Духовно-нравственное воспитание
материал (старшая группа) по теме
Сценарий НОД для старшей группы по Духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskiy_gosudarstvennyy_oblastnoy_universitet.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский государственный областной университет
Разработка практико-значимого проекта-конспекта непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы на тему:
« Моя семья»
Подготовила:
Купцова Мария Викторовна, воспитатель
Муниципального автономного дошкольного
Образовательного учреждения МАДОУ№ 14
«Пчёлка» г.Железнодорожный, Московской области
Москва
2012г.
Цель:
- Формирование базовой культуры на основе традиционных отечественных и нравственных ценностей.
- Знакомство с основными правилами почитания и уважения старших.
Задачи:
- 1.Формировать понятие, что значит родители, благодарение, забота, уважение.
- 2. Обогатить словарный запас детей понятиями нравственными понятиями духовно-нравственной культуры: добро, зло, послушание, совесть, род, родители, предки, любовь , желание жить по законам Божьим, и т. д.
- 3. Высказывать свои суждения о содержании иллюстраций и смысле текстов Христоматий.
- 4. Творческое развитие (рисование своей семьи).
Оборудование и материалы:
- Музыкальный центр, СД-диск «Добрый мир» ,краски, кисти, альбомные листы, карандаши, методическое пособие « Добрый мир», христоматии «Добрый мир» кн.2,3.
- картинки «Семья» (ДМ кн.3, стр .25), «Родной дом» (ДМ ,кн.2 стр.5).
- подбор песен №31 «Дорога добра» Энтин, Минков
- №41 « Родной дом» Рыжов, Рыбкин
- №42 «Песня о маме» автор неизвестен
- №43 « Солнечный круг» Ошанин, Островский
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей,
- Наблюдение за взаимоотношениями между детьми и взрослыми,
- Знакомство с Детской Библией, со Священной историей,
- Рассматривание иллюстраций, заучивание заповедей, пословиц о семье.
- Сюжетно-ролевые игры
- Прослушивание CD-диска « Добрый мир»
- Рисование на темы: семья, дом, мама.
Связь с образовательными областями:
- «Познание»,
- «Музыка»,
- «Художественное творчество»,
- « Коммуникация»,
- «Социализация»,
- «Физкультура»,
- «Чтение художественной литературы».
Папа и мама – два солнца горячих
Они дарят детям уют и тепло
Папа и мама, вы – судьба ребячьи
Если вы дома – в доме светло.
Ход занятия:
Дети под музыку №41 « Родной дом» садятся за столы.
Текст «Мой род» (кн.3 стр.4)
Воспитатель: ребята. Чем похожи слова «род», «родители»? А вы знаете как зовут ваших родителей? .Как зовут ваших бабушек, дедушек? Кем они были, где жили? Хорошо что вы знаете.
Текст «Наша семья» ( кн.3 ,стр.4-5).
Воспитатель: Сколько в семье человек? Назовите их. Чем занимаются? Как заботится о семье отец? Как- мать? (хвалю правильные ответы). Какие взаимоотношения существуют между взрослыми и детьми?
Дети отвечают: дружба, уважение, любовь, послушание, смирение
Давайте послушаем песню о маме ( СD – диск №42.)
Кто на свете всех милее, всех любимей и добрее?
Про неё вам скажут дети
Лучшая она на свете
Кулинар, портниха, дама.
А для нас с братишкой - …( мама).
Как взрослые заботятся о своих детях? Что они делают?
Дети отвечают: покупают игрушки, книги, одежду, обувь, еду. Т.е. взрослые заботятся о том, чтобы у детей было всё необходимое .
А могут ли дети заботиться о взрослых?
Дети : да, могут: Они любят своих родителей, трудятся, слушаются.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину « Наша семья» (кн.3, стр.5)
Обсуждение:
Воспитатель:
Видите, никто из детей не лезет вперёд. В доме лежат красивые половички. Ведь раньше все мамы и дочки умели плести. Вязать. А какая красивая одежда на всех? Её тоже делали сами, ткали изо льна. На картинке видна прялка. На ней делали пряжу. И это тоже умела делать каждая девочка. А вот саму прялку смастерить мог отец или мальчики. Работа с инструментами, пилой была мужской работой. У каждого в семье были свои обязанности. (т.е. делают добрые дела).Ухаживают за младшими детьми, стариками, пекут, ткут, вяжут, слушают родителей.
Какое доброе чувство души помогает им в этом?
Дети: Послушание, почитание родителей.
Воспитатель: Конечно. Я прочту вам заповедь о почитании:
Слушаясь папу, слушаясь маму
Ты начинаешь дорогу к храму
Заповедь эта – к храму ступень
Нужно ей следовать каждый день.
Дети должны почитать своих родителей, уважать, любить, быть послушными и тогда они будут жить счастливо
Вот какими словами говорится об этом в мудрой книге Библии:
« ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ- ПОВЕЛЕЛ БОГ »
Это главное правило для вас. Как вы думаете что значит « ЧТИ»?
