Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»
материал
Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
«Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»
(формы, методы и приемы работы с детьми и родителями, подходы к созданию РППС)
Подготовила: Занина Р.Ф., воспитатель
Слайд 2
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории.
Формирование фундаментальных черт личности, таких как духовность, нравственность, происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений. Результатом усвоения социокультурного опыта является социализация ребенка.
Слайд 3
В то же время ребенок приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, который включает в себя духовно-нравственное и социально-культурное воспитание. Эффективность этого процесса определяется совокупностью целенаправленно созданных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей, то есть той социокультурной средой, в которой растет и развивается ребенок.
Слайд 4
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Таким образом, социокультурная среда понимается как целостное единство:
- происходящих в ней культурных событий, значимых для всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.
- существующих правил, норм и стиля отношений между детьми, педагогами, родителями, а также той системой ценностей, которая лежит в их основе.
- развивающей предметно-пространственной средой, как социокультурным пространством развития ребенка-дошкольника.
Слайд 5
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в нем отражается важность формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о культурных традициях, о многообразии культур разных народов, в результате чего происходит социокультурное развитие детей.
Программа «Социокультурные истоки», введенная в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ, полностью обеспечивает выполнение требований ФГОС ДО по созданию условий, обеспечивающих духовно-нравственное и социально-культурное развитие личности уже с периода дошкольного детства.
Основная цель программы: формирование духовно-нравственной основы личности в процессе присоединения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи:
- Обеспечить последовательную индетификацию ребенка-дошкольника с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации;
- Объединить воспитание и развитие в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Сформировать социокультурную среду духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающую сотрудничество дошкольной организации и семьи;
- Обеспечить преемственность целей и задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- Приобщить дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей;
- Интегрировать духовно-нравственное воспитание в различные образовательные области
Слайд 6
Программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп: 1 Младшая группа (3-4 года) 2 Средняя группа (4-5 лет) 3 Старшая группа (5-6 лет) 4 Подготовительная группа (6-7 лет).
В младшей группе (3-4 года) дети знакомятся с первоначальными понятиями и категориями, которые формируют у них представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются (на основе русских народных песен, хороводов, потешек, сказок, стихов, народных подвижных, сюжетно-ролевых и словесных игр, праздников)
В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней в процессе разнообразных видов деятельности – игр, ознакомления с детской художественной литературой, конструирования, музыкальной, изобразительной и трудовой деятельности.
Образовательные задачи:
Младшая группа (3-4 года) Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга».
Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение.
Воспитание доверия к взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости.
Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному)
Средняя группа (4 - 5 лет) Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней.
Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии.
Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям.
Решение данного комплекса задач происходит посредством включения в образовательный процесс разнообразных культурных практик – привычных видов детской деятельности, которые могут возникать как по инициативе ребенка, так и по инициативе взрослого.
Слайд 7
Важной работой с детьми и родителями являются культурные события, которые проектируются с учетом реализуемой в МБДОУ образовательной программы дошкольного образования, возрастными возможностями детей, их актуальными интересами и потребностями и реализуются в соответствии с календарно-тематическим планированием в каждой возрастной группе.
Культурное событие – это социально значимая для ребёнка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного «открытия».
Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и запомнилось.
Сущность культурного события заключается в том, что педагогом организуются специальные условия для детского действия, получения нового опыта, его осмысления и осознания.
Слайд 8
В младшем и среднем дошкольном возрасте в течение учебного года проходят:
- Ежемесячно: «Дни рождения», «Создание коллекция», «Встречи с интересными людьми».
- Еженедельно: «Театральные встречи», «Чистая пятница».
- Ежедневно: «Календарь настроения», «Утро радостных встреч», «Итог прожитого дня» «Засыпание и пробуждение на фоне классической музыки» (в форме ресурсного круга)
- В течение учебного года:
- Тематические дни и недели: «День здоровья», «День доброты», «День улыбок», «День смеха», «День Земли», «День дружбы», «День книги», «День театра».
- Выставки детско-родительских творческих работ «Русь талантами богата», «Все начинается с мамы», «Символ года», «Мой папа самый лучший», «Здравствуй, лето!».
- Традиционные праздники «Осенины», «Новый год», «8 марта», «1 июня - день защиты детей».
- Государственные праздники: «День народного единства», «День дошкольного работника», «День матери», «День российского флага». «День защитника Отечества», «День Победы».
