Месяц, неделя | Лексическая тема | Тема | Программные задачи |
Сентябрь. 1-ая неделя |
Обследование | «Наши любимые игрушки» | Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу — отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки).
|
2-ая неделя | Обследование | «Грибы» | Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.
|
3-я неделя | «Осень» | «В лес по грибы» | Воспитывать у детей любовь к природе, дарам леса, создавать интерес к коллективной лепке.
|
4-ая неделя | «Деревья осенью» | «Листья танцуют и превращаются в деревья» | Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции. |
Октябрь. 1-ая неделя | «Овощи» | «Вылепи какие хочешь овощи для игры в магазин» | Закреплять умение передавать форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять их форму с геометрической (шар, овоид), находить сходство и различие. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. |
2-ая неделя | «Фрукты» | «Фрукты» | Уточнять представления детей о форме фруктов, их характерных особенностях (углубления, вытянутость), учить передавать это в лепке, добиваясь большего сходства изображения с реальными предметами. Закреплять приемы лепки всей рукой и пальцами.
|
3-я неделя | «Овощи - фрукты» | «Натюрморт» | Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать композиционные умения — размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).
|
4-ая неделя | «Ягоды» | «Ягоды» | Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, выращивающих большой урожай ягод, лепить разные формы ( клубника, смородина, малина, вишня ), передавать особенности каждой из них.
|
5-ая неделя | «Середина осени» | «По замыслу» | Учить самостоятельно намечать содержание лепки, тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.
|
Ноябрь. 1-ая неделя | «Столовая посуда» | «Блюдо» | Учить лепить блюдо, используя приемы раскатывания глины между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. Учить сглаживать поверхность изделия, смачивая пальцы в воде.
|
2-ая неделя | «Чайная посуда»
| «Чашки для кукол» | Вызывать у детей интерес к работам по аппликации и декоративному рисованию, создавать фор» предмета пластическим способом из шара, путем получения пол: формы, лепить коллективно.
|
3-я неделя | «Мебель»
| «Что было в избушке трёх медведей?»
| Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).
|
4-ая неделя | «Домашняя птица»
| «Индюк» | Учить передавать характерное строение фигуры, самостоятельно решать, как лепить эту птицу из целого куска, какие части можно присоединить. Закреплять умение пользоваться стеком, сглаживать поверхность фигуры. Развивать эстетическое восприятие.
|
Декабрь 1-ая неделя | «Домашние животные» | «Котёнок» | Учить детей создавать образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.
|
2-ая неделя | «Дикие животные» | «Зайчик» | Закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры.
|
3-яя неделя | «Сравнение домашних и диких животных» | «Какие звери живут в зимнем лесу?» | Обогащать знания детей о животных, лепить животных из целого куска, передавать движение (сидит, бежит, повернул голову и т.д.).
|
4-я неделя | «Новый год» | «Снегурочка» | Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.
|
Январь 1-ая неделя | Каникулы
|
|
|
2-ая неделя | «Транспорт» | «Едем-гудим, с пути уйди» | Инициировать творческие проявления детей при создании, поделок на основе готовых (бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Уточнять представление о форме предметов, анализировать особенности их строения, соотношения частей. Учить видеть (выделять и передавать в лепке) особенности внешнего вида предметов, их положение в пространстве. Показать возможность создания образа машинки путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки, трубочки от бумажных полотенец, шишки, камешков и пр.) лепными деталями. Учить видеть общую форму и находйть способы ее воплощения доступными средствами. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность.
|
3-я неделя | «Наземный транспорт» | «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...» («Упряжка оленей»)
| Познакомить с новыми скульптурными приемами лепкн, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек). Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устойчивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных). Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.
|
4-ая неделя | «Одежда» | «Девочка в зимней шубке» | Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Использовать усвоенные приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления.
|
5-ая неделя | «Зимующие птицы» | «Птицы на кормушке» | Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста.
|
Февраль. 1-ая неделя | «Зима» | «Зимние забавы» | Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки — из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать в лепке несложные движения (накло, поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ; передавать в лепке заданное движение, проявляя творческий подход. Учить анализировать особенности фигуры человека, соотносить ее части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, учить синхронизировать работу обеих рук.
|
2-ая неделя | «Одежда» | По замыслу | Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.
|
3-я неделя | «День защитника Отечества» | «Отважные парашютисты» | Продолжать учить лепить фигурку человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей. Развивать чувство формы и композиции (передавать относительность величины частей). Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.
|
4-ая неделя | Закрепление темы «Зима» | По замыслу | Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном применении полученных знаний.
|
Март. 1-ая неделя | «Весенний праздник» | «Что ты хочешь подарить маме в День 8 Марта?» | Воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызывать желание порадовать их подарком, учить использовать полученные умения в различных видах изобразительной деятельности.
|
2-ая неделя | «Весна» | «Солнышко, покажись!» | Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки, спирали, трилистники). Развивать чувство ритма и композиции.
|
3-я неделя | «Перелётные птицы» | «Птицы» | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, животному миру, закреплять умение лепить небольшие скульптурные группы (из 2—3 фигур), передавая пропорциональные соотношения, динамику.
|
4-ая неделя | Каникулы | «Каких животных ты любишь?»
| Воспитывать у детей любовь к животным, вызывать стремление передать их в лепке, изображать разных по форме животных.
|
Апрель. 1-ая неделя | «Насекомые» | «Божья коровка» | Воспитывать у детей интерес к природе, желание ее изображать, развивать эстетическое восприятие .
|
2-ая неделя | «Насекомые весной» | «Мы на луг ходили, насекомых видели»
| Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на каркасе из палочек, трубочек, зубочисток, проволоки), развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать интерес к живой природе.
|
3-я неделя | «Мой дом» | По замыслу | Закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
|
4-ая неделя | «Мой город» | «Мы любим спорт»
| Развивать у детей воображение, замысел, учить детей передавать фигурки людей, занимающихся спортом (играют в мяч, бегут, делают зарядку и т.д.)
|
Май 1-ая неделя | «День Победы» | «Мы весело танцуем на празднике» | Создавать у детей эмоциональное отношение к образу, передавать фигурки в движении (танце), используя знакомые приемы лепки.
|
2-ая неделя | «Хлеб» | «Вылепи какие хочешь хлебобулочные изделия для игры в «магазин»
| Закреплять умение передавать форму разных хлебобулочных изделий (батон, баранки, торты и т. д.). Учить сопоставлять их форму с геометрической, находить сходство и различие. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого изделия, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.
|
3-я неделя | «Комнатные растения» | «Горшочек для комнатных растений»
| Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания, оттягивания; добиваться сходства по форме и пропорциям; тщательно сглаживать поверхность.
|
4-ая неделя | Повторение пройденного | Барельеф «Рыбки»
| Учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полуобъемное изображение, использовать стеку для отделки формы.
|