Дети отвечают.
Правильно. Люби, уважай. Слушайся.
Давайте вспомним кто такие «отец и мать»?
Дети: родители.
А кто дал такое правило жизни для людей?
Дети: Бог.
Конечно. Так какими должны быть дети?
Дети: Добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми, справедливыми.
А какими не должны быть?
Дети: Злыми, непослушными, гордыми, ленивыми, жадными, упрямыми, злыми и т.д.
А как вы думаете как можно отличить добро от зла?
Я вам прочитаю рассказ: «Как Бог научил отличать добро от зла» (кн.2,стр.4-7)
Давайте назовём три главных правила жизни
Дети: Послушание, трудолюбие, любовь.
А с чем сравнивают в рассказе совесть?
Дети: С ярким огоньком.
Как мы можем прислушаться к голосу совести?
Послушайте :
Совесть подсказала:
НЕ спеши, постой, голубчик
Не беги во двор играть
Слышишь: кто-то тебя учит
Все игрушки подбирать,
Вымыть чашку из-под сока
И цветы полить скорей…
Ну, теперь на всё на это
Любо-дорого смотреть!
Папа. Мама приходите,
Может, суп вам подогреть?
Это совесть научила
Потрудиться малыша.
Мама сына похвалила,
Расцвела её душа.
Чему научила совесть человека?
Дети: Совершать добрые поступки.
Главные правила жизни добрых детей:
КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ХОРОШИМ ДЕТЯМ?
Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – НЕ ОБИЖАЙ никого ни словами, ни делами.
Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? – НЕ МЕШАЙ и сам другим.
Ты хочешь быть здоровым – ЖЕЛАЙ ЗДОРОВЬЯ и всем людям.
На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи.- НЕ ССОРЬСЯ ни с кем.
Никого НЕ ОСУЖДАЙ и тебя не будут судить.
ПРИНОСИ ДОБРО другим людям и люди принесут тебе добро и любовь.
А что вы делали в выходные дни со своими родителями?
Ответы детей ( хвалю)
Давайте покажем всем ,что мы делали:
Физкультминутка:
Мы трудились. Не ленились (шагаем, поднимаем руки)
Из песка дома лепили (показывая какие дома получились)
Их лопатками копали ( наклон ,копаем)
И ладошками ровняли (гладим, разводим руки в стороны)
Вот и вышел славный дом (показываем на дом,)
Проживать кто будет в нём?(поднимаем голову вверх)
Мама, папа, брат, сестра (загибаем пальцы)
Дед да баба – ну и я!
Но и всё-таки устали (садимся на стульчики)
Утомились – отдыхаем.
Поговорим о том, что значит любить?
Любить – значит радовать.
Как мы можем показать свою любовь родителям?
Дети: Быть послушными, помогать им.
Послушайте ещё один рассказ « Седьмая дочка» текст (кн.3 ,стр.6-7)
Как дочки выразили свою радость?( да,но только словами) Сказали-ли они добрые слова (Да, )
Видели-ли дочки в чём нуждается их мама (Нет, кроме последней)
Как мы благодарим своих родителей? Замечаем-ли мы когда мама устала? Как мы можем помочь маме?
Давайте поиграем в игру: « Правильном –неправильно!» (кн.3,сто.9):
Убирать за собой одежду – Разбрасывать одежду по всем стульям.
Мыть свою тарелку – оставлять после еды свою грязную посуду на столе.
Чистить зубы – ходить грязнулей.
Прибирать кровать – оставлять кровать неприбранной.
Замечать, когда папа и мама устали – Не замечать, когда мама и папа устали.
Послушаем и споём песню « Солнечный круг» №43
Что такое послушание? ( Ответы детей)
Послушание – умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает советов старших, делает всё по-своему. (помочь детям понять различия между словами « слышать и слушать»)
Заповедь о послушании
Послушанье – дело Божье
Стать послушным каждый может.
Слушай старших, отца и мать –
Бог даст тебе благодать!
И под конец нашего занятия давайте порадуем своих родных рисунками. Нарисуем всю свою семью.
Фоном включить песню №31 « Дорогой добра»
Анализируем рисунки с применением поговорок:
- Кто родителей почитает –тот вовек не погибает
- Почитай старых – сам будешь стар
- Как бог до людей – так отец до детей
- Дитя хоть криво –а матери мило
- Береги отца и мать, других не сышешь
Рефлексия:
- О чём мы сегодня говорили?
(послушание ,смирении, любви, доброте, уважении к старшим)
- С какими рассказами познакомились?( ответы детей)
- Как вы поняли смысл рассказа? ( Непослушание – беда, зло. Раскаяние – прощение ,добро ,любовь .)
- Как дети должны относится к своим родителям?(дети должны уважать своих родителей , любить, быть послушными, и тогда они будут жить счастливо)
- Кто дал это правило жизни?(Бог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...