Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В статье представлен материал о создании предметной развивающей среды по развитию мелкой моторики удошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostupnaya_sreda.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья – доклад вошла в сборник материалов Всероссийской научно –практической конференции2педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» (2013год).
Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Автор: Кокурина Г.В. – учитель - дефектолог
МДОУ детский сад № 209 компенсирующего вида.
Г.Ярославль.
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Однако есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Очень часто невозможно избавить человека от имеющегося у него нарушения, однако можно начать создавать доступную развивающую среду в образовательных дошкольных учреждениях.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательную среду, так называемая категория «необучаемых» детей. В образовательные учреждения компенсирующего вида с каждым годом поступают дети с более тяжелой патологией развития, имеющих диагнозы: синдром Дауна, синдром Рубинштейна – Тейби, синдром Мартина – Белла, синдром Сотоса, синдром Ригера, синдром Денди – Уокера, а также ДЦП и РДА атипичной формы, умственная отсталость неуточненного генеза. Кроме того все чаще встречаются дети имеющие сопутствующие нарушения: слуха, зрения, ОДА. Данная категория не является однородной и при обучении необходимо учитывать первичный дефект, использовать резервы организма и его сохранные функции.
Дети с умеренной умственной отсталостью характеризуется многообразными признаками в клинической картине вследствие органического поражения ЦНС, а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития. Осложняет работу с такими детьми и нарушение у них общих моторных функций: дискоординированные движения, недоразвитие зрительно моторной координации, недостаточно согласованные действия обеих рук и тонких движений пальцев.
Известно, что при создании грамотно организованной образовательной среды и целенаправленного педагогического воздействия, дети с ограниченными возможностями здоровья способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для жизнедеятельности.
Развитие тонкой ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребенка. Под влиянием целенаправленной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.
Работа по развитию у детей ручной моторики, зрительно моторной координации, согласованности движений обеих рук, тонких пальцевых и кистевых движений проводится поэтапно.
На первом этапе обучения основными задачами являются:
- целенаправленное обучение ребенка различным типам хватания (захват в кулак, щепотью, большим и указательным пальцами);
- умение оперировать каждой рукой, вырабатывается согласованность действий обоих рук, действия кистями рук;
- сгибать разгибать, отводить в стороны пальцы, выделять каждый палец в отдельности и действовать им.
На втором этапе основными становятся графо - моторные упражнения:
- раскрашивание контуров предметов, не нарушая их границ;
- умение проводить карандашом непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
- умение проводить непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;
На третьем этапе к базовым, уже усвоенным, добавляются новые задачи:
- застегивать и расстегивать пуговицы на одежде;
- показывать по просьбе взрослого и по возможности называть все пальцы на обеих руках;
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- умение проводить непрерывную линию между двумя, повторяя изгибы;
- обводить предметы по контуру, соединяя пунктирные точки;
- умение штриховать предметы в направлении сверху вниз, справа налево.
Каждое упражнение и задание подбирается по лексической теме, учитывая уровень развития ребенка от простых заданий к более сложным, от выполнения упражнений по подражанию к выполнению упражнений по словесной инструкции.
Повышают эффективность этой работы использование различного дидактического оборудования:
- Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамидки);
- вкладыши из различных материалов, пазлы;
- мозаики, имеющие крупные и мелкие детали;
- шнуровки, застежки - молнии, липучки, застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;
- материалы, в том числе и природные, для сортировки, выкладывания по контуру;
- игры с винтонарезными пробками;
- бусы для нанизывания, сматывание ниток в клубок, накручивание ленточек на палочки;
- хороводные игры, пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- использование шариков Су-Джок и других массажеров;
- отдельное место отводится конструированию из объемных и плоскостных элементов.
Педагоги учитывают, что выше перечисленное оборудование должно быть безопасно, отвечать требованиям СанПИН, привлекательным для ребенка и находиться в легкодоступном месте.
В процессе деятельности специалистов образовательного учреждения по формированию моторных навыков особое место отводится консультированию родителей.
Список использованной литературы:
- Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста.
Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева. СПб: КАРО 2008г.
2) Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно -методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой М: Владос. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через создание условий в предметно-пространственной среде
Ежедневная работа с детьми по развитию мелкой моторики...
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...
"Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"
Статья "Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"...
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда для развития мелкой моторики у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Хочу представить вам развивающую предметно - пространственную среду моей группы, для развития мелкой моторики у детей раннего возраста....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко н...