Здравствуй, зимушка - зима!
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
конспект о знакомстве с русским народным фольклором, с предметами быта старины, с народными играми. Связь детского сада с социальными институтами (библиотека).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №2 п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области»
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Подготовила воспитатель
Шостак Валентина Сергеевна
Белгород 2011
Тип НОД: интегрированный
Вид НОД: обучающий, закрепляющий
Программное содержание: познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и козел»; формировать образную речь; обогащать словарь названиями предметов быта: колодец, коромысло. Воспитывать интерес к народному быту, уважение к труду, любовь к родному краю, к традициям и фольклору русского народа.
Оборудование: выставка художественной литературы, куклы лиса и козлик, убранства русской избы, русский народный костюм хозяйки, магнитофон, макет колодца, коромысло, лошадка- самоделка для подвижных игр, бумага ножницы.
Методы и приемы: чтение художественной литературы, игра, хоровод, творческая деятельность, проблемно-поисковая ситуация, загадки.
Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с предметами быта.
Музыкальный ряд: русская народная песенка «Как на тоненький ледок», «Зима-зимушка пришла» на мотив русской народной песни « Как у наших у ворот».
Художественный ряд: русская народная сказка «Лиса и козел», потешка «Посылали молодицу…», загадки, приметы.
Ход НОД:
Дети в играх- имитациях под задорную музыку играют в подвижные игры «Катаемся на санках», «Снежки».
Хозяйка: Ребята, сегодня 7 декабря - день Екатерины – санницы. Была такая на Руси царица, которая придумала этот праздник. В этот день все катались на санях и взрослые и дети. Считалось, если промчишься с горки – все заботы и тяготы слетят с души.
Хозяйка: - Ох, ребята, поиграли, накатались, замерзли наши щечки, ручки. Приглашаю вас в свою горницу погреться. Рассаживайтесь поудобнее.
Мы с вами уже встречались на посиделках. Какое время года было?
Дети: осень.
А сейчас?
Дети: зима.
Да по календарю уже наступила зима снежная, морозная. Сегодня мы поговорим о зиме, о морозах, о снеге.
Приметы:
Зима снежная – лето дождливое .(урожайный год)
Декабрь студен, на всю зиму землю студит. (что означает это слово)
Зимой месяц кверху рожками – к морозу .(показать картинку)
Сяду с вами я на лавку
И немножко посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышленей погляжу.
Загадки:
Бел как мел, с неба прилетел
Зиму пролежит, а весною убежит. (снег )
Невидимкой осторожно он является ко мне
И рисует как художник он узоры на окне. (мороз)
В огне не горит и в воде не тонет. (лед)
Стук в дверь.
Кто-то в гости к нам пришел? Это Любовь Ивановна, наш библиотекарь.
Соц. Институт – библиотека.
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел».
Вопросы к детям.
Хозяйка: Ребята о ком вы слушали сказку?
Дети: слушали сказку о лисе и о козле.
Какая лиса?
Дети: лиса хитрая.
Какой козел?
Дети: козел глупый.
А почему лиса упала в колодец?
Дети: по сторонам засмотрелась.
Хозяйка: спасибо Любовь Ивановна вам за забавную сказку.
-Ребята, посмотрите на столе – удивления какой-то сундучок стоит. Давайте посмотрим, что в нем?
Русская народная песенка «Как на тоненький ледок!»
Хозяйка: Ванюша накатался, пить захотел.
(дает Ване кружку с водой )
Ой, вода заканчивается. Надо бы и по воду сходить. Раньше по воду ходили к колодцу с ведрами. А чтобы легче было носить ведра с водой, пользовались коромыслом. Посмотрите – это коромысло.
(Хозяйка показывает, как носили ведра с водой на коромысле). Дает коромысло поносить детям.
Чтение потешки.
Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
А водица далеко, а ведерко велико.
Наша Катя подрастет
Катя силы наберет.
Станет по воду ходить
Ведра красные носить.
Когда воду наберут из колодца обязательно его закрывали крышкой, чтобы туда ничего не упало. Водичка в колодце была прозрачной и студеной.(холодной)
Сегодня вода есть в каждом доме, квартире. Она течет из крана.
«Сундучок удивления».
Игра «Прошлое и настоящее».
Цель: закреплять умения детей находить пару данному предмету по особым признакам (проблемно-поисковая ситуация).
Дом-изба
Чайник-самовар
Плита-печь
Ванна-корыто
Кран-коромысло.
(Дети находят пару своему предмету, в это время хозяйка раскладывает снежинки по кругу).
Хозяйка: посмотрю, как вы играли. Кто с кем дружит?
Пока вы играли с прошлым и настоящим, ветер открыл дверь и к нам в горницу влетели волшебные снежинки. Они хотят танцевать.
Станьте каждый у одной снежинки.
Игра-хоровод со снежинками
Зима-зимушка пришла
И снежинки принесла
Ах, снежинки хороши
С ними пляшут малыши
Мы снежинки поднимаем
И над головой качаем
Как снежинки хороши
Дружно пляшут малыши
Нет снежинок у ребят
За спиною тихо спят
Тише-тише не шумите
И снежинки не будите
Как снежинки хороши
С ними пляшут малыши
Покружись, покружись
А теперь всем поклонись!
Звучит тихая спокойная мелодия
Хозяйка: А теперь вы отдохнете
Ладошки протяните.
Настроение получите
(раздаю смайлики)
Хозяйка: Живут со мной в избушке две мышки: одна веселая, а другая грустная.
Хозяйка: Ребята, кому сегодня у меня в гостях понравилось, было интересно и весело, подарите свое настроение веселой мышке,
а если кому-то было грустно и скучно - то грустной.
(Угощение пряниками)
Спасибо, что в гости зашли
Список использованной литературы
1. Князева О.Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – Спб.: Акцидент, 1997.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. И дополн.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
3. Капранова Л.Н. Бабушкины забавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Составители Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина.Художники В.Н.Куров, Г.В.Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
5. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. – М.: Просвещение, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-341175-1439914927.jpg)
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-902816-1489072093.jpg)
Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации: ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1094415-1545070163.jpg)
Перспективное планирование в старшей группе Зима «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь)
Перспективное планирование в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь). Четыре тематические недели с названием тем и методической литературой. 1)3.12-7.12 «Здравствуй, зимушка зима»; 2)10....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-1059630-1537352942.jpg)
Праздник начала зимы. "Здравствуй, Зимушка - Зима"
Детей в музыкальном зале встречает Зима, которая увлекает их в свои игры. И все "переносятся" в зимний лес, где встречают зверят. Они выполняют задания от Зимы, с которыми с радостью справля...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-707850-1447504376.jpg)
Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)
Цель - продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1014625-1539569712.jpg)
Здравствуй зимушка -зима. Зимующие птицы
Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Зимующие птицы. Цель: Расширять представления детей о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном по...