Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике на тему
Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_shema_psiholog_harakteristiki_reb.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема психологической характеристики
ребенка дошкольного возраста
I. Общие сведения о ребенке:
- Фамилия, имя, дата рождения
- Общее физическое развитие
- Состояние здоровья
- Состав семьи.
- Длительность посещения детского сада
II.Особенности личностного развития:
1.Самосознание:
- как осознает свои физические возможности, умения, способности, интересы, склонности, психические процессы;
- как осознает себя во времени, может ли дать отчет о том, что делает в данный момент, что делал недавно, что собирается делать ? Мечтает ли о будущем?
- как осознает свою половую принадлежность и половую принадлежность других людей;
- как относится к самому себе, чем гордится, осознает ли собственные переживания (весело, грустно и т.д.)
- какие цели ставит перед собой и учитывает ли при их постановке свои реальные возможности;
- насколько значимо для ребенка общественное мнение;
- насколько объективно оценивает себя и результаты своей деятельности, каковы критерии самооценки;
- умеет ли контролировать свою деятельность, как и в каких ситуациях, зависит ли проявление самоконтроля от присутствия взрослого и коллективной организации деятельности, какие виды самоконтроля использует ( «пооперационный», результативный, предвосхищяющий).
2.Нравственное развитие:
- какие нравственные нормы и качества осознает, какие из них считает наиболее важными;
- какие качества оценивает положительно, а какие отрицательно;
- беседует ли со взрослыми или сверстниками на нравственные темы, какие этические проблемы обсуждает;
- относит ли нравственные нормы и правила к собственному поведению, следует ли знакомым нормам в собственной деятельности и поведении;
- контролирует ли поведение других детей на основе нравственных норм и правил, обращается ли с жалобами - заявлениями ко взрослому;
- каковы мотивы выполнения нравственных норм (ради самой нормы, чтобы заслужить поощрение, избежать наказания, добиться выгоды для себя и пр.)
- в каких ситуациях нарушает нормы и почему;
- является ли нравственное поведение «стихийным» или «осознанным».
3. Воля и произвольность поведения.
- какие компоненты волевого действия сформированы (борьба мотивов, принятие решения, выполнение действия для достижения цели, самоконтроль и самооценка);
- какие волевые качества, в каких ситуациях, видах деятельности наблюдаются, насколько устойчивы;
- проявляется ли способность к волевому усилию, можно ли говорить о силе воли;
- каковы особенности произвольности в практической и умственной деятельности (может ли сдерживать непосредственные побуждения, регулировать поведение и деятельность, психические процессы), насколько импульсивен в поведении , каковы причины этой импульсивности;
- какие волевые привычки сформированы.
4.Эмоции и чувства:
- какие чувства развиты, в каких ситуациях они проявляются и как влияют на поведение и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
- Осознает ли свои эмоции и чувства, называет ли их в речи;
- Как и в каких ситуациях может произвольно регулировать свои эмоции и почему;
- Насколько разнообразны переживания;
- что вызывает наиболее яркие положительные и отрицательные эмоции и почему;
- заметны ли признаки эмоционального неблагополучия и какие;
- какова динамика переживания чувств и каково их внешнее выражение.
5. Мотивы и потребности:
- какие мотивы определяют деятельность ребенка;
- какие из них ведущие;
- как протекает борьба мотивов, осознается ли она ребенком как конфликт.
6.Темперамент:
- черты какого типа темперамента и как проявляются;
- какие из них наиболее яркие;
- как черты темперамента влияют на поведение, деятельность, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
- .Характер:
- какие объекты, ситуации выступают наиболее значимыми для ребенка и почему;
- какие волевые, нравственные, интеллектуальные черты сформированы;
- какие положительные и отрицательные привычки характерны;
8.Способности:
- к какому виду деятельности и как ребенок проявляет склонность;
- какой вид деятельности осваивает наиболее успешно;
- какие признаки одаренности хароактерны.
III. Особенности развития видов деятельности.
1.Изобразительная деятельность:
- какой вид изобразительной деятельности предпочитает: рисование, лепку, аппликацию (занимается ли им в свободное время ,по ини- циативе);
- какими навыками в каждом виде изобразительной деятельности владеет, насколько они разнообразны и автоматизированы;
- умеет ли формулировать и воплощать замысел, насколько замыслы устойчивы и разнообразны, каковы причины неустойчивости замысла, насколько замыслы оригинальны или, наоборот, подражательных
- каковы проявления творчества;
- какие выразительные и изобразительные средства использует;
- какие впечатления отражает в изобразительной деятельности и почему;
2. Конструирование:
- как относится к процессу и результату конструирования;
- действует ли самостоятельно и по своей инициативе, из каких материалов делает постройки;
- может ли формулировать и воплощать замысел в процессе конструирования, преобразует ли его и почему;
- насколько разнообразны и оригинальны замыслы;
- насколько конструирование связано с игрой (обыгрывает ли постройки, строит ли под влиянием игровых мотивов);
- умеет ли использовать чертеж, схему в процессе конструирования;
- каковы проявления творчества;
- какими техническими навыками владеет, насколько они разнообразны и автоматизированы;
- как аналитико-синтетическая деятельность влияет на процесс конструирования.
