Статья По теме: « Помощь тифлопедагога во время проведения адаптационного периода тотально слепого ребёнка»
статья по теме

Лаук Юлия Александровна

 

                                Статья

 

По теме: « Помощь тифлопедагога во время проведения     адаптационного периода тотально слепого ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 724

                                        Статья

По теме: « Помощь тифлопедагога во время проведения     адаптационного периода тотально слепого ребёнка»

        

                                               Автор: учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                                                                           Лаук Ю.А.

        

                                              2013 г.

Тотально слепая девочка, Вера П. 2 года 10 месяцев поступила          в наш детский сад три года назад, в сентябре 2010 года. Девочка пришла из неблагополучной семьи. Адаптационный период ребёнка проходил сложно: девочка часто плакала, отказывалась спать в детском саду, не хотела играть с детьми, с трудом шла на контакт со взрослыми. С первых дней пребывания девочки в саду    я стремилась построить с ней очень тёплые отношения, всегда радостно встречала её, каждый день приносила интересные озвученные игрушки. Я присутствовала в группе во время завтрака, обеда, во время игр и занятий. Первое время мы совместно с воспитателями не предъявляли ребёнку никаких требований, мягко, осторожно знакомили Веру с жизнью в группы.                           Когда Вера плакала, я сажала её на коврик, приносила мягкую игрушку и рядом ставила маленький фонтанчик с журчащей водой.                               От прикосновения к мягкой игрушке и тихого журчания воды, девочка быстро успокаивалась. Во время адаптационного периода я ежедневно сопровождала Веру во время прогулки.                  Особенно хочу подчеркнуть, что я гуляла с ребёнком в любую погоду ( и во время ветра, дождя) для того, чтобы дать понять и почувствовать всё многообразие мира природы, ведь увидеть окружающий мир слепой не может, но с помощью сохранных анализаторов слепой малыш может понять и почувствовать некоторые явления природы. Девочка очень радовалась дождю, с удовольствием собирала мокрые листья, внимательно слушала шуршание листьев во время листопада.                                   Прогулку я сопровождала подробными и красочными объяснениями всех явлений, для того, чтобы создать у ребёнка чувственный образ окружающего мира.

Постепенно девочка раскрылась, она оказалась очень умной, доброй и ласковой. Вместе с воспитателями я провела беседу о том, что Вера не видит своими глазками, что мы все должны помогать ей и быть по возможности рядом.

Ребята очень тепло откликнулись на наш призыв. Они водили Веру в туалет, помогали ей одеваться, на прогулке держали её за руку. Особенно сердечной и доброй оказалась девочка по имени Амина. Она почти всегда была рядом с Верой. Постепенно Вера стала играть с детьми, принимать участие в общеобразовательных занятиях, оставаться в саду во время сна.

Я  много общалась с родителями Веры, просила их создать дома благоприятную атмосферу для нормального развития ребёнка, я дала им много книг по воспитанию слепого ребёнка в семье.       Как я уже говорила, семья девочки социально неблагополучная,    но родители, а также бабушка и дедушка, очень любят и жалеют ребёнка. Я рекомендовала родителям каждый день перед посещением детского сада создавать ребёнку радостный, позитивный настрой ( в саду весело, хорошо, там интересные игры, занятия). Первое время я вместе с Верой посещала лечебные процедуры в кабинете ортоптистки. Мы приходили туда с игрушкой, и я говорила девочке, что игрушка будет смотреть, как она хорошо лечит глазки. Постепенно Вера осваивала окружающее её пространство, привыкала к людям, которые находились рядом с ней. Мне было радостно узнавать, что через несколько месяцев девочка стала проситься в детский сад во время выходных и праздничных дней.

Адаптационный период Веры П. к жизни детского сада длился чуть больше полугода. Всё это время я работала с ребёнком не только, как тифлопедагог, но и как тифлопсихолог. Наша совместная работа с воспитателями группы была сложной и длительной, но она дала положительный результат – ребёнок полюбил детский сад.       И ребёнок раскрылся, как интересная личность.                                     А, главное, родители стали более внимательно относиться к девочке, они постарались создать дома атмосферу спокойствия и доброжелательности, а также стали всерьёз задумываться о дальнейшем обучении и развитии своего незрячего ребёнка.

Работая с Верой, я очень много читала дополнительной литературы по обучению слепых детей, закончила Израильские специальные курсы по социализации проблемных детей в общество. Именно Вера помогла мне состояться, как специалисту ( это был первый год моей работы в качестве учителя – дефектолога).

В заключении хотелось бы отметить положительное влияние общения дошкольников с косоглазием и амблиопией с незрячей сверстницей. Дети научились состраданию, пониманию, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, нуждается в помощи окружающих. Это важный нравственный урок, который дети запомнят на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в детское дошкольное учреждение

В данном материале дано подробное описание успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в се...

Методическая разработка по проведению адаптационного периода в первой младшей группе.

Как только ребенок подрос и мама задумывается о выходе на работу, возникает вопрос о посещении детского сада. Родители переживают о том, как пройдет привыкание к детскому саду, но многие из них даже н...

Памятка для родителей. Помощь ребёнку в адаптационный период

Памятка состоит из 10 рекомендаций, позволяющих создать оптимальные физиологические и психологические условия, способствующие приспособлению ребёнка к изменившимся условиям в адаптационный период....

Конспект индивидуального занятия по ориентировке в пространстве в средней группе по теме «Транспорт» (для тотально слепого ребенка)

Конспект индивидуального занятия по ориентировке в пространстве в средней  группе по теме «Транспорт» (для тотально слепого ребенка)...

Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию с тотально – слепым ребенком на тему: «Моя семья»

Цель: формирование предпосылок нравственно – патриотического воспитания ребенка через знакомство с семьейЗадачи: 1. Закреплять умение называть своё имя, фамилию, членов семьи; понимать роль взро...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: Проведение дидактических игр для детей раннего возраста во время адаптационного периода

Для детей раннего возраста игра – основной способ познания окружающего мира и себя в нем. В процессе развития и воспитания дошкольников игре отводится особое место. И определяется это тем, что и...