О социально – психологической адаптации
статья по теме
Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.
Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (в игре, общении со сверстниками и т.д.). Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_socialno_-_psihologich_adaptacii.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
О социально – психологической адаптации
Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.
Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (в игре, общении со сверстниками и т.д.). Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и
внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом ребёнка в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
От чего зависит длительность периода адаптации? Актуальными являются следующие причины:
– от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка
– от состояния здоровья
– от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в ДОУ
– от разницы в методах воспитания.
– от неготовности ребёнка и мамы к расставанию
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Итак, критериями адаптации считаются:
- – нарушение сна,
- – нарушение питания,
- – проявление отрицательных эмоций в общении,
- – боязнь пространства,
- – частые заболевания,
- – снижение веса.
Центральным для детей дошкольного возраста являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация.
1). Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребёнка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические акты проходят без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, считать ребёнка полностью адаптированным к ситуации нельзя.
2). Психическая (психоэмоциональная) адаптация
Адаптированные дети преобладают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособностей, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.
Невротические реакции:
- рвота
- пристрастие к личным вещам
- наличие страхов
- неуправляемое поведение
- стремление спрятаться от взрослых
- истерические реакции
- тремор подбородка, пальчиков
3). Психологическая адаптация заключается в приспособлении ребёнка к изменившимся условиям среды и появлению адекватных форм поведения. Дети чувствуют себя комфортно, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, включены в совместные игры, дела, образовательную деятельность.
4). Социальная адаптация требует подчинения индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Важно помнить при этом: полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Социальная адаптация – это состояние гармония (удовлетворения) между ребёнком и средой в которую он попал.
Итак, два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и
внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
При нарушении этой гармонии мы имеем дело с дезадаптацией.
Чаще в поле зрения воспитателей попадают дети с нарушением адаптации по внешнему критерию (проблемы поведения). Дети с дезадаптацией по внутреннему критерию: часто болеют, не участвуют в общих делах, одиноко играют одни, имеют сниженный фон настроения. Они не создают нам проблем, так как выполняют все требования, но их состояние «несчастности» говорит о необходимости вашей психологической помощи. Здесь мы говорим о приспособлении к требованиям социума (смирился), а не об истинной адаптации.
Итак, к дезадаптивным формам поведения относятся:
– дети, не проявляющие интереса к занятиям, занимающиеся посторонними делами, мешающими всем.
– дети выполняющие все требования, но или постоянно грустные, чрезмерно серьёзные, которые никогда не шалят и не веселятся.
– у ребёнка совсем нет в группе друзей, он всегда играет или сидит один.
– ребенок конфликтен, постоянно задирается, не прощает случайностей, дерётся зло и безжалостно.
Причины данных нарушений различны. Дать конкретные для всех рекомендации нельзя. Так как дезадаптация результат целостного процесса личностного развития ребёнка начинается с самого развития.
Сталкиваясь с дезадаптивным поведением ребёнка в детском саду , воспитатель имеет дело со следствием, а не причиной.
Попытки повлиять на внутреннее состояние ребёнка часто мало эффективны.
Таких детей желательно направлять в психологические центры, где проблемы детей или родителей будут решаться комплексно. В ДОУ мы можем проконсультировать родителей и рассказать о имеющихся проблемах.
Детский сад – это институт социализации, его основная задача – приучение детей к новым социальным требованиям. Поэтому рекомендации воспитателей и психологов носят общий характер.
Во первых, требования к детям данного возраста не должны быть чрезмерными, слишком жесткие требования принесут скорее вред, чем пользу.
Во вторых , требования к детям должны быть постоянными и последовательными, дети будут о них постоянно забывать, а вы им должны об этом постоянно напоминать в адекватной форме. В противном случае за нарушением должно следовать наказание, но посильное для ребёнка и не унижающее его достоинства. Об этом следует помнить, чтобы не нанести психологическую травму ребёнку.
И постепенно установится равновесие, между требованиями социума и и возможностями самого ребёнка.
Необходимо стремиться, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, стараться предупреждать и не допускать проявлений тяжёлой адаптации. Необходима такая организация жизни ребёнка в ДОУ, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребёнка не стабилизировалось после 6 месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребёнка.
Важная роль в процессе успешной адаптации принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.
В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...
Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)
Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)...
Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)
Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)...
«Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников».
Практико-значимый проект....
Методическое пособие «Социально-психологическая адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОО общеразвивающего вида»
В методическом пособии представлена система социально-психологического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО общеразвивающего вида.Предназначено для педагого-психологов и воспитателей ДОО....