РМО педагогов младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovoditelnyy_tekst.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
педагогов младшего дошкольного возраста
Выселковского района
Сопроводительный текст к презентации
«Игра для младших дошкольников –
способ познания окружающего»
Материал подготовили:
старший воспитатель МБДОУ ДС КВ № 12
Зарецкая С.И.
воспитатель Еремина Н.Д.
станица Выселки, 2013 год
Слайд 2. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Н.К. Крупская
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.
Слайд3. Возрастная психология изучает две большие группы игр, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.
Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д.
Слайд 4. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п,
Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.
В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Слайд 5. Первым этапом развития игровой деятельности , который зарождается в младенчестве является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.
Следующий этап игровой деятельности получил название
Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Игра + становится сюжетно - отобразительной. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
Слайд 6. Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.
Поэтому, руководствуясь строительными играми, воспитатель должен, … использовать приемы руководства
И нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).
Слайд 7. В «Программе воспитания в детском саду» для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям, формирование простейших, но четких и прочных умений.
Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал.
Слайд 8. В «Программе воспитания в детском саду» указано закрепленное в режиме дня время для игр. Оно нами строго соблюдаться: нельзя заменять игру какими-либо другими формами работы с детьми. Наиболее длительное время для игр отводится на прогулке (1 час - 1час 20 мин.). Правильная ее организация, наполнение интересными играми делает пребывание детей на воздухе полезным и приятным. Для этого у нас на участке созданы специальные сооружения и постройки (пароходы, машины, домики и т. д.), развивающая среда - крупный строительный материал, лопатки, мячи, скакалки, обручи и т. п.
После дневного отдыха и полдника также предусматрено время для игр. В группах и на участках развертываются сюжетно-ролевые игры или дети играют с игрушками, строительным материалом, в настольные игры. В это же время используются игры с элементами забавы.
Слайд 9.Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.
Слайд 10.Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.
В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным.
Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатели направляют игру, не разрушая ее, сохраняют самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей.
Слайд 11. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. Мы используем игры-драматизации для организации праздников, развлечений, дней каникул. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
С детьми мы специально не разучиваем сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет - все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
Слайд 12. Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала).
Слайд 13. Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.
В нашем детском саду подвижные игры проводятся ежедневно. Продолжительность их колеблется от 5 до 7 мин. и зависит от содержания и характера игры, условий ее проведения, количества играющих и т. п. Подвижные игры проводятся в разное время дня. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и т. д.).
Например: дети 4-го года жизни, стремятся к коллективным формам в общении, очень любят играть одни или вдвоем со взрослым. Им нравится демонстрировать воспитателю свои успехи в движениях.
Во второй младшей группе уже необходимо требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры.
Подвижная игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.
«Роль дидактических игр в жизни дошкольника»
воспитатель МБДОУ ДС КВ № 12 Ереминой Натальи Дмитриевны
слайд 14. Существует три вида дидактических игр.
Первый вид Направлен на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, для развития творческого мышления и воображения.
Второй вид служит для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
И третий вид используется как наглядное пособие, направленный на развитие зрительной памяти и внимания.
Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями.
Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей жизни, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетания дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определенной программой знаний, умений, навыков.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др.
В играх детей 2-3 лет игровые действия одинаковы для всех участников. Например, в игре «Прокати шар в воротца» дидактическую задачу составляет обучение детей координации движений, развитие пространственной ориентировки.
Внимание малыша этого возраста пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Задачи в дидактической игре требуют от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда, для маленьких детей возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактической игры, повышающей интерес малыша к знаниям, и прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Различен и объем игровых действий. В младших группах - это чаще всего повторяющиеся действия (одно-два),
Для детей 4-го года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, я подбираю такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста я объясняю правила по ходу игры.
речь педагога должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большую требовательность я проявляю к своим жестам. Ребенок очень чутко реагирует на выражение лица, мимику. Это я учитываю и при чтении художественной литературы.
Чтобы игра проходила успешнее, я готовлю детей к игре: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, я учу ее наизусть, читаю выразительно.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь
В развивающей среде моей группы есть специальные типы дидактических игр: с парными картинками, картинного лото, с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий проводиться мной, также я использую поощрительные фишки, картинки - все это также входит в фонд наглядных средств, которые использую для организации игр и руководства ими.
Дидактическая игра проводится во время, которое отводится на занятия, а также в режиме дня, в групповой комнате, на прогулке.
Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, я отмечаю только положительные стороны: вы играли дружно, научились делать (указать конкретно), молодцы, убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм.
Я считаю, что интерес к игре усиливается, если предложить детям поиграть с теми игрушками, которые находились, например в мешочке, в коробке, о которых рассказывали дети во время игры или читали художественную литературу.
Таким образом, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач - познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....
Консультация для педагогов групп раннего и младшего дошкольного возраста по обмену педагогическим опытом на тему:
Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста....
Презентация совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста 2-3 лет с использованием технологий :(здоровьесберегающая, информационно- коммуникационная, игровая) "Зимующие птицы"
Цели:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ-знакомить детей с явлениями зимнего времени года: холодно, дует ветер, идёт снег, мороз.-обратить внимание на поведение птиц зимой.РАЗВИВАЮЩИЕ-развивать мышление детей-обогащать с...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
«План по самообразованию педагога» Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» первая младшая группа
Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...