РМО педагогов младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Зарецкая Сусанна Ивановна

 

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovoditelnyy_tekst.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

педагогов младшего дошкольного возраста

Выселковского района

Сопроводительный текст к презентации

«Игра для младших дошкольников –

способ познания окружающего»

Материал подготовили:

старший воспитатель МБДОУ ДС КВ № 12

Зарецкая С.И.

воспитатель  Еремина Н.Д.  

станица Выселки, 2013 год

Слайд 2. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Н.К. Крупская  

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.

Слайд3. Возрастная психология изучает две большие группы игр, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д.

Слайд 4. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п,

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Слайд 5. Первым этапом развития игровой деятельности , который зарождается в младенчестве является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

Следующий этап игровой деятельности получил название

Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Игра + становится сюжетно - отобразительной. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Слайд 6.  Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.

Поэтому, руководствуясь строительными играми, воспитатель должен, …  использовать приемы руководства

И нельзя забывать о таких моментах, как:

Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).

Слайд 7. В «Программе воспитания в детском саду» для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям, формирование простейших, но четких и прочных умений.

Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал.

Слайд 8. В «Программе воспитания в детском саду» указано закрепленное в режиме дня время для игр. Оно нами строго соблюдаться: нельзя заменять игру какими-либо другими формами работы с детьми. Наиболее длительное время для игр отводится на прогулке (1 час - 1час 20 мин.). Правильная ее организация, наполнение интересными играми делает пребывание детей на воздухе полезным и приятным. Для этого у нас на участке созданы специальные сооружения и постройки (пароходы, машины, домики и т. д.), развивающая среда - крупный строительный материал,   лопатки, мячи, скакалки, обручи и т. п.
После дневного отдыха и полдника также предусматрено время для игр. В группах   и на участках развертываются сюжетно-ролевые игры или дети играют с игрушками, строительным материалом, в настольные игры. В это же время используются игры с элементами забавы.

Слайд 9.Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.

Слайд 10.Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным.

Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатели  направляют игру, не разрушая ее, сохраняют самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей.

Слайд 11. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. Мы используем игры-драматизации для организации праздников, развлечений, дней каникул. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают   содержание произведения, логику и последовательность событий.
С детьми мы специально не разучиваем сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет - все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

Слайд 12. Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала).

Слайд 13. Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.

В нашем детском саду подвижные игры проводятся ежедневно. Продолжительность их колеблется от 5 до 7 мин. и зависит от содержания и характера игры, условий ее проведения, количества играющих и т. п. Подвижные игры проводятся в разное время дня. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и т. д.).

    Например:  дети 4-го года жизни, стремятся к коллективным формам в общении, очень любят играть одни или вдвоем со взрослым. Им нравится демонстрировать воспитателю свои успехи в движениях.  

Во второй младшей группе уже необходимо требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры.

Подвижная игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.    

«Роль дидактических игр в жизни дошкольника»

воспитатель МБДОУ ДС  КВ № 12 Ереминой Натальи Дмитриевны  

слайд 14. Существует три вида дидактических игр. 

Первый         вид Направлен на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками,  для развития творческого мышления и воображения.

Второй вид служит  для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

И третий вид  используется как наглядное пособие,  направленный на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями.

Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей жизни, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетания дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определенной программой знаний, умений, навыков.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др.
В играх   детей 2-3 лет игровые действия одинаковы для всех участников. Например, в игре «Прокати шар в воротца» дидактическую задачу составляет обучение детей координации движений, развитие пространственной ориентировки.

Внимание малыша этого возраста пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Задачи в дидактической игре требуют от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда, для маленьких детей возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактической игры, повышающей интерес малыша к знаниям, и прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Различен и объем игровых действий. В младших группах - это чаще всего повторяющиеся действия (одно-два),

Для детей 4-го года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, я подбираю  такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста я объясняю правила по ходу игры.
речь педагога должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большую требовательность я проявляю к своим жестам. Ребенок очень чутко реагирует на выражение лица, мимику. Это я учитываю и при чтении художественной литературы.
Чтобы игра проходила успешнее, я готовлю детей к игре: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, я учу ее наизусть, читаю выразительно.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь

В развивающей среде моей группы есть специальные типы дидактических игр: с парными картинками, картинного лото, с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий проводиться мной, также я использую поощрительные фишки, картинки - все это также входит в фонд наглядных средств, которые использую  для организации игр и руководства ими.

Дидактическая игра  проводится во время, которое отводится   на занятия, а также в режиме дня, в групповой комнате, на прогулке.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, я отмечаю только положительные стороны: вы играли дружно, научились делать (указать конкретно), молодцы, убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм.
Я считаю, что интерес к игре усиливается, если   предложить детям поиграть с теми игрушками, которые находились, например в  мешочке, в коробке, о которых рассказывали дети во время игры или читали художественную литературу.

Таким образом, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач - познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....

Консультация для педагогов групп раннего и младшего дошкольного возраста по обмену педагогическим опытом на тему:

Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

«План по самообразованию педагога» Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» первая младшая группа

Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.Задачи:1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...