Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике на тему

Галкина Наталия Борисовна

Схема  психологической  характеристики ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_shema_psiholog_harakteristiki_reb.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Схема  психологической  характеристики

ребенка дошкольного возраста

I. Общие  сведения  о  ребенке:

  • Фамилия, имя, дата  рождения
  • Общее физическое  развитие
  • Состояние  здоровья
  • Состав  семьи.
  • Длительность  посещения  детского  сада

II.Особенности  личностного  развития:

1.Самосознание:

  • как  осознает  свои физические  возможности, умения, способности, интересы, склонности, психические  процессы;
  • как  осознает  себя  во  времени, может  ли  дать  отчет  о  том, что  делает  в  данный  момент, что  делал  недавно, что  собирается  делать ? Мечтает  ли  о  будущем?
  • как  осознает  свою  половую  принадлежность  и  половую  принадлежность  других  людей;
  • как  относится  к  самому  себе,  чем  гордится, осознает  ли  собственные  переживания (весело, грустно и т.д.)
  • какие  цели  ставит  перед  собой  и  учитывает  ли  при  их  постановке  свои  реальные  возможности;
  • насколько  значимо  для ребенка  общественное  мнение;
  • насколько  объективно оценивает  себя  и  результаты  своей  деятельности,  каковы  критерии  самооценки;
  • умеет  ли  контролировать  свою  деятельность, как  и  в  каких  ситуациях,  зависит  ли  проявление  самоконтроля  от  присутствия  взрослого  и  коллективной  организации  деятельности, какие  виды  самоконтроля использует ( «пооперационный», результативный, предвосхищяющий).

2.Нравственное  развитие:

  • какие  нравственные  нормы  и  качества  осознает, какие  из  них  считает  наиболее  важными;
  • какие качества  оценивает  положительно,  а  какие  отрицательно;
  • беседует  ли  со  взрослыми  или  сверстниками  на  нравственные  темы, какие  этические  проблемы  обсуждает;
  • относит  ли  нравственные  нормы  и  правила  к  собственному  поведению, следует  ли  знакомым  нормам  в  собственной  деятельности  и  поведении;
  • контролирует  ли  поведение  других  детей  на  основе  нравственных  норм  и  правил, обращается  ли  с  жалобами  - заявлениями  ко  взрослому;
  • каковы  мотивы  выполнения  нравственных  норм (ради  самой  нормы, чтобы  заслужить  поощрение, избежать  наказания, добиться  выгоды  для  себя и  пр.)
  • в  каких  ситуациях  нарушает  нормы  и  почему;
  • является  ли  нравственное  поведение   «стихийным»  или  «осознанным».

3. Воля  и  произвольность  поведения.

  • какие  компоненты  волевого  действия  сформированы (борьба  мотивов, принятие  решения, выполнение  действия  для достижения  цели, самоконтроль  и  самооценка);
  • какие  волевые  качества, в  каких  ситуациях, видах  деятельности наблюдаются, насколько  устойчивы;
  •  проявляется  ли  способность  к  волевому  усилию, можно  ли  говорить  о  силе  воли;
  •  каковы  особенности  произвольности  в  практической  и  умственной  деятельности  (может  ли  сдерживать  непосредственные  побуждения, регулировать  поведение  и  деятельность, психические  процессы), насколько  импульсивен  в  поведении , каковы  причины  этой  импульсивности;
  • какие  волевые  привычки  сформированы.

4.Эмоции  и  чувства:

  • какие  чувства  развиты, в  каких  ситуациях  они  проявляются  и  как  влияют  на  поведение  и  взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками.
  • Осознает  ли  свои  эмоции  и  чувства, называет  ли  их  в  речи;
  • Как  и  в  каких  ситуациях  может  произвольно  регулировать  свои  эмоции  и  почему;
  •  Насколько  разнообразны  переживания;
  •  что  вызывает  наиболее  яркие  положительные  и  отрицательные  эмоции  и  почему;
  •  заметны  ли  признаки  эмоционального  неблагополучия   и  какие;
  •  какова  динамика  переживания  чувств  и  каково  их  внешнее  выражение.

