В мире игрушек
статья по теме
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
В МИРЕ ИГРЫ И ИГРУШЕК.
Многие родители понимают развитие ребенка как развитие интеллектуаль-
ное и считают,что с этой точки зрения наиболее полезными оказываются головоломки,или логические задачи.В крайнем случае-пазлы.И если ребе-
нок долго может сидеть над такой «игрушкой»,в особенности если у него
что-то получается,родители полагают ,что он развивается.Но это глубокое
заблуждение.Ребенок может часами собирать пазлы наугад,механически
подбирая детали по форме,-и при этом даже не замечает,какую картинку он собирает.Может крутить в руках головоломку,перебирать ее отдельные части,-и при этом не очень понимает,почему у него получается(или не по-
лучается)та или иная конструкция.Для взрослого или младшего школьника
задачки такого типа действительно могут быть увлекательными и полезны
ми.Но для дошкольника-для ребенка,не достигшего возраста 6-7лет,-трени
ровка интеллекта и решение умственных задач вряд ли будет иметь разви-
вающее значение.У бльшенства детей нет реальной мотивации к этой дея-
тельности.Дошкольник познает мир и участвует в нем своей общей практи
ческой активностью-за счет физических(а не умственных)действий,за счет
высказываний,переживаний и замыслов.Действительное развитие проис-
дит только тогда,когда ребенок делает что-то сам,по собственному жела-
нию,а значит -с интересом и удовольствием.Для малыша полноценное развитие тесно связано с эмоциональным благополучием,с развитием соци
ального чувства.Ведь в дошкольном возрасте прежде всего формируется
душевный мир ребенка,его мировозрение,его самосознание и отношение
к другим людям.
Невозможно назвать развитым ребенка,который с большим или меньшим
успехом собирает пазлы,но не умеет общаться и не понимает смысла ска-
зок.Развитие ума и интеллектуальных сил-это задача следующего периода-
школьного возраста.И происходит оно не в игре с игрушками,а совсем в
другой деятельности.
Хочется развеньчать и еще один миф о том,что развивающие игрушки
современны и высокотехнологичны.Порой современным родителям кажется,что их детям не нужны куклы,звери и машинки.Эти игрушки,
бывшие верными друзьями малышей полвека назад,сегодня безвозвратно устарели и не могут способствовать главной задаче-развитию.Сейчас де-
тям нужны совершенно другие вещи,которых не было в годы детства их
родителей.Они оснащены электронным,высокотехнологическим оборудо-
ванием,превращающим их в небольших интерактивных роботов,очень похожих на настоящих зверей и детей.Взять ,к примеру,куклу-младенца
«новейшего образца».Его тельце «снабжено»складочками,перевязочками,
признаками пола-как «настоящее».Игрушечный младенец способен есть,справлять естественные надобности,плакать.Более того,такие младенцы « растут»-раздуваются и уменьшаются по воле ребенка.У них
есть свой словарный запас и прочие суррогатные потробности «роста и развития ребенка.
Интерактивтивные куклы и звери живут своей жизнью и удивляют своими
возможностями.Самая маленькая электроннаякукла-пластмассовая девоч-
ка сантимеиров 4-6 в высоту,голенькая-в одном только подгузнике,с банти-
ком на голове,сияющим огоньками,-сидит на маленькой огороженной плас
тмассовой площадке:рядом стоит бутылочка.Хлопнешь раз-скажет «мама»
хлопнешь два-скажет «папа»,хлопнешь четыре раза-заплачет,покачаешь-
засмеется.А если продолжает плакать,дашь бутылочку-плакать больше не
будет,глаза захлопываются,огоньки на голове гаснут,и куколка резко засыпает,прямо тут,на площадке,голышом.
Игрушечные звери могут « выражать свое отношение»к ребенку.Напри-мер ,медвежонок,щенок или котенок «обожают»обниматься,умеют вилять хвостиком и узнавать голос хозяина. «Вот кто станет твоим настоящим дру
гом!»-написано на аннотации.
Такие игрушки удивляют,забавляют,кажутся суперсовременными.Однако их никак нельзя назвать развивающими.С игрушками,оснащенными таки-
ми техническими возможностями,ребенку не нужно играть:роботы-младен
цы и роботы-щенки не требуют ничего придумывать,не побуждают вообра
жение работать.Действия с такими игрушками стереотипны и однообраз-
ны:нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать ,что
скажет или сделает игрушка.Это только на первый взгляд кажется,что ребенок управляет игрушкой.На самом деле игрушка управляет им:навязы
вает ему действия и схемы поведения.А малыш не имеет возможности действовать самостоятельно:оживлять,додумывать,представлять.Ему оста-
ется быть пассивным наблюдателем.А это очень быстро надоедает.И со-
вершенная в техническом отношении игрушка оказывается заброшенной
в дальний угол.Ей на смену требуются все новые и новые роботы-с новы-
ми « наворотами»,что полностью соответствует законам общества потреб-
ления,но плохо соотносится с законами детской психологии.
Главные качества детской игры-свобода действий,эмоциональная насыщенность,творческая активность и изобретательность.Им нет места
рядом с технологическими зомби.
Воспитатель д/сада№2 «Мишутка» Болдина О.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-465377-1405960938.jpg)
Детский исследовательски-творческий проект "В мире игрушек"
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней жизни. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Сейчас, широко рассматрив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381175-1389576114.jpg)
ТЕМА НЕДЕЛИ: «В МИРЕ ИГРУШЕК».
ЦЕЛЬ: расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках, воспитывать бережное отношение к игрушкам, познакомить с историческими фактами возникновения игрушек. Развивать речевую активно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-745908-1454138027.jpg)
"В мире Игрушек"
Сценарий непосредственной образовательной деятельности по развитию речи младшего дошкольного возроста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-931557-1497464496.jpg)
Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «В мире игрушек».
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни, а впереди - взросление и самостоятельная жизнь. С помощью занятий мы стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, при...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/08/picture-1254398-1591601831.jpg)
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/02/picture-1533286-1727856625.jpg)
конспект занятия по формированию целостной картины мира "В мире игрушек"
Расширять знания детей по теме «Игрушки»;Развивать речевой слух, формировать развитие элементарных математических представлений....