Представление-характеристика ребенка дошкольного возраста от логопеда на ПМПК
учебно-методическое пособие по логопедии
Представление-характеристика ребенка дошкольного возраста от логопеда на ПМПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика (представление) учителя-логопеда
ребенка ФИО
Дата рождения
Адрес
Группа (класс)
Цель обращения в ПМПК
Родной язык
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие)
Раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фразы, ЗРР, прерывалось ли речевое развитие)
Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда?) Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата Состояние дыхательной и голосовой функции
Звукопроизношение (изолированное произнесение, в словах, фразах; замены, смешение, пропуски, искажения звуков — примеры речи)
Фонематическое восприятие (какие звуки не дифференцирует по акустическим признакам, на уровне слога, слова; состояние фонематического анализа и синтеза)
Состояние словаря (понимание обращенной речи, соответствует ли возрасту пассивный и активный словарный запас, нет точного значения слов, мало употребляются прилагательные, местоимения и т.д.)
Грамматический строй речи (как владеет функцией словоизменения, словообразования – примеры речи)
Связная речь (какие фразы использует, характер рассказа, наличие языковых и выразительных средств)
Симптоматика заикания (при наличии)
Заключение:
Дата: Учитель-логопед: ( )
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПК.
1. Речевая среда и социальные условия :
• Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
· Недостатки речи у близких.
· 2- язычие.
· Наследственные заболевания:
· Уровень родителей низкий.
· Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.
· Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.
· Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не
опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).
· Родители не интересуются жизнью класса.
2.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости ) :
· Плохо развита мелкая моторика рук.
· Нарушений ручной моторики не наблюдается.
· Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
· Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.
· Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.
· Оптико-кинестетическая организация движений сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.
· При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).
3.Общая моторика:
· Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).
· Появляются сопутствующие движения.
· Нарушения координации - движения выполнены не одновременно, неточно.
· Отмечается общая заторможенность движений.
· Характерное двигательное беспокойство.
· Медлителенн в движениях.
· Нарушена общая координация. Неуклюжий.
4. Артикуляционный аппарат :
• Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без
аномалий.
· Строение лица не нарушено (нарушено)
· Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
· Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена
( тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы ).
· Строение губ нормальное или отклонения ( массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)
· Тонус губ не нарушен или нарушен ( гипертонус, гипотония, дистония )
· Подвижность губ не нарушена или нарушена –
( малоподвижные, излишне подвижные )
· Строение зубов нормальное ; нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.
· Подъязычная связка укорочена
· Прикус правильный ; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.
· Строение твердого нёба не нарушено
· Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
· Строение языка не нарушено.
Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.
· Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.
Подвижность языка не нарушена ; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.
• Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.
5. Устная речь.
Общее звучание речи:
· Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).
· Ритм нормальный. Излишне растянута.
· Темп речи замедленный (быстрый).
· Выразительная.
· Неторопливая (чрезмерно быстрая).
· Малоразговорчив.
· Паузы и ударения употребляет правильно.
· Говорит односложно.
· Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).
·Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.
· Разборчивость речи не нарушена.
· Несколько снижена разборчивость речи.
· Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.
· Словесное ударение употребляет правильно.
· Логическое ударение отсутствует.
· Паузы в речи использует излишне часто.
· Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.
( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)
• Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).
6. Понимание речи:
· Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
· Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.
· Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.
· Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7. Словарный запас:
· Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
· Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т. д.)
· Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
· Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
· Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
· Несформированны отношения антонимии и синонимии.
· Низкий уровень практических обобщений.
· Трудности понимания и употребления лексики.
8. Грамматический строй речи:
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения.
· В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.
· Составляет предложения по опорным словам.
· Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и ).
· Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).
· Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
· Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)
· Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)
· Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце )
· Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).
· Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных
· Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.
· Понимает и употребляет предлоги.
· Использует приставки при образовании сущ. и гл.
· Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.
· примитивность синтаксических конструкций.
Виды нарушений:
1. изменение существительных по падежам;
2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
3. образование множественного числа существительных,
4. образование прилагательных от существительных,
5. образование приставочных глаголов;
6. понимание предложно-падежных конструкций (другие)
9. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез:
· нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).
· Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.
· Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот - кит).
· При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.
· Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
· Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
· Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)
· Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
· Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).
· Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.
10. Состояние языкового анализа и синтеза
Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т. п.
Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т. п.
Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.
10. Состояние звукопроизношения
· Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/
боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.
· В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.
· Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.
11. Звуко-слоговая структура речи:
· Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.
· Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.
· Невозможность воспроизведения слов.
· Нарушение во фразовой речи; переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.
· Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).
Произношение слов сложного слогового состава.
1. сокращение групп согласных: ( +/ - )
2. Прекращение звучания согласного на конце слова: ( +/ - )
3. Опускание начального согласного звука: ( +/ - )
4. добавление лишнего согласного в слог: ( +/ - )
5. перестановка звуков в слове: ( +/ -)
6. уподобление слога: ( +/ - )
7. сокращение числа слогов: ( +/ - )
8. добавление числа слогов: ( +/ - )
12. Состояние зрительной функции
1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.
2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:
а) схема тела сформирована;
б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);
в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и
левых частей тела сидящего напротив человека);
г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8
допускал единичные ошибки;
д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено
конструирование и реконструирование геометрических фигур по
представлению. По словесной инструкции не справился со многими
заданиями.
3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных
проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.
Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные,
написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.
Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь
единичные ошибки.
Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.
Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква «в», чем отличаются «т» и «п».
13. Рассказ по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности
· Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
· Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
· Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
· Отсутствует описание ситуации.
2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
Рассказ не оформлен.
14. Пересказ прослушанного текста
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
1) Критерии смысловой целостности.
Воспроизведены все смысловые звенья
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
Невыполнение.
2) Критерии лексико-грамматического оформления
Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
Пересказ недоступен.
3) Критерии самостоятельности выполнения.
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
Пересказ по вопросам.
Даже по вопросам пересказ недоступен.
15. Характеристика чтения (если умеет читать).
1. Техника чтения:
· Побуквенное
· Послоговое
· Соответствует / не соответствует возрасту
· Автоматизированное / неавтоматизированное
2. Дыхание при чтении:
· Правильное /неправильное
· С интонациями
· Нарушение ритма дыхания.
3. Выразительность.
· Монотонное / выразительное.
4. Понимание прочитанного.
В полном объёме /затруднено.
14. Характеристика письма.
· Отсутствие орфографических ошибок.
· При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).
· В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.
· Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б, д-в.
· Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
· Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»)
Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
· Орфографические ошибки
· Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
· Темп письма медленный.
Заключения:
· Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
· Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
· Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.
Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Заключение для ЗПР :
· (1 кл.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР ( ФФН, ФН).
· Темп плавности судорожного (несуд.) характера.
· (2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
· ( перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преоблаанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
· Логопедическое заключение может быть:
· ФНР,
· ФФНР,
· ОНР-3,
· НВОНР,
· ЛГНР,
· звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.
Рекомендации:
на основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.
Направления лого-коррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.
( подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).
#1056;азвитие слухового восприятия.
5. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;
определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.
#1056;азвитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.
#1057;тимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.
5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).
6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________
7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.
8. Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).
#1056;азвитие грамматического строя речи.
10. Развитие понимания речи.
11. Развитие слухо-зрительного внимания.
#1056;азвитие памяти ( слухоречевой, зрительной).
13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).
14. Формирование элементарных математических представлений.
15. Развитие крупной /мелкой моторики.
Пример написания развернутой логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК.
Логопедическая характеристика
ФИО ребенка: Иван К.
Дата рождения: октябрь, 2019 года
Заключение ЦПМПК №… (от 2019г): Системное недоразвитие речи II уровень речевого развития. Дизартрия. Недостаточный уровень познавательной деятельности; уровень обучаемости недостаточный, обусловлен задержкой психических процессов.
Причина обращения: Повторный осмотр на ПМПК перед школой.
Личностные и психологические особенности ребёнка. Ребенок спокойный, доброжелательный, общительный. Познавательный интерес мальчика повысился.
В рамках образовательной деятельности ребенок выполняет предложенные задания и упражнения, но в случае затруднения теряет интерес и не старается его выполнить до конца, нуждается в поддержке, Иван принимает и использует помощь взрослого. Отмечается неравномерный темп работы, у мальчика наблюдается истощаемость к концу занятия, недостаточная концентрация внимания. Ребенок часто отсутствует в ДОУ по болезни.
Словарный запас достаточный, преимущественно состоит из слов общего употребления. Лексические пробелы проявляются в незнании предметов, выходящих за рамки повседневного бытового общения («донышко» - у чайника, «спинка» - у стула), частей лица («борода» - подбородок, «ресницы» - брови). Ребёнок понимает обращенную к нему речь, озвучивает свои мысли.
С помощью наводящих вопросов мальчик перечисляет существительные, относящиеся к понятиям: мебель, посуда, транспорт, продукты питания, профессии. Владеет некоторыми обобщающими понятиями. Иван подбирает противоположные по значению общеупотребительные слова с противопоставлением: перышко легкое, а кирпич… тяжелый.
Связная речь на среднем уровне. Рассказ составлен с помощью наводящих и уточняющих вопросов. Содержание текста мальчик понимает, перед пересказом отвечает на вопросы педагога по содержанию текста, при самостоятельном пересказе может перепутать последовательность действий. Отмечаются неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется помощь со стороны педагога в виде наводящих, вспомогательных вопросов и указаний на конкретную деталь в картинке. Рассказ состоит из малоинформативных предложений, сохраняются трудности при отборе языковых средств, отсутствуют связующие элементы.