- Фольклорные праздники «Рождественские колядки», «Широкая масленица», «Праздник самовара» «Праздник русского платка».
Культурное событие может быть организовано в различной форме: образовательной деятельности, игры, досуга, фольклорного праздника, развлечения, творческой мастерской. Примерные виды культурных практик и формы их организации представлены в памятке.
Примерные виды и формы культурных практик младшем и среднем дошкольном возрасте
Культурная практика | Формы работы с детьми |
Совместная игра воспитателя с детьми |
|
Образовательная деятельность |
нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение).
|
Творческая мастерская |
|
Досуги, праздники |
|
Слайд 9
Методы и приёмы групповой работы:
Словесные | Наглядные | Практические |
|
|
|
Слайд 10
Работа с родителями
Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.
Ежедневное взаимодействие с родителями - это неотъемлемая часть деятельности педагогов дошкольного учреждения. Давайте мы с вами попробуем дать определение слову «Взаимодействие» (высказывания педагогов).
ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничества - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия. Таким образом, взаимодействие - это взаимопонимание, взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между людьми.
При организации взаимодействия с семьей необходимо учитывать принципы:
- открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- преемственности (обеспечение единых подходов к развитию личности в семье и детском коллективе).
-взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
-повышение и содействие общей культуры семьи и психологопедагогической компетентности родителей;
-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
-использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Слайд 11
Формы взаимодействия с родителями:
1. Информационно - аналитические (родительские собрания в форме конференций, круглых столов, устных журналов и лекториев, организация анкетирования, опросов)
2. Познавательные (проведение открытых показов образовательной деятельности, семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, семейных проектов)
3. Досуговые (организация родительских клубов, семейных гостиных, совместных досугов, праздников, соревнований, выставок, конкурсов семейных талантов)
4. Наглядные (консультации, рекомендации, памятки, буклеты по ознакомлению родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития детей).
5. Дистанционные (размещение информации на официальном сайте МБДОУ, на сайте педагога, в родительских чатах в форме консультаций, памяток, плакатов, видеосюжетов, оперативной информации, полезных ссылок и т.д.).
Слайд 12
РППС
В настоящее время особое внимание уделяется создание такой развивающей предметно-игровой среды, которая направлена на развитие личности ребенка дошкольного возраста, выступает в качестве источника его социального опыта и знаний.
Такую среду можно охарактеризовать и как пространство, обеспечивающее социально-культурное становление ребенка, удовлетворение потребностей актуального и ближайшего развития, становление способностей ребенка дошкольного возраста.
Основные компоненты РППС в группах для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
1.Мини-музей (краеведения, русского быта) - назначение: формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях, расширение детского кругозора; воспитание патриотических чувств при ознакомлении с историей России, ХМАО;
2. Центр детского творчества - назначение: воспитание интереса к изобразительному, декоративно-прикладному искусству русского и хантыйского народов; формирование осознанного созидательного отношения к рукотворному предметному миру;
5.Центр родной книги - назначение: приобщение к богатствам русской и национальной литературы;
Заключение:
Создание единого социокультурного образовательного пространства в дошкольном учреждении позволяет формировать у всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей такие важные составляющие духовно-нравственной основы личности, как готовность к межкультурной коммуникации, принятие культурного многообразия, умение ориентироваться в новых социокультурных условиях, а так же создает благоприятные условия для присоединения ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Памятка
Структурные компоненты содержания социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка
Структурный компонент | Назначение | Содержание |
Мини-музей краеведения «Люби и знай свой край» | формирование представлений о жизни наших предков, обогащение их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение детского кругозора, воспитание патриотических чувств при ознакомлении с историей России или конкретного региона. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть народа. | Альбомы «Мой город», «Улицы города»; Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы, загадки, произведения писателей; серия дидактических игр для разных возрастных групп, которые призваны познакомить воспитанников с географическими особенностями места проживания, со знаменитыми людьми региона, «Флаги России и ХМАО», «Чистая река», «Путешествие по России и ХМАО», «Карта России и ХМАО», «Одень куклу» (русский и хантыйский костюм) и др. |
«Изба», «Юрта» | Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям и культуре людей, его населяющих. Для создания интерьера предлагаем побеседовать со старыми людьми, изучить музейные материалы, книги о культуре и быте народа и подобрать предметы, соответствующие старине, для воспитания у ребенка чувства красоты, любознательность и патриотизма. | куклы в народных костюмах, предметы старины, бережно хранимые в деревнях, а также: - предметы одежды и быта народов России,ХМАО-Югры; - традиции, обычаи, фольклор народов России, народов ханты и манси (описания, иллюстрации); - диски с аудио- и видеозаписями; - предметы ДПИ: вышивка, ткачество, вязание и др. |
Художественная галерея | воспитание интереса к изобразительному, декоративно - прикладному искусству народов России для формирования осознанного созидательного отношения к рукотворному предметному миру. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. | Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». (Например, «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца – образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.). |
«СЕМЬ – Я» | Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций типа «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков. семейные фотоальбомы детей группы | |
Библиотека «Родная книга» | приобщение к богатствам национальной литературы России. Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям. | комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей-классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др. |
«Театр сказок» | Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей. В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы. | Настольный театр, театр игрушек (фигурок), с персонажами, театр «Перчатки», театр бибабо с различными персонажами, теневой театр, пальчиковый театр,элементы костюмов для режессерской, сюжетно-ролевой игры |
«Народной игры и игрушки» | Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество и, конечно же, русские народные игры, в которые дети очень любят играть; приобщению детей к истокам русской народной культуры, зарождению интереса к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). | картотеки народных подвижных игр; (сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др.) по темам итоговых занятий. Игры (кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного края» и др.). |
Выставочный центр «Золотые руки» | Вызвать интерес у детей к народному творчеству, народному промыслу. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью. | художественные альбомы с разными видами декоративно-прикладного искусства образцы предметов декоративно-прикладного искусства |
Патриотический центр «Я живу в России» | Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово. | Государственной символики – флаг, герб, гимн, портрет президента, элементы региональной символики- флаг, герб города, области. Глобус, карта России или мира, достопримечательности страны, города. |
Примерная направленность культурных событий:
• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);
• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, 8 марта, День матери).
• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравственность, духовность Социокультурный опыт
Индивидуализация Социализация Социально-личностное развитие ребенка Духовно-нравственное воспитание Социально-культурное воспитание Социально-культурная среда развития ребенка
Цель программы «Социокультурные Истоки» : заложить формирование духовно-нравственной основы личности, приобщить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Задачи: Обеспечить последовательную идентификацию ребенка-дошкольника с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации; Объединить воспитание и развитие в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Сформировать социокультурную среду духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающую сотрудничество дошкольной организации и семьи; Обеспечить преемственность целей и задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); Приобщить дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей; Интегрировать духовно-нравственное воспитание в различные образовательные области.
Образовательные задачи: Младшая группа (3-4 года) Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга». Развитие способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение. Воспитание доверия к взрослым и сверстникам, формирование ощущения собственной значимости. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному) Средняя группа (4 - 5 лет) Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней. Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующейся у детей потребностей в социальном соответствии. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям. Решение данного комплекса задач происходит посредством включения в образовательный процесс разнообразных культурных практик – привычных видов детской деятельности, которые могут возникать как по инициативе ребенка, так и по инициативе взрослого
Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и запомнилось. Культурное событие – социально значимая для ребёнка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного «открытия » .
Виды и формы культурных практик
Методы и приёмы групповой работы :
Взаимодействие - взаимопонимание , взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между людьми. Работа с родителями Фото с родителями
Основные компоненты РППС в группах для детей младшего и среднего дошкольного возраста
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовность, нравственность, патриотизм как неотъемлемая часть формирования личности ребенка
Исходя из понимания того, что человек (ребёнок) существо не только социальное, но и духовное, особенно важно его приобщение к национальным истокам, мудрому и выразительному народному творчеству, русск...
Доклад из опыта работы на тему: «Обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РО...
Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...
Выступление из опыта работы «Роль сюжетно – ролевой игры в духовно – нравственном становлении старших дошкольников»
Сюжетно ролевая игра...
Выступление на педагогическом совете ДОУ (из опыта работы) по теме "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и тр...
Презентация опыта работы "Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Презентация опыта работы воспитателей и старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 77 "Машенька"...
Доклад на тему «Создание современной среды в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию в соответствии с приоритетными задачами Стратегии развития образования Белгородской области»
В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 202...