Формирование социально-личностых качеств дошкольников средствами социоигровой технологии
методическая разработка на тему
Матриал для проведения консультации для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sotsiotehnologii.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально-личностых качеств дошкольников средствами социоигровой технологии
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться, а также уметь сотрудничать со сверстниками, что является необходимым условием подготовки ребенка к школьному обучению. Наблюдая за детьми, можно заметить, что им сложно найти нужное взаимодействие при решении поставленной задачи. Зачастую дети достигают цели посредством соперничества, а не сотрудничества, затрудняются планировать совместные действия, договариваться, обсуждать, дискутировать.
Решить данную проблему помогают современные педагогические технологии. Данные технологии позволяют построить систему воспитания таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию познания и развития, позволяют ребёнку приобрести социально-коммуникативные навыки совместной деятельности, развить групповую сплоченность и помогают ребенку осознать себя, свое место в группе.
Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Придерживаться данного утверждения помогает современная педагогическая технология «Социоигровая педагогика».
На сегодняшний день много говориться о том, что воспитатель должен опираться на личностно-ориентированную модель общения с детьми. Решить данную задачу помогает использование социоигровой технологии. Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!
Социоигровые технологии ориентируют педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости. Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Подобное происходит, когда на занятиях соблюдаются два условия:
--- используется работа малыми группами,
--- обучение детей сочетается с их двигательной активностью.
Соединение этих двух условий уже создаёт социоигровую атмосферу на занятии. Некоторые осторожные воспитатели предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает занятие в «беззаботную развлекаловку».
Сохранять и поддерживать деловую направленность увлечённости детей помогают премудрости театральной режиссуры:
--- смена темпа и ритма,
--- смена лидерства,
--- смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала.
Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Смена ролей связана с переключением внимания. Чем чаще дети во время занятия меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. В этом случае игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности и их гармоничное сочетание является залогом эффективного обучения. Но иногда в совместной организованной деятельности создаются очень напряженные моменты из-за нежелательного поведения некоторых детей, у которых имеются какие-то отклонения в социальном развитии, что является результатом неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно включить ребенка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.
В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – всё это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.
Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.
Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.
При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.
«ВАРИАНТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛЫЕ ГРУППЫ»
• Объединение детей по их желанию, сходству, жизненным ситуациям (предложить назвать примеры)
• Объединение детей по слову, движению, действию. Опора на расчет детей по порядку (перечислить, несколько проиграть)
• Объединение детей по разрезному материалу (аналогично)
• Объединение детей по отдельным предметам, объединённым одним названием (признаком).
• Объединение детей путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок.
Примеры игр:
«Найди друзей». Дети получают карточки, разные по форме и содержанию. Задача – собраться в группы. После того, как дети соберутся в группы, они должны назвать признак, по которому объединились.
«Солдаты». Детям объявляется, что они солдаты. Им раздают секретные карточки. У кого-то из детей на карточках изображены слоговые схемы – они – «генералы». У остальных детей карточки с изображением предметов, названия которых подходят к схемам. Главная цель – каждому «генералу» найти своих солдат, т.е. собраться в команды.
«Научи меня» Все дети делятся на две команды (с помощью фишек). Каждая группа выстраивается в круг лицами друг к другу. Ведущий предлагает каждому по очереди в своей группе выступить в роли «учителя танцев или физкультуры». «Учитель» должен показать какое-то упражнение или движение, а затем организовать четкое, дружное выполнение упражнений по сигналу.
«Найди свое место». В начале игры детям необходимо как следует «перемешаться». Для этого все дети начинают хаотичные движения по небольшому пространству, очерченному ведущим. Затем по сигналу все останавливаются и закрывают глаза. Затем детям предлагается с закрытыми глазами найти себе пару.
- Как вы думаете, с какого возраста может начинаться работа малыми группами?
Работа малыми группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной и тем более. Работу тройками организовывается чаще, чем работа в парах. В социоигровой педагогике есть правило, что эти тройки или пары не должны оставаться одними и теми же, в течение одного занятия они могут меняться.