Грамматический строй речи на среднем уровне. Ваня образует множественное число имен существительных (кепка – кепки, гусь – гуси, хомяк – хомяки, сова – совы, сумка – сумки, колесо – колёса, заяц – зайцы, пуговица – пуговицы, шапка – шапки, чемодан – чемоданы, щенок – щенки, девочка – девочки), допускает единичные ошибки в постановке ударения, после уточнения исправляет или повторяет правильный образец педагога. Испытывает затруднения в образовании форм множественного числа существительных, где наблюдается выпадение гласных (день - дни, пень - пни), чередование согласных в корне слова (дятел – «дятелы»). Мальчик правильно употребляет большинство существительных родительного падежа множественного числа: кепок, гусей, хомяков, сумок, колёс, зайцев, шапок, цыплят, жаб, щенков, девочек.
Проявляются ошибки при употреблении простых и сложных предлогов (на – на столе, в – в кармане, за – за стол, из-за – «из», под – под стол, из-под -, из-под стола, над головой, со стула – «из стула»), под контролем взрослого Ваня может правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами.
Сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными, прослеживается поиск правильного варианта согласования: один/одна банка, две банки, четыре банок/банки, пять банки; один мак, два мака, пять маков; один/одно окно, двое/два окно, пять окна/ окнов. Мальчик правильно употребляет родовые окончания существительных и прилагательных: банка полная, окно чистое, карандаш синий. Реже допускает ошибки при употреблении падежных окончаний существительных.
Иван образует уменьшительно – ласкательные формы существительных: дом – домик, мяч – мячик, кукла – куколка, гриб – грибочек, птица – птичка, сумка – сумочка, заяц – зайчик.
Стойкими остаются ошибки при употреблении: притяжательных прилагательных («волкин» – волчий хвост, «беленькины» - беличий хвост, сумка «мамины», молоток «папины»), относительныхприлагательных («кожная» сумка, «резинованая» игрушка, «деревеный» карандаш, пластмассовая ручка, стеклянная банка, бумажный конверт – «из бумаги»).
Затрудняется в образовании названий некоторых детёнышей животных (котенок, щенок, мышонок, медвежонок, зайчик/зайчонок, «уточка» - утёнок, цыпленок, теленок – «коровочка, маленькая коровка», поросенок – «свиненок», жеребенок – «лошадка»).
Сформирована фразовая речь, ребенок использует разнообразные виды предложений.
Слоговая структура слова. Иван произносит большинство слов правильно. В самостоятельной речи допускает грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости отработанных на занятиях слов. А именно: сокращение звуков и слогов (при стечении согласных), замены звуков и слогов, пропуски. Звуконаполняемость и слоговую структуру слов в предложениях ребенок сохраняет под контролем со стороны взрослого (сопряженная, отраженная речь). Длительное отсутствие ребенка в ДОУ отрицательно отражается на качестве, разборчивости и темпе речи.
Фонематическое восприятие на стадии формирования. Иван уверенно выделяет начальный ударный гласный в словах: Аня – [а], утка – [у], Оля – [о], Ира – [и], эхо – [э]. Выделяет заданный звук из ряда слов, называет некоторые слова на заданный звук. После единичного уточнения Ваня определяет место заданного звука [С] в словах. Определяет первый и последний звук в словах: стакан – С/Н, сок – С/К, мак – М/К. При определении последовательности и количества звуков в слове мальчик допускает ошибки, но после уточнения может их исправить: МАК – [м], [-,а], [к]; СОМ – [с], [ом], [м].
Звуковая сторона речи. Ротацизм, ламбдацизм, парасигматизм шипящих [Щ]-[Т’], [Ч]-[Т’]. На стадии автоматизации свистящие звуки, в самостоятельной речи ребенок их смягчает. Продолжается постановка и автоматизация переднеязычных звуков [Т], [Д]; автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж]; звука [Л]. Ребенок испытывает затруднения в автоматизации исправленных звуков (наличие дизартрического компонента, нестабильное посещения детского сада). Мальчик не замечает своих ошибок, исправляет их под контролем взрослого, самоконтроль снижен.
Требуется дальнейшая работа по уточнению исправленных звуков и закреплению навыков безошибочного их употребления в речи.
Артикуляционная моторика. Значительно улучшилось качество выполняемых упражнений артикуляционной гимнастики. При переключении движений с одного артикуляционного уклада на другой и длительном удержании органа в заданном положении наблюдается напряжение. Движения выполняются не всегда в полном объеме, недостаточно координированные. Мышечный тонус слегка повышен. Наблюдается небольшое слюнотечение при нагрузке на органы артикуляции.
