О социально – психологической адаптации
статья по теме

Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.

Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (в игре, общении со сверстниками и т.д.). Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_socialno_-_psihologich_adaptacii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

О социально – психологической адаптации

Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.

Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (в игре, общении со сверстниками и т.д.). Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и

внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом ребёнка в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

От чего зависит длительность периода адаптации? Актуальными являются следующие причины:

– от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка

– от состояния здоровья

–  от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык   находиться дома и той, в которой находится в ДОУ

–  от разницы в методах воспитания.

– от неготовности ребёнка и мамы к расставанию

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Итак, критериями адаптации считаются:

  1. – нарушение сна,
  2. – нарушение питания,
  3. – проявление отрицательных эмоций в общении,
  4. – боязнь пространства,
  5. – частые заболевания,
  6. – снижение веса.

Центральным для детей дошкольного возраста являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация.

1). Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребёнка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические акты проходят без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, считать ребёнка полностью адаптированным к ситуации нельзя.

2). Психическая (психоэмоциональная) адаптация

Адаптированные дети преобладают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособностей, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.

 

 Невротические реакции:

- рвота

- пристрастие к личным вещам

- наличие страхов

- неуправляемое поведение

- стремление спрятаться от взрослых

- истерические реакции

- тремор подбородка, пальчиков

3). Психологическая адаптация заключается в приспособлении ребёнка к изменившимся условиям среды и появлению адекватных форм поведения. Дети чувствуют себя комфортно, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, включены в совместные игры, дела, образовательную деятельность.

4). Социальная адаптация требует подчинения индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Важно помнить при этом: полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Социальная адаптация  – это состояние гармония (удовлетворения) между ребёнком и средой в которую он попал.

Итак, два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и

внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

При нарушении этой гармонии мы имеем дело с дезадаптацией.

Чаще в поле зрения воспитателей попадают дети с нарушением адаптации по внешнему критерию (проблемы поведения). Дети с дезадаптацией по внутреннему критерию: часто болеют, не участвуют в общих делах, одиноко играют одни, имеют сниженный фон настроения. Они не создают нам проблем, так как выполняют все требования, но их состояние «несчастности» говорит о необходимости вашей психологической помощи. Здесь мы говорим о приспособлении к требованиям социума (смирился), а не об истинной адаптации.

Итак, к дезадаптивным формам поведения относятся:

– дети, не проявляющие интереса к занятиям, занимающиеся посторонними делами, мешающими всем.

– дети выполняющие все требования, но или постоянно грустные, чрезмерно серьёзные, которые никогда не шалят и не веселятся.

– у ребёнка совсем нет в группе друзей, он всегда играет или сидит один.

– ребенок конфликтен, постоянно задирается, не прощает случайностей, дерётся зло и безжалостно.

Причины данных нарушений различны. Дать конкретные для всех рекомендации нельзя. Так как дезадаптация результат целостного процесса личностного развития ребёнка начинается с самого развития.

Сталкиваясь с дезадаптивным поведением ребёнка в детском саду , воспитатель имеет дело со следствием, а не причиной.

Попытки повлиять на внутреннее состояние ребёнка часто мало эффективны.

Таких детей желательно направлять в психологические центры, где проблемы детей или родителей будут решаться комплексно. В ДОУ мы можем проконсультировать родителей и рассказать о имеющихся проблемах.

Детский сад  – это институт социализации, его основная задача – приучение детей к новым социальным требованиям. Поэтому рекомендации воспитателей и психологов носят общий характер.

Во первых, требования к детям данного возраста не должны быть чрезмерными, слишком жесткие требования принесут скорее вред, чем пользу.

Во вторых , требования к детям должны быть постоянными и последовательными, дети будут о них постоянно забывать, а вы им должны об этом постоянно напоминать в адекватной форме. В противном случае за нарушением должно следовать наказание, но посильное для ребёнка и не унижающее его достоинства. Об этом следует помнить, чтобы не нанести психологическую травму ребёнку.

И постепенно установится равновесие, между требованиями социума и и возможностями самого ребёнка.

Необходимо стремиться, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, стараться предупреждать и не допускать проявлений тяжёлой адаптации. Необходима такая организация жизни ребёнка в ДОУ, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети,  у которых адаптация затягивается. Если состояние ребёнка не стабилизировалось после 6 месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребёнка.

Важная роль  в процессе успешной адаптации принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.

В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)

Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)...

Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)

Программа по социально психологической адаптации старшего дошкольника с общим недоразвитием речи. (2)...

Методическое пособие «Социально-психологическая адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОО общеразвивающего вида»

В методическом пособии представлена система социально-психологического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО общеразвивающего вида.Предназначено для педагого-психологов и воспитателей ДОО....