«Формирование социального воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях ДДИ».
статья по теме
В статье раскрывается понятие "социализация", трудности умственно - отсталых детей при взаимодействии с социальной средой, а также формирование методов и приемов для усвоения адекватного представления об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usacheva_lv_statya_dlya_attestacii23.11.12.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат «Южное Бутово»
Доклад.
«Работа воспитателя по социальному воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях ДДИ».
Подготовила воспитатель: Усачева Лилия Васильевна.
Москва 2012 г.
Один из первых понятие «социализация» ввел в науку Э.Дюркгейм, тесно связавший его с понятием воспитания, которое понимал как социально важный процесс введения новых поколений человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения» в сферу социальной жизни. Для Э.Дюркгейма процесс социализации является жизненно-важным и представляет из себя: «инструмент, посредством которого общество подготавливает основные условия своего существования среди детей».
В процессе социализации ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии важная роль отводится адаптации, а так же принятию и усвоению образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Процесс социализации ребенка, его социального развития происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством социальных факторов: общественная среда, деятельность ребенка (игра, учение и труд), в процессе которой он постепенно усваивает общественный опыт. Ребенок овладевает языком окружающих, перенимает их опыт, правила поведения, подражает действию старших.
Способы выполнения практической и умственной деятельности передаются ему через показ действий и речевое общение. У детей с ограниченными интеллектуальными возможностями из-за дефектов развития затруднено взаимодействия с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности достижения своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. Опыт специальных образовательных учреждений показывает, что эти дети способны овладеть принятыми в обществе нормами поведения. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.
Основываясь на концептуальных положениях теории развития аномального ребенка Л.С. Выготского, мы считаем целесообразным вести организацию учебно-воспитательного процесса в Детском доме-интернате в направлении, прежде всего, социального становления ребенка — инвалида как личности, которая формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности.
Мы исходим из того, что подготовка ребенка к интеграции в социум должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку.
В нашем интернате дети окружены заботой и теплом. С воспитанниками занимаются учителя, дефектологи, логопеды, психологи и воспитатели. Важными и любимыми занятиями для них являются уроки рисования, труда, занятия спорта. В нашем детском доме – интернате проводятся очень много праздников, экскурсий. Коллектив детского дома сотрудничает с родителями, попечителями, с общественными организациями и людьми, которые способны поделиться свои теплом, вниманием и заботой к детям. Наше учреждение проводит различные фестивали « Удивительные дети», «Наши таланты». Уже второй год воспитанники регулярно посещают кинотеатр «Бульвар» в ТЦ «Северное сияние». В сентябре 2012 г введен в действия совместный проект между ДДИ «Южное Бутово» и Муниципальном учреждение дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы «Белка» по реабилитации наших воспитанников средствами иппотерапии – катание на лошадях. Дети, с которыми я работаю – это девочки 5 – 9 лет,один раз в неделю посещают это мероприятие. Частыми посещениями для них стали парк «Царицыно», цирк, театр, аквапарк и зоопарк.
Программа социализации воспитанников Детского дома-интерната строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должна обеспечивать:
• охрану, укрепление, развитие физического и психического здоровья детей;
• эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
• интеллектуальное, духовно-нравственное, психологическое, экономическое,правовое развитие воспитанника;
• допрофессиональную подготовку воспитанника;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
•создание условий для социально-развивающей среды;
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения интерната. Ознакомление воспитанников с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Дети, поступающие в специальное образовательное учреждение, как правило, не владеют способами усвоение социокультурного опыта (совместные действия со взрослым, употребление жестов, подражание действиям взрослого , действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировки), по этому им необходима помощь специалиста.
Для успешного формирования адекватного представления об окружающем мире я строю педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения.