5. Мотивы  и  потребности:

  • какие  мотивы  определяют  деятельность  ребенка;
  • какие  из  них  ведущие;
  • как  протекает  борьба  мотивов, осознается  ли  она  ребенком  как  конфликт.

6.Темперамент:

  • черты  какого  типа  темперамента  и  как  проявляются;
  • какие  из  них  наиболее  яркие;
  • как  черты  темперамента  влияют  на  поведение, деятельность, взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками.
  1. .Характер:
  • какие  объекты, ситуации  выступают  наиболее  значимыми  для  ребенка  и  почему;
  • какие  волевые, нравственные, интеллектуальные  черты  сформированы;
  • какие  положительные  и  отрицательные  привычки характерны;

 8.Способности:

  • к какому  виду  деятельности  и  как  ребенок  проявляет  склонность;
  • какой  вид деятельности  осваивает  наиболее  успешно;
  • какие  признаки  одаренности  хароактерны.

III. Особенности  развития  видов  деятельности.

1.Изобразительная  деятельность:

  • какой  вид  изобразительной  деятельности  предпочитает: рисование, лепку, аппликацию (занимается ли  им  в  свободное  время ,по    ини-  циативе);
  • какими  навыками  в  каждом  виде  изобразительной  деятельности  владеет, насколько  они  разнообразны  и  автоматизированы;
  • умеет  ли  формулировать  и  воплощать  замысел, насколько  замыслы  устойчивы  и  разнообразны, каковы  причины  неустойчивости  замысла, насколько  замыслы  оригинальны  или, наоборот, подражательных
  • каковы  проявления  творчества;
  • какие  выразительные  и  изобразительные  средства  использует;
  • какие  впечатления  отражает  в  изобразительной  деятельности  и  почему;

2. Конструирование:

  • как  относится  к  процессу  и  результату  конструирования;
  • действует ли  самостоятельно  и  по  своей  инициативе,  из  каких  материалов  делает  постройки;
  • может  ли  формулировать  и  воплощать  замысел  в  процессе  конструирования, преобразует  ли   его  и  почему;
  • насколько  разнообразны  и  оригинальны  замыслы;
  • насколько  конструирование  связано с игрой (обыгрывает  ли  постройки, строит  ли под  влиянием  игровых  мотивов);
  • умеет  ли  использовать  чертеж, схему  в  процессе  конструирования;
  • каковы  проявления  творчества;
  • какими   техническими навыками  владеет, насколько  они  разнообразны  и  автоматизированы;
  • как аналитико-синтетическая  деятельность  влияет  на  процесс  конструирования.

3.  Игровая  деятельность:

  • какие  виды игр  предпочитает;
  • любит  играть  один,  со  сверстниками  или  взрослыми;
  • играет  ли  в  режиссерские  игры, каковы  их  содержание, сюжет, герой;
  • как  долго  играет;
  • насколько  устойчивы  игровые  объединения;
  • принимает  ли  условную  игровую  ситуацию;
  • использует  ли  как  предметы-заместители  воображаемые  предметы;
  • насколько  сформированы  компоненты  сюжетно-ролевой  игры, каковы  их  индивидуальные  особенности;
  • привлекает  ли  к  игре  взрослых  и  в  каких  ситуациях (выполнять  второстепенные  роли, организовать  игру, помочь  подготовить  условия  для  игры  и   пр.)

4.  Трудовая  деятельность:

  • какие  виды  и  формы  труда  освоены, какие  из  них  предпочитает;
  • каковы  мотивы  труда;
  • как  относится  к  процессу и  результату  труда;
  • достигает  ли  качественного результата;
  • как  труд  связан  с  игрой;
  • умеет  ли  планировать, контролировать, оценивать свою  трудовую деятельность  и  труд  сверстников;
  • сформировано  ли  трудолюбие  и  в  чем  оно  сказывается;
  • стремится  ли  к  совместному  со  взрослым  труду;
  • каковы  представления  о  труде  взрослых, как  относится  к  их  труду..