Рассадку детей подгруппами можно и нужно сохранять на всех занятиях, требующих пребывания за столами. Иногда команды работают как единое целое, а иногда и каждый в команде – самостоятельно.
Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике включает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.
Пример проведения занятия с использованием социоигровой технологии:
Предметное рисование или лепка с натуры на тему «Фрукты»
Запуск занятия:
-Хотите узнать, что мы будем лепить? А как хотите, чтобы я просто сказала или с сюрпризом? Для этого нужно объединиться в 4 компании…
• Проиграть вариант объединения в малые группы «Попробуй фрукт, угадай и покажи »
• Задание для малых групп «Разложить фрукты на блюде»
При выполнении игровых заданий и упражнений необходимо соблюдать главное условие: не использовать оценку «лучший», «правильный» ответ или способ действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным.
КАК ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО ТРАНСФОРМИРОВАТЬ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С НАПАРНИКОМ?
• Вариант совместной творческой работы «Сюжетный рисунок вдвоём», «Собери картинку вдвоем», «Подбери пары», «Придумай сказку», «Составь узор из фигур» и т.п.
• Вариант подведения итогов «Кого хочешь - выбирай! »
Детские рисунки, поделки располагаются на ковре, дети ходят по кругу. Правило - в центр не входить. Если понравилась работа - положить рядом цветок, квадратик, звёздочку. В конце спросить детей: «Почему у Насти и Маши много звёздочек? ». А можно и не спрашивать!
Существует множество разнообразных игр, которые учат ребенка взаимодействовать между собой.
Игра «Художник»
Цель: Развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, памяти.
Описание игры: Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные – зрители. Один из выбранных – «художник», другой – «заказчик» своего портрета. «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1-2 минуты), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Примечание: если «художник» медлит, то лучше задать ему наводящие вопросы. Запрещается высказывание обидных замечаний по поводу каких-либо физических недостатков детей. Педагог помогает ребёнку фиксировать внимание на внешних достоинствах детей.
Игра «Тень»
Цель: Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности.
Описание игры: Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника».
«Картинка»
Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа.
Описание игры: Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
«Здравствуй друг»
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами: «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.
«Глаза»
Цель: Учим контролировать движения и работать по инструкции.
В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза» своей пары). Далее ребёнок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.
«Поводырь»
Цель: Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «переступи через кубик», «здесь стул. Обойди его». Затем дети меняются ролями.
«Моё начало – твой конец»
Цель: Учим использовать такой приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника.
Дети делятся на две команды: одна – придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке, другая – её продолжение (также по цепочке).
«Магазин игрушек»
Цель: Учим перерабатывать информацию. Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.
Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.
Плюсы социоигровых технологий:
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Таким образом, социоигровая педагогика является важнейшей и неотъемлемой частью дошкольной педагогики и имеет большое значение в формировании социально-личностных качеств у старших дошкольников в процессе совместной организованной деятельности в дошкольных учреждениях.
1. Букатов В. М. «Шишел-мышел, взял да вышел», (НИИ Ш. Т. - 2008г.)
2. Федорова М. А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативно - речевых качеств дошкольников средствами игровых технологий
этапы исследовательской работы...
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки
Данные материал позволяет определить значение и роль музыки в жизни, воспитании, созданиии ценностных категорий дошкольников, позволяет определить взаимосвязь воспитания моральных качест в стано...
Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»
В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"
При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, техноло...
Формирование социально - нравственных качеств дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой восприни...
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ...
«Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством IT-технологий»
Современные дети живут и обучаются в эпоху цифровых технологий. Краеведческие игры интересны для детей дошкольного влзраста, но еще интересней когда этот материал преподносится в виде интерактивных иг...
- Мне нравится (1)
Комментарии
СПАСИБО ЗА КОНСУЛЬТАЦИЮ
СПАСИБО ЗА КОНСУЛЬТАЦИЮ