I. Во-первых, это сюжетно-ролевые игры «В Магазине», «На приеме у врача», «Поездка в автобусе», «Готовим обед», «Салон красоты» в ходе которых дети получают соответствующие сведения, овладевают навыками поведения и общения. Я показываю, как поступать в том или ином случаи, устанавливаю правильные взаимоотношения между детьми. Учу, чтобы дети самостоятельно распределяли роли между собой, создаю проблемные ситуации, где дети должны справиться с этим и найти правильный выход из этих ситуации. Например в игре «Магазин» , ребята ведут диалог между продавцом, покупателем и кассиром. Они подходят к прилавку, выбирают тот или иной продукт, спрашивают продавца о товаре. Чтобы вежливо обращаться к продавцу, дети используют слова речевого этикета («спасибо», «пожалуйста» и т.д.) В этой игре ребята должны соблюсти очередь, не толкаться, не мешать другим. Лексика, связанная с темой «Магазин» разнообразна: «Магазин игрушек», «Булочная», «Магазин овощи-фрукты». При этом закрепляются речевые навыки, и пополняется словарный запас.
II. На занятиях по ознакомлению с окружающим в разделе знакомство с профессиями. Работаю по следующей схеме:
- Название профессии ( Кто варит еду? Кто лечит детей? Кто строит дом?)
- Место работы ( Где работает? )
- Материал (инструменты), который используется в процессе труда. (Что нужно повару?)
- Трудовые действие (показ, наблюдение за трудом, проигрывание действий…)
- Результат труда (приготовлен вкусный суп, сделана покупка)
- Значимость и необходимость труда.
III. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться в окружающей жизни играют роль целевые экскурсии. Я организую их таким образом, чтобы дети не только наблюдали, но и могли совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. В пределах своего интерната посетили процедурный кабинет, парикмахерскую, ателье. В процедурном кабинете воспитанники обработали друг другу ссадины зеленкой и йодом, перевязали их. А у парикмахера сделали красивые прически и применили лак для волос. В ателье помогли подобрать швее нитки по цвету ткани.
IV. После экскурсий для закреплений воспитанникам предлагаю дидактические игры: «Что нужно продавцу для работы» (подбор разных предметов в группе; подбор картинок, изображающих необходимые атрибуты) «Кто? Что делает?» (Отобрать картинки с изображением действий покупателя)
V. Девочки, с которыми я работаю имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Движения их, связанные с самообслуживанием нечеткие, неуверенные ,замедленные, или суетливые, недостаточно целенаправленные .Практика показывает, что эти дети, к которым предъявляются требования овладевают навыками самообслуживания, что свидетельствует о потенциальных возможностях развития социально-бытовой деятельности. C целью закрепления навыков самообслуживания проводятся занятие в форме игры: «Путешествие в страну Грязнули», «В гости к бабушке-Федоре», «Праздник Мойдодыра», в форме дидактической игры: «Выбери одежду по сезону», « Что нужно для бани», «Шампуни для Золушки».
Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой ориентировки детей – разнообразная ежедневная практическая деятельность с целью создания прочной базы для полноценной самостоятельной взрослой жизни воспитанников. Для обеспечения нормального развития ребенка и хорошего самочувствия необходимо с первых дней жизни правильно организовать воспитание. Воспитание как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно – исторического опыта от старшего поколения к младшему, необходимого для формирования личности человека и подготовки его к жизни в обществе.
Литература:
- В.О. Скворцова «Социальное воспитание детей с отклонением в развитии» ВЛАДОС-ПРЕСС Москва 2006 г.
- А.Р. Маллер «Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью АПКиППРО Москва 2008 г.
- Л.Б. Баярева, О.П. Гаврилушкина , А. Зарин, Н.Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» КАРО Санкт-Петербург 2009г.
- А.Р. Маллер, Г.В. Цикото «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта» Педагогика Москва, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
В статье представлен материал о создании предметной развивающей среды по развитию мелкой моторики удошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость....
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....
Инновационные технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Представлены технологии социального развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможномтями здоровья автора Гришаевой Н.П., которые могут быть использованы как отдельно, так и комплексно....