"Валеология-это я и моё здоровье"
статья по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Звёздочка»
«Валеология - это я и мое здоровье»
Составил: Воспитатель
Устинова А.П.
г. Самара. 2013г.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
С понятием «здоровье» тесно связано понятие «валеология». Основоположником науки о здоровье в современном ее понимании считается И.И. Брехман, назвавший эту науку «Валеологией» (лат. Valeo - здравствовать, быть здоровым). В своей основополагающей монографии он утверждает, что наука о здоровье должна быть интегральной, сформированной на основе, генетики, биологии, медицины, психологии, экологии и других наук.
Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потом пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Дружелюбное отношение к друг другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
Формирование понятия «не вреди себе сам».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:
Цель занятия - формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков.
Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Занятия длительностью 25-30 минут проводятся в течение всего учебного года, 2 раза в месяц. В процессе воспитания здорового образа жизни у детей, наряду с занятиями, в ходе которых также решаются задачи по закреплению словаря, в обязательном порядке необходима предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с опережением данных занятий на одну неделю.
Как во время проведения занятий, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала. Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен также заботится и о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровье сберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительный минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического действия.
Организация учебных занятий предполагает, что любой урок валеологии для детей должен стать уроком радости, открывающий каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают его собственную повышение уровней работоспособности и адаптивности. Программа по валеологии и физической культуре в ДОУ на тему: «Здоровье с детства»
Цель программы: разностороннее и гармоничное развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе валеологических знаний.
Структурно-содержательная характеристика программы.
В программе определены психологические возрасты детей: младший (3-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст. В соответствии с ними выделяют два раздела.
«Растить здоровым» - для детей младшего дошкольного возраста. Цель: обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разносторонних движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.
«Учусь быть здоровым» - для детей старшего дошкольного возраста. Цель: укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.
В первом разделе «Я - человек» - представлена работа: диагностика здоровья и физического развития ребенка.
Во втором - «Правила гигиены» - описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания; организация питания дошкольников.
В третьем - «Движение» - представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников.
В четвертом - «Вредные привычки» - включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.
В пятом - «Береги себя» - представлены задачи, направленные на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.
В шестом - «Я - хороший человек» - перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и взрослыми.
Работая над системой «Валеологическое воспитание детей раннего возраста» мы пришли к выводу, что очень важно пробудить у малыша интерес к самому себе, к изучению частей своего тела, гигиеническому уходу за ним, сохранению своего здоровья, формировать уверенность в своих силах, уверенность в своих действиях, формировать умение ставить собственные цели и реализовывать задуманное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи: 1. Формировать у детей знания о своем организме, о том,...
Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область: Здоровье Раздел: Валеология Тема: “Путешествие за лепестками здоровья”
Программное содержание1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.2. Формировать представления детей о зависимости здоровья, от дви...
Открытое занятие по валеологии в средней группе "Институт здоровья"
Закрепление знаний детей о функциональности органов чувств и ухода за ними....
Олимпиада по валеологии в старшей группе «Береги здоровье смолоду».
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников.Задачи:-Закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье.-Обогащать словарный запас детей по спортивной тематике и ЗОЖ.-Формироват...
Конспект занятия по валеологии в средней группе: «Цветок здоровья».
Сформировать у детей представление о здоровье и о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека. Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы....
Конспект беседы по валеологии на тему «Человек и здоровье» для детей младшего дошкольного возраста.
Формирование представления о пользе витаминов для организма человека, понимание того, что здоровье зависит от правильного питания....
Проект по валеологии "Береги платье снову, а здоровье смолоду".(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)
Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у ...