Методическая разработка на тему: Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания учащихся.
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Актуальность темы исследования: Какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда придет время. Поэтому развитие и воспитание ребенка, конечно, идет в игре, прежде всего. Жизнь детей вся пронизана игрой. Любой малыш хочет сыграть свою роль. Учить его играть, брать на себя роль и действовать, и конечно вместе с этим помогать ребенку приобретать жизненный опыт, – все выше перечисленное помогает осуществлять театрализованная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Методическая разработка
на тему:
Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания учащихся
Работу выполнила:
Источкина Е.Л.
Иркутск, 2022 г.
Оглавление
1.1.Классификация театрализованных игр 5
1.1. Театрализованная игра как вид творческих игр. 16
1.2. Значение театрализованной игры в жизни, воспитании и обучении дошкольников. 19
Введение
Актуальность темы исследования: Какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда придет время. Поэтому развитие и воспитание ребенка, конечно, идет в игре, прежде всего. Жизнь детей вся пронизана игрой. Любой малыш хочет сыграть свою роль. Учить его играть, брать на себя роль и действовать, и конечно вместе с этим помогать ребенку приобретать жизненный опыт, – все выше перечисленное помогает осуществлять театрализованная деятельность.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, тем, что в воспитания детей дошкольного возраста одну из самых главных и важных ролей играет театрализованная деятельность, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы личности ребенка, его предпочтения и вкусы. Ведь именно театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, которые формируют выразительности речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. Участвуя в театрализованных играх, дошкольники становятся участниками разных событий из жизни животных, людей, растений, что дает им возможность не только узнать лучше окружающий мир, но и одновременно привить ребенку устойчивый интерес к родной литературе, культуре и конечно, театру. У детей не только формируется уважительное отношение друг к другу, но и вместе с тем, они познают радость, связанную с преодолением неуверенности в себе и с преодолением проблем в общении. Научить ребенка не только играть, брать на себя роль и действовать, помогать ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить – театр.
Во-вторых, конечно, театр – это и средство развития эмоционального интеллекта детей в детском саду. Театр позволяет формировать навык социального поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и так далее). «Благодаря театральной деятельности ребенок познает мир не только сердцем, но и умом, выражает свое собственное мнение и отношение к добру и злу. Театр помогает дошкольнику преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр научит ребенка видеть прекрасное во всем, зародит желание самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, «театр помогает ребенку развиваться всесторонне» - писала Р.А.Иванкова. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей и развитием эмоционально интеллекта детей.
Объект исследования – процесс развития эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования – выявление особенностей организации театрализованной деятельности для развития эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза – систематическое использование театральной деятельности будет способствовать развитию эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• изучение степени разработанности исследуемой проблемы;
• уточнение и корректировка понятий по исследуемой проблеме;
• выявление психологических условий развития эмоционально-нравственного воспитания в театрализованной деятельности.
Методы исследования:
• анализ педагогической литературы по данной теме;
• обобщение методики по организации театрализованной деятельности и влияние игры на развитие дошкольников.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Васильевский детский сад.
Глава 1.
1.1.Классификация театрализованных игр
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой. Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой. В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
- Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
- Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
- В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
- Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые
устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда - книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
- Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.).
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки,
выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств
социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста
литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные
условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного
взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения
выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие
ребенка.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами,
настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,
самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через
образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических
процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности,
инициативности, эмоциональной отзывчивости.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное
определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное
творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова применяет как
синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая
деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В.Н.Всеволдовский Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия».
Большинствоисследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).
Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное
воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом
— сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие от театральной постановки
театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя,
участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего
подражания.
И.Г.Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по
моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках;
деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или
куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и
пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).
Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами
(Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи
(П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм
игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую,
коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как
сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.
Театрализованная игра — это действия в заданной художественным
произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может
носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в
сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему
фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов
окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).
В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не
заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.
Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные
компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль
(определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление
предметов, реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет,
костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие
ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие
может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно
«актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и
«режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».
«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны
типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения
конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.
Характерными особенностями театрализованной игры являются
литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей
(Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры
представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с
литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой
происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это
разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов:
восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия,
переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка
проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять,
каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние,
чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит
от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни,
тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как
уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается
понимание художественного произведения, возникает эмоциональный
отклик на него, происходит овладение художественными средствами
передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее
связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность
объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе
интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность,
индивидуальность, творчество. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).
Театрализованные игры нельзя назвать искусством в полном смысле
слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от
игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При
разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много
общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о
воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном
стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное
значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).
Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи
ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства
домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют
жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.
Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт
артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в
образовательном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка,
он чувствует свою значимость в семье, эрудицию (Козлова С.А., Куликова
Т.А.).
Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр,
составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С.
Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы:
игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица
исполняют взятую на себя роль).
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С.
Фурмина предложила следующую:
Театрализованную игру исследователь Л.В. Артемова делит на две
группы: игры-драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с
помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,
пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет
какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся
жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается
импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети
переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж
свою личность.
Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет
совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут
исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес,
декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их
называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной
подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их
заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер"
управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он
использует разные средства вербальной выразительности.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в
общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта,
спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и
сюжетных действий. В режиссерской игре ребенок не является сценическим
персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и
режиссера, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием
театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток,
теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры
можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и
игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной
тематикой, строительные игры, игры с природным материалом,
театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с
предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные,
музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с
элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на
сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе
умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры -
имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в
том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только
изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры,
навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую,
историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое
изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом,
именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на
котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам
изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной
выразительности сюжета.
Разнообразны виды театрализованных игр.
Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от
художественного оформления на театрализованные игры, игры с настольным
театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками
схема
Театрализованные игры
Игра -драматизация
Игра с настольным театром
Фланелеграф
Плоскостные фигурки
Объемные фигурки
Теневой театр
Игра с марионетками
Бибабо
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.
Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно
связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев).
Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует
перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только
участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность
художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной
деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной
деятельности.
Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в
дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной
«предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают
творческие способности и представляют собой специфический вид
художественной деятельности.
Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли
окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они
добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение.
На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей.
Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения
заключается воспитательное значение театрализованных игр.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского
творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное,
сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к
художественному изображению литературного произведения не только как
«артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие
спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.
д. Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной
деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода
чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в
деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает
раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить
их таланты.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении
детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дети
знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном
руководстве у детей формируются представления о работе артистов,
режиссера, театрального художника, дирижера. Детям доступно понимание,
что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело -
спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети
чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже
это послужит основой для формирования обобщенного представления о
назначении искусства в жизни общества.
Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми
Много полезных рекомендаций о приемах педагогического
руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И.
Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути
предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые
складываются при формальном отношении педагога к театрализованным
играм.
Каждый педагог должен научить ребенка театрализованной игре.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,
которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку
потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание
детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев,
устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления
развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от
наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности. Важным аспектом деятельности педагогов в
приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное
расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.
Основными требованиями к организации театрализованной
деятельности детей являются: содержательность и разнообразие тематики;
постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка,
максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации
театрализованной игры.
Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной
деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет
удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.
Руководство педагога заключается в том, что он, прежде всего,
подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых
детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
С детьми не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык,
увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все
это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании
сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в
игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок
непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
Перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен
помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются
особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая
смысловая часть связана с появлением нового персонажа.
В игре-драматизации не следует показывать ребенку те или иные
выразительные приемы: игра для него должна быть именно игрой.
Вначале педагог самостоятельно показывает игру, привлекая детей к
проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность
ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста.
Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо,
педагог может непринужденно поправь ребенка и, не задерживаясь, играть
дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен,
поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские
находки. Читая стихотворные тексты, педагог подключает по возможности
детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со
взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения,
голоса, интонации персонажей игры.
Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их
лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок еще в
восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них.
Самое время предложить ребенку поиграть так же. Для упражнений следует
использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например,
в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк.
Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех
детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку,
волка. Победителю - аплодисменты.
Затем педагог предлагает ребенку игры-имитации: "Покажи, как
прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи,
как ходит петушок".
Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые
матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел
лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Только после такой тщательной подготовки педагог может приступить
к совместным инсценировкам.
Выбор постановки во многом определяется возрастом детей. Чем они
младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными
будут народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки и разыграть
его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить
смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых
персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть
хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумать старую сказку на
новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные
истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную
куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной
карточкой театра чей-то группы. Когда сценарий театра подобран, педагог подумывает, какой вид театра подойдет детям данного возраста?
Традиционно выделяется несколько видов
театрализованной деятельности, отличающихся художественным
оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной
деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это
инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других
дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая
их роли.
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении
характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого
педагога, его умение пользоваться средствами художественной
выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм,
разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы,
делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом
повторяя игру, ребята все меньше нуждаются в помощи педагога и начинают
действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут
участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы
все дети поочередно были ее участниками.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, педагог
использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,
уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение
детей к игре.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа
способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из
прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную
избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном
предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение
персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае
требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его.
Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен.
Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо
получается. Для остальных это может служить образцом для подражания,
стимулом для проявления активности.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств
у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной
ситуации, указывает на допущенные неточности «Наташа, вспомни, как
Лягушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы,
напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением,
действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя
движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное
содержание произведения, логику и последовательность событий, их
развитие и причинную обусловленность. С целью усвоения
последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется
разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование,
аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе
раскрылись возможности всех детей. Таким образом, отпадает
необходимость в специальном запоминании текста.
Для развертывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и
развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста
произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ,
но не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно
использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные
признаки того или иного персонажа.
Итак, основная цель педагогического руководства - будить
воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше
изобретательности, творчества проявили сами дети.
Методика руководства театрализованной игрой
Методы руководства игрой
Прямые
- выявление желания играть;
- беседа;
- распределение ролей;
- замечания и помощь в ходе игры;
- похвала, беседа в ходе игры.
Косвенные
- экскурсии;
- чтение художественных произведений;
- беседа, рассказ воспитателя;
- работа с родителями (ст. гр.);
- игры-занятия (дидактические игры и др.).
Условия возникновения игр:
- интерес, игровые умения;
- знание художественного произведения;
- атрибуты.
Подготовка детей к игре-драматизации:
- чтение художественного произведения на занятии, беседа по его
содержанию;
- рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей
наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций);
- просмотр видеофильмов (среда обитания);
- повторное чтение художественного произведения в свободное
время, чтение по ролям, пересказ своими словами, разбор интонаций,
жестов, позы, мимики;
- наблюдение за повадками животных в естественных условиях,
имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха,
- удивления, радости и др.;
- прослушивание произведения в аудиозаписи, просмотр
различных видов театра;
- изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей);
- занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).
1.1. Театрализованная игра как вид творческих игр.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную.
Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний до физического совершенства.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Характерное для игры - драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии, а умело поставленные вопросы, при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают
впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Развитие творческого воображения проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними , могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованной игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.
1.2. Значение театрализованной игры в жизни, воспитании и обучении дошкольников.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Игра - ведущий вид деятельности детей, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа наличность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания
творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное
мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра -
одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус
детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное
воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное
творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует
самопознанию и самовыражению личности; создает условия для
социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует
коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения,
радости, успешности.
Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами
театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным
языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия,
понимания и истолкования действий, из которых складываются
нравственные основы, представления, поступки человека; формированием
навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает
театральная педагогика.
Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным
средством и социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного
подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре,
которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия
для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного
взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное
развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают
способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и
самореализации ребенка.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование
речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный
строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не
менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу
ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную
направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с
полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование
качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать
многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид
сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и
дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками
общения.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного
обучения детей. Педагоги используют ее в работе в основном для развития
творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а
в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему
усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей увлекательнее,
разнообразнее. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе
отдается на откуп детям. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе
большие возможности для решения целого ряда задач из разных
образовательных направлений, связанных с речевым, социальным,
эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной
мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
В сфере познавательного развития:
-развитие разносторонних представлений о действительности;
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой
для развития пространственных представлений, творчества,
интеллектуальной инициативы;
-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению
планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития:
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в
процессе совместной деятельности;
-воспитание культуры познания взрослых и детей;
-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с
нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие эмоций.
В сфере речевого развития:
-содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов,
синонимов, антонимов;
-овладение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит
интерпретация литературного образа;
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию
элементов костюма, декораций, атрибутов;
-создание выразительного художественного образа;
-развитие пространственного воображения как основы проектного
мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
-организация коллективной работы при создании многофигурных
сюжетных композиций;
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения,
материалов.
В сфере развития движений:
-согласование действий и сопровождающей их речи;
-развитие умения воплощать в творческом движении настроение,
характер, и процесс развития образа;
-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в
этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной
деятельности?
- познакомить с разными типами театров;
- поставить спектакли разных жанров, где дети актеры, декораторы,
гримеры, осветители;
- организовать сцену;
- создать костюмы;
- придумывать роли, слова героев, подводки к номерам, а где – то
писать стихотворные строки.
Общая система организации работы:
- знакомство с театром данного жанра
- знакомство с текстом художественного произведения
- освоение выразительных средств передачи образа
- изготовление макетов, атрибутов, декораций
- проигрывание содержания на макете
- организация театральной постановки
- написание и редактирование сценария