. Упала дождинка над опушкой леса.
Сначала она оказалась на гладком зеленом листке. От ударов дождевых капелек он качнулся, задрожал, и капелька скатилась вниз, на следующий лист. Так, падая все ниже и ниже, она упала на землю и сразу впиталась в сухую почву, — давненько не было дождя, и земля на опушке леса даже потрескалась.
Скользит капелька между сухими комочками и думает: «Что же со мной, куда же я попала, смогу ли я когда-нибудь вернуться в родное облачко, увидеть синее небо и золотое солнышко.
А вокруг-то столько интересного, уже и небо вспоминать не когда! Вот навстречу капельке пробираются земляные черви: она вниз, а они наверх. Скорей-скорей, вода заливает, дышать нечем! Вы, наверное, видели, как много земляных червей скапливается после дождя на поверхности почвы — их даже называют дождевыми! Это дождь выгнал их из сухих подземных норок.
Вот капелька провалилась вдруг в какой-то туннель — здесь крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько в земле живет меленьких жучков, паучков, каких-то крошечных, едва различимых глазом живых существ! И все они копошатся, кто-то кого- то ловит, кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит...
Ой, а это что за странные длинные нити?
Только успела дождинка это подумать да придвинуться к нитям поближе, чтобы рассмотреть получше, как очутилась внутри них! Это были тонкие волоски, расположенные на корнях дерева, но дождинка этого, конечно не знала. Она почувствовала, что поднимается вверх — ведь до этого она все время двигалась вниз. Она спешила вверх вместе с другими капельками дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды, ведь давно не было дождя, и теперь жадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх: сначала по толстым каналам внутри ствола, потом по средним — внутри веток — и, наконец, по тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправлялись, напоенные водой, а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на макушке дерева, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облачко в вышине. Только оно истаяло, стало маленьким и еле видимым. Теплый солнечный луч коснулся капельки, и она превратилась в пар и полетела вверх, к своему облачку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому воспитанию
Наблюдение - как основа чувственного познания природы...
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....
Опыт работы. Волшебный песок, чудесница вода.
В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире; ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импул...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...
Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "
Опыт работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы.Тема: «ОХРАНА ВОДЫ»....
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...