Характеристика ребенка дошкольного возраста
план-конспект урока по теме

Ковенькова Валентина Ивановна

 

Дошкольный возраст делится на младший, средний, старший.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Характеристика ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст делится на младший, средний, старший.

В дошкольных учреждениях согласно этой классификации выделяют следующие возрастные группы: первая и вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной характеристикой каждого возраста являются новообразования, то стоит разобраться какие же новообразования появляются у ребенка 3 лет жизни.

К этому времени если развитие происходило нормально, то рост ребенка составляет до 90-100 см, увеличивается в весе (примерно 13-16 кг.). Он становится более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди, но в 2 года этого делать он еще не умеет.

Физически ребенок  явно стал крепче. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым фоном, условием, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное набирает высокий темп развития.

Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение.

Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращению с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова. (Что, кто это? Как это называется?). Подобные вопросы, конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом , явлением, объектом. И лишь позже, примерно в 4-5 лет, начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» (Как это сделать?), и наконец, со словом «почему».

Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, чувствам, полу и т.д., психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

В 3 года ребенок с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремиться помогать старшим во всех домашних делах.

Качественно меняется характер эмоциональной сферы. Выготский Л.С. отмечал, что к 5 годам ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных чувств, а также эмоциональных состояний другого.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга. Они учатся справедливо решать конфликты, проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Наряду с такими проявлениями часто встречаются грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают и такое явление как ложь.

В этом возрасте у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в обидчивости. По своей природе ребенок оптимистичен и весел. С течением времени ребенок все более становиться самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает новые формы выражения своего отношения ко взрослым и детям. Возникает новая форма общения внеситуативно-личностная. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен». И в нем отражается характер воспитания в первые 6 – 7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, развитие воли, интеллекта, развитие деятельности как жизненной активности.

К 6 – 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК...

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста по ФГТ

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста 1. Ф.И.О. - 2.  Возраст (дата рождения) - 3. Учреждение  - МБДОУ «Детский сад № ».   Группа -...

Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию - характеристику на ребенка, который идёт, например, в логопедический сад или иной сад.  Данным материалом могут воспользоваться воспитатели, психологи детских садов....

Логопедическая характеристика ребенка дошкольного возраста

Бланк логопедической характеристики ребенка дошкольного возраста для психолого-медико-педагогической комиссии....

Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста

Схема  психологической  характеристики ребенка дошкольного возраста...

Характеристика ребенка дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

1. Общие сведенияИванова Ева ИвановнаАдрес регистрации:Адрес фактического проживания:Посещает Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида...