Тема: «Театрализованные игры в работе педагога как средство совершенствования образования и воспитания».
статья по теме

Шорохова Ольга Ивановна

Тема: «Театрализованные игры в работе педагога

как средство совершенствования образования и воспитания».

 

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развивать способность думать, творить, чувствовать.

Из опыта работы можно сказать, что некоторым детям не хватает внимания, наблюдательности, творческой выдумки. Они мало фантазируют, меньше проявляют самостоятельности. У кого то недостаточно развита память и связная речь, нет выразительности при чтении стихов, затрудняются при пересказе текста.

Самый короткий путь решения этих проблем - это театрализованная деятельность, театрализованные игры и упражнения. Эти игры развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

В нашем детском саду  ведется большая работа по созданию условий для театрализованной деятельности: создан театральный кружок, где представлены несколько видов кукольного театра: настольный кукольный театр - это конусные куклы, театр игрушки; театр на руке - это пальчиковый и перчаточный театры; куклы на ложках.

Театрализованные игры входят составной частью занятий: познавательного цикла, по развитию речи, по конструированию, при чтении художественной литературы.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театрализованной деятельностью мы с ребятами начали заниматься с первой младшей группы. Ребята знакомились с театральными  перчаточными куклами. Куклы приходили к нам в гости, чтобы поиграть с детьми. Ребята с удовольствием смотрели кукольные спектакли. В раннем возрасте важен наглядный показ и повторяемость. При этом усвоение материала происходит незаметно для детей, и растет их активность. Читали с детьми различные потешки "Как у котика усы", Водичка, водичка", "Маша маленькая", "Заинька", "Петушок", песенки "Вышла курочка гулять", "Баю- бай", стихи "Игрушки","Поехали", играли в диалогические игры "Сорока", "Гуси". Дети постепенно включались в игры,  участвовали в диалогах, имитировали голоса и движения героев. Выполняли небольшие упражнения: например, после прочтения сказки "Маша и медведь", детям предлагалось показать, как ходит медведь, как рычит он. Мимикой они изображали, как они обижаются, веселятся, грустят, пугаются. С удовольствием дети играли в игры на память физических действий: как мама подметает пол, моет посуду, укладываем куклу спать.

Во второй младшей группе дети обучались простейшим приемам кукловождения, играли в настольный театр с конусными куклами. С помощью воспитателя разыгрывали знакомые русские народные сказки "Курочка Ряба", "Маша и Медведь", "Теремок", "Репка", "Колобок". Но чтобы играть в театр, дети сначала знакомились с куклами, рассматривали их, играли с ними. Детям предлагалось самим выбрать понравившегося им героя. С помощью воспитателя дети сочиняли свои сказки с героями из разных сказок. Запомнилась сказка, как герои сказки "Теремок", когда построили новый для себя дом, очень устали и проголодались. И тогда Медведь предложил испечь Колобок. Но зверям так понравилась песня Колобка, что они не стали его есть, а решили идти искать Медведя, который нес пирожки в деревню для бабушки и дедушки. Медведь был очень добрым. Он отпустил девочку домой, а пирожки раздал зверям. Дети очень любят приносить свои игрушки. Мы с ними сочиняем истории про эти игрушки и разыгрываем их. Разыгрывание самосочиненных сказок эмоционально раскрепощает детей, повышает уверенность в себе.

В средней группе ребята играют в кукольный театр с перчаточными и пальчиковыми куклами уже с использованием ширмы. Продолжают играть в настольный театр с конусными куклами, с куклами из пластилина, из коробок, которые они делают с помощью воспитателя и родителей. Сейчас им самим нравится играть роль какого- то героя. Ребятам из других групп и родителям они показали сказки "Колобок"и "Репка". Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.

В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Было очень много волнений и переживаний, когда дети показывали сказку "Репка на новый лад" на семинаре, где присутствовали воспитатели из других садов. Всем запомнился дед, у которого был радикулит. Максим Кондрашов это очень хорошо изобразил во время игры своей роли. А красавица Мышка - помощница Яна Крылатых всех очаровала своим голосом и походкой. Родители поддерживают своих детей и с удовольствием им помогают изготовить костюмы к выступлению.

Сейчас ребята готовят к показу сказку "Теремок". Без роли у нас никто не остается. Важно, чтобы дети самостоятельно искали выразительные особенности своего героя, используя мимику, жесты, позы, песенные и музыкальные импровизации. Важно, чтобы ребенок понимал слова своей роли, иначе он будет скован и неуверен.

   Развитие ребенка через театральную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической

конференции воспитателя

МКДОУ д/с «Теремок»

 Шороховой Ольги Ивановны.