Состояние просодических компонентов речи. Речь ребенка неразборчивая, малопонятная для окружающих. Темп речи ускоренный, что неблагоприятно отражается на дикции речи (мальчик нуждается в контроле над темпом речи со стороны взрослого). Ритм нормальный. Преимущественно правильно расставляет смысловые паузы в речевом потоке, когда не спешит. В речи преобладает повествовательная и вопросительная интонация. Ребенок использует некоторые виды эмоциональной интонации: радость, удивление.
Состояние дыхательной и голосовой функции. Воздушная струя становится более длительной, плавной, целенаправленной. Продолжительность речевого выдоха в пределах нормы. Голос крикливый, иссякающий в конце фразы, недостаточно модулированный.
Ручная моторика. Манипуляция с мелкими предметами соответствует возрастной норме. Недостаточно развиты графо-моторные функции.
Состояние общедвигательной сферы. Моторно неловок, движения слабые, не всегда точные и координированные.
Логопедическое заключение: Недоразвитие речи системного характера, III-IV уровень речевого развития. Стертая форма дизартрии.
Рекомендации для учителя – логопеда/педагога по заполнению графы
«развитие речи» в Характеристике
обучающегося (воспитанника)
учитель – логопед
Графа «развитие речи» заполняется педагогом и/или учителем - логопедом. В данной графе уже даны некоторые критерии, характеризующие речевое развитие ребенка, из которых можно выбрать и отметить нужное:
- речью не пользуется (здесь можно отметить использует ли ребенок жесты, мимику при общении);
- речь малопонятна;
- пользуется речью преимущественно для коммуникации;
- может отвечать на занятиях;
- формулировать свои мысли.
Но речь детей разнообразна и индивидуальна, поэтому важно отметить следующее:
понимание речевой инструкции – понимает в полном объеме, понимает на бытовом уровне, понимает в знакомой (близкой) ребенку ситуации, требуется повторение или разъяснение речевой инструкции;
фонематический слух (восприятие) – для детей 3 – 6 лет можно отметить, что фонематический слух сформирован в соответствии с возрастом или не соответствует возрасту. Так дети 3 – 4 лет воспроизводят звукоподражания по показу или самостоятельно в игре «Кто как голос подает?». Дети 4 – 5 лет умеют выделять заданный гласный звук из звукового ряда. Для детей 5 – 6 лет: дифференцирует ли слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); устанавливает ли наличие заданного звука в слове, выделяет ли первый и последний звуки в слове, подбирает ли слова на заданный звук;
звукопроизношение – формируется в соответствии с возрастом; имеются трудности звукопроизношения (указать, какие звуки нарушены). Отметить общую внятность речи (четкая, невнятная, малопонятная для окружающих);
слоговая структура – без нарушений, если слоговая структура нарушена, указать характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановки слогов и звуков внутри слога и слова;
словарь – характеризуется активный и пассивный словарь: активный– соответствует или не соответствует возрастной норме; пассивный – преобладает (шире) активного, соответствует или не соответствует возрасту. Какие части речи чаще использует (существительные, глаголы, прилагательные, использует ли наречия), употребляет слова в приближенном значении («кружка» - «чашка»). Использует ли обобщающие понятия в соответствии с возрастом, указать какие;
грамматический строй – сформирован по возрасту; для детей 4 лет – умеет ли образовывать существительные уменьшительно – ласкательной формы. Для детей от 5 лет – образование прилагательных от существительных «сливый сок» - «сливовый сок»; согласование прилагательного с существительным – «красная платье», «мягкое кресло»; согласование существительного с числительным – «5 цыпленков», «5 деревов». Указать употребляет ли в речи предлоги (в соответствии с возрастом);
связная речь – говорит односложно или фразой, чаще использует простые (распространенные) предложения; указать легко ли учит стихи, умеет пересказывать знакомую сказку, составлять рассказ по серии сюжетных картинок (или по сюжетной картинке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК...
Логопедическая характеристика на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Характеристика на ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1078285-1546521390.jpg)
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец)
Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возрастаМКДОУ «Детский сад №000 компенсирующего вида&r...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/19/picture-1009200-1737290100.jpg)
Представление на ребенка дошкольного возраста по результатам обследования педагогом-психологом на ПМПК
Данное представление составлено по методическим рекомендациям по обследованию детей раннего, дошкольного и школьного возраста в ПМПК для педагогов-психологов.Психологическое обс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/21/picture-1470491-1682073380.jpg)
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста".
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/14/picture-662917-1584216450.jpg)
Характеристика ребенка дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.
1. Общие сведенияИванова Ева ИвановнаАдрес регистрации:Адрес фактического проживания:Посещает Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-157978-1528056813.jpg)
Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста, заполнять...