3. Игровая деятельность:
- какие виды игр предпочитает;
- любит играть один, со сверстниками или взрослыми;
- играет ли в режиссерские игры, каковы их содержание, сюжет, герой;
- как долго играет;
- насколько устойчивы игровые объединения;
- принимает ли условную игровую ситуацию;
- использует ли как предметы-заместители воображаемые предметы;
- насколько сформированы компоненты сюжетно-ролевой игры, каковы их индивидуальные особенности;
- привлекает ли к игре взрослых и в каких ситуациях (выполнять второстепенные роли, организовать игру, помочь подготовить условия для игры и пр.)
4. Трудовая деятельность:
- какие виды и формы труда освоены, какие из них предпочитает;
- каковы мотивы труда;
- как относится к процессу и результату труда;
- достигает ли качественного результата;
- как труд связан с игрой;
- умеет ли планировать, контролировать, оценивать свою трудовую деятельность и труд сверстников;
- сформировано ли трудолюбие и в чем оно сказывается;
- стремится ли к совместному со взрослым труду;
- каковы представления о труде взрослых, как относится к их труду..
5.Общение с родителями, воспитателями и сверстниками:
- сформирована ли культура общения;
- какие средства общения использует;
- каковы содержание и мотивы общения;
- каковы формы общения со взрослыми и сверстниками;
- насколько избирательно общение, насколько ярко видны симпатии и антипатии.
IV . Особенности познавательного развития.
1.Внимание:
- каково соотношение произвольного и непроизвольного внимания, какие раздражители вызывают непроизвольное внимание, в каких ситуациях наблюдается произвольное и непроизвольное внимание;
- насколько развиты свойства внимания (переключение, концентрация, устойчивость);
- какие раздражители наиболее часто отвлекают внимание;
- характерна ли разорванность внимания и в каких ситуациях.
2.Речь:
- каковы особенности развития словаря, грамматического строя речи;
- каковы особенности звукопроизношения;
- насколько развита диалогическая речь, с кем чаще беседует, на какие темы, умеет ли выслушать другого и изложить свое мнение;
- насколько развита связная речь, умеет ли объяснять, рассказывать насколько речь последовательна, логична, аргументирована;
- какие вспомогательные средства и как использует в процессе речевого общения (мимику ,пантомимику, жесты);
- Насколько выразительна речь.
3.Восприятие:
- каковы особенности восприятия пространства, времени и т.д.
- может ли поставить цель наблюдения и подчинить ей свои действия.
- сформирована ли наблюдательность.
4.Память:
- каково соотношение объема произвольной и непроизвольной памяти;
- принимает ли цель – запомнить - от взрослого ,ставит ли ее самостоятельно;
- использует ли и какие приемы запоминания и воспроизведения;
- какие события и объекты запоминает непроизвольно и почему.
5.Воображение:
каковы особенности воссоздающего и творческого воображения;
насколько оригинальны рисунки, сочиненные сказки, поделки;
какие приемы создания новых образов использует;
каковы источники воображения (знания, личный опыт, книги и пр.)
насколько эмоционально воображение;
носит ли воображение произвольный или непроизвольный характер.
6.Мышление:
- на основе каких признаков и правильно ли обобщает;
- умеет ли устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет ли рассуждать. Насколько рассуждения аргументированы, обоснованы, последовательны, логичны;
- задает ли и кому познавательные вопросы, каково содержание этих вопросов, стремится ли самостоятельно отвечать на эти вопросы;
- беседует ли со сверстниками или взрослыми на познавательные темы, какие явления действительности интересуют;
- экспериментирует ли по собственной инициативе, насколько часто, что побуждает к экспериментированию;
- любит ли слушать познавательные книги, задает ли вопросы по их содержанию;
- как решает практические задачи, возникающие в деятельности;
- каково соотношение наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- какие элементы логического мышления сформированы.
- V. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода к ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...
«Ребенок трех лет и режимные моменты в жизни ребенка дошкольного возраста».
Родительское собрание.Задачи:- Рассказать об особенностях возраста.- Дать понятие режима дня, раскрыть его структуру.- Познакомить с основными требованиями к режиму дня в детском саду;- Способствовать...
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С ...
Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о здоровье ребенок дошкольного возраста»
Консультация будет полезна как для родителей так и педагогам в вопросе приобщения ребенка к ЗОЖ....
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
«Взаимодействие с семьей ребенка, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективные формы и методы.»
В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи....