Статья по теме "Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Гавриленко Анна Иннокентьевна

Этот материал был разработан по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnogo_vospriyatiya.docx28.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки

         Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально- ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства).

        Но, именно восприятие музыки является первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Музыкальное восприятие – способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение, чувствовать и осознавать характер, настроение, образы, переданные в музыке. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Дети старшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей могут не только чувствовать общую эмоциональную окраску музыки, но и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные, наиболее выразительные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения, способны сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Поэтому я посчитала целесообразным заниматься развитием восприятия именно с детьми старшего дошкольного возраста.

Из индивидуальных наблюдений за детьми старшего возраста я увидела проблему: дети затрудняются выразить свои впечатления о музыке, их высказывания о характере музыкального произведения часто однообразные и стереотипные.

        На вопрос о характере музыки дети часто отвечали: «хорошая», «красивая», либо делили музыку на веселую и грустную. Такие высказывания о музыке обедняют ее восприятие. Слабо были выражены внешние проявления у детей (двигательные, мимические, пантомимические).

На основании этого была сформулирована цель:  способствовать развитию музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Цель была конкретизирована в задачах:

  • развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
  • побуждать детей передавать свои эмоции и чувства, выражать свое отношение в содержательном рассказе, высказывать свое мнение об услышанной музыке, определять ее характер и настроение;
  • развивать умение различать образы, передаваемые в музыке;
  • учить детей различать средства музыкальной выразительности.

Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным, я очень внимательно подхожу к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать внимание детей и вызывать у них эмоциональный отклик.

Всем этим требованиям отвечает програмная музыка- она «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Дошкольникам понятна музыка, воплощаю-щая образы природы.  Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку,  дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди  «Времена года»,  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига,  «Подснежник» , «Белые ночи», «Баркарола» , «Осенняя песня»  из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).

Прекрасно  воспринимаются  детьми    музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.)

Я стараюсь  формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высоко-художественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Поэтому в своей работе по развитию восприятия я беру за основу программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Автор  основывается  на  концепции, что  формиро-вание  музыкальной  культуры  детей  обеспечивается  отбором  произведений  музыкальной  классики  и  народной  музыки, являющихся  для  них  «эталоном  красоты».

Также использую учебники О. А. Куревиной , Г. Е. Селезнёвой «Путешествие в прекрасное». Это пособие  направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, развитие умения воспринимать произведения живописи, литературы, музыки, театра, прикладного искусства.

После посещения в 2008 году курсов  «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» стала широко использовать его в своей деятель-ности  как объединение различных видов искусства одновременно в комплексе. Такая форма приобщения к искусству помогает усилить впечатления ребенка от увиденного и услышанного, создать в воображении целостный образ, позволяет детям понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

На таких занятиях объединяются музыка, поэзия и живопись. (Программа К. А. Самолдиной и Е. П. Марковой «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников») На её основе я разработала цикл занятий по слушанию музыки детьми подготовительной группы. Эти занятия  проводятся во второй половине дня и имеют такую форму проведения как «Музыкальная гостиная».

На одно из таких занятий, посвящённому Дню Матери, мы пригласили наших дорогих мам. Вместе с мамами дети рассматривали картину А. Дейнека «Мать», слушали народную музыку и стихотворение Ю. Мориц «Колыбельная». Затем сами

«оживили» картину с помощью фотографий своих мам, пели для мам колыбельную, а мамы с девочками  укачивали кукол, говорили много тёплых и добрых слов друг другу и, конечно, продолжили своё общение во время чаепития в группе.

Такие мероприятия очень сближают детей, родителей и педагогов.

Считаю, что развитие восприятия детей на музыкальных занятиях наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения) ;

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление) ;

-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

Используя дидактические игры, такие как «Нарисуй музыку», «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», детям предлагается выполнить рисунок, «сотворить свою картину», передающую впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Таким образом, проведённая мною работа позволила выявить положительные тенденции в развитии восприятия старших дошкольников.

Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

Считаю необходимым и дальше использовать в своей практике музыкального воспитания различные методы и приемы, разнообразные дидактические игры, классическую музыку, полихудожественный подход, музыкальные сказки для дальнейшего развития  музыкального восприятия старших дошкольников, так как восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и

творческих способностей ребенка, развивает воображение, образную речь детей, обогащает все музыкальные проявления детей.


   

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влия...

"Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...

Статья на тему "Музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста".

Музыкальные игры для детей в старшем дошкольном возрасте....

Статья на тему "Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста...

Статья "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формировани...