5.Общение  с  родителями, воспитателями  и  сверстниками:

  • сформирована  ли  культура  общения;
  • какие  средства  общения  использует;
  • каковы  содержание  и  мотивы  общения;
  • каковы  формы  общения  со  взрослыми  и  сверстниками;
  • насколько  избирательно  общение, насколько  ярко  видны  симпатии  и  антипатии.

IV . Особенности  познавательного  развития.

1.Внимание:

  • каково  соотношение  произвольного  и  непроизвольного  внимания, какие  раздражители  вызывают  непроизвольное  внимание,  в   каких  ситуациях  наблюдается  произвольное  и  непроизвольное  внимание;
  • насколько  развиты  свойства  внимания (переключение, концентрация, устойчивость);
  • какие  раздражители  наиболее  часто  отвлекают  внимание;
  • характерна  ли   разорванность   внимания  и  в  каких  ситуациях.

2.Речь:

  • каковы  особенности  развития  словаря, грамматического  строя  речи;
  • каковы  особенности  звукопроизношения;
  • насколько  развита диалогическая  речь, с  кем  чаще  беседует, на  какие  темы, умеет  ли  выслушать  другого  и  изложить  свое  мнение;
  • насколько  развита  связная  речь, умеет  ли  объяснять, рассказывать  насколько  речь  последовательна, логична, аргументирована;
  • какие  вспомогательные  средства  и  как  использует  в  процессе  речевого  общения (мимику ,пантомимику, жесты);
  • Насколько  выразительна  речь.

3.Восприятие:

  • каковы  особенности  восприятия  пространства, времени  и  т.д.
  • может  ли  поставить  цель  наблюдения  и   подчинить  ей   свои  действия.
  • сформирована  ли  наблюдательность.

4.Память:

  • каково  соотношение  объема  произвольной  и  непроизвольной  памяти;
  • принимает  ли  цель – запомнить -  от  взрослого ,ставит  ли  ее  самостоятельно;
  • использует  ли  и  какие  приемы  запоминания  и  воспроизведения;
  • какие  события  и объекты  запоминает  непроизвольно  и  почему.

5.Воображение:

каковы  особенности  воссоздающего  и  творческого  воображения;

насколько  оригинальны  рисунки, сочиненные  сказки, поделки;

какие приемы  создания  новых  образов  использует;

каковы  источники  воображения (знания, личный  опыт, книги  и  пр.)

насколько  эмоционально  воображение;

носит  ли  воображение  произвольный  или  непроизвольный  характер.

6.Мышление:

  • на  основе  каких  признаков  и  правильно  ли  обобщает;
  • умеет  ли  устанавливать  причинно-следственные  связи;
  • умеет  ли  рассуждать. Насколько рассуждения  аргументированы, обоснованы, последовательны, логичны;
  • задает  ли  и  кому  познавательные  вопросы, каково  содержание  этих  вопросов, стремится  ли  самостоятельно  отвечать  на  эти  вопросы;
  • беседует  ли  со  сверстниками  или  взрослыми  на  познавательные  темы,  какие явления  действительности  интересуют;
  • экспериментирует  ли  по  собственной  инициативе, насколько  часто, что  побуждает  к  экспериментированию;
  • любит  ли  слушать  познавательные  книги,  задает  ли  вопросы  по  их  содержанию;
  • как  решает  практические  задачи, возникающие  в  деятельности;
  • каково  соотношение  наглядно-действенного  и  наглядно-образного  мышления;
  • какие  элементы  логического  мышления  сформированы.
  • V. Педагогические  рекомендации  по  обеспечению  индивидуального  подхода  к  ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики

В статье раскрывется понятие ребенок  как субъект педагогического процесса,  приведены примеры проявлений субъектных отношений ребенка дошкольного ...

Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...

Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....