Тема: «Театрализованные игры в работе педагога

как средство совершенствования образования и воспитания».

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развивать способность думать, творить, чувствовать.

Из опыта работы можно сказать, что некоторым детям не хватает внимания, наблюдательности, творческой выдумки. Они мало фантазируют, меньше проявляют самостоятельности. У кого то недостаточно развита память и связная речь, нет выразительности при чтении стихов, затрудняются при пересказе текста.

Самый короткий путь решения этих проблем - это театрализованная деятельность, театрализованные игры и упражнения. Эти игры развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

В нашем детском саду  ведется большая работа по созданию условий для театрализованной деятельности: создан театральный кружок, где представлены несколько видов кукольного театра: настольный кукольный театр - это конусные куклы, театр игрушки; театр на руке - это пальчиковый и перчаточный театры; куклы на ложках.

Театрализованные игры входят составной частью занятий: познавательного цикла, по развитию речи, по конструированию, при чтении художественной литературы.

Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театрализованной деятельностью мы с ребятами начали заниматься с первой младшей группы. Ребята знакомились с театральными  перчаточными куклами. Куклы приходили к нам в гости, чтобы поиграть с детьми. Ребята с удовольствием смотрели кукольные спектакли. В раннем возрасте важен наглядный показ и повторяемость. При этом усвоение материала происходит незаметно для детей, и растет их активность. Читали с детьми различные потешки "Как у котика усы", Водичка, водичка", "Маша маленькая", "Заинька", "Петушок", песенки "Вышла курочка гулять", "Баю- бай", стихи "Игрушки","Поехали", играли в диалогические игры "Сорока", "Гуси". Дети постепенно включались в игры,  участвовали в диалогах, имитировали голоса и движения героев. Выполняли небольшие упражнения: например, после прочтения сказки "Маша и медведь", детям предлагалось показать, как ходит медведь, как рычит он. Мимикой они изображали, как они обижаются, веселятся, грустят, пугаются. С удовольствием дети играли в игры на память физических действий: как мама подметает пол, моет посуду, укладываем куклу спать.

Во второй младшей группе дети обучались простейшим приемам кукловождения, играли в настольный театр с конусными куклами. С помощью воспитателя разыгрывали знакомые русские народные сказки "Курочка Ряба", "Маша и Медведь", "Теремок", "Репка", "Колобок". Но чтобы играть в театр, дети сначала знакомились с куклами, рассматривали их, играли с ними. Детям предлагалось самим выбрать понравившегося им героя. С помощью воспитателя дети сочиняли свои сказки с героями из разных сказок. Запомнилась сказка, как герои сказки "Теремок", когда построили новый для себя дом, очень устали и проголодались. И тогда Медведь предложил испечь Колобок. Но зверям так понравилась песня Колобка, что они не стали его есть, а решили идти искать Медведя, который нес пирожки в деревню для бабушки и дедушки. Медведь был очень добрым. Он отпустил девочку домой, а пирожки раздал зверям. Дети очень любят приносить свои игрушки. Мы с ними сочиняем истории про эти игрушки и разыгрываем их. Разыгрывание самосочиненных сказок эмоционально раскрепощает детей, повышает уверенность в себе.

В средней группе ребята играют в кукольный театр с перчаточными и пальчиковыми куклами уже с использованием ширмы. Продолжают играть в настольный театр с конусными куклами, с куклами из пластилина, из коробок, которые они делают с помощью воспитателя и родителей. Сейчас им самим нравится играть роль какого- то героя. Ребятам из других групп и родителям они показали сказки "Колобок"и "Репка". Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.

В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Было очень много волнений и переживаний, когда дети показывали сказку "Репка на новый лад" на семинаре, где присутствовали воспитатели из других садов. Всем запомнился дед, у которого был радикулит. Максим Кондрашов это очень хорошо изобразил во время игры своей роли. А красавица Мышка - помощница Яна Крылатых всех очаровала своим голосом и походкой. Родители поддерживают своих детей и с удовольствием им помогают изготовить костюмы к выступлению.

Сейчас ребята готовят к показу сказку "Теремок". Без роли у нас никто не остается. Важно, чтобы дети самостоятельно искали выразительные особенности своего героя, используя мимику, жесты, позы, песенные и музыкальные импровизации. Важно, чтобы ребенок понимал слова своей роли, иначе он будет скован и неуверен.

   Развитие ребенка через театральную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

Консультации для воспитателей на тему: "Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром"

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...

Методическая разработка на тему: Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания учащихся.

Актуальность темы исследования: Какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда придет время. Поэтому развитие и воспитание ребенка, конечно, идет в игре, прежде всего. Жизнь детей вся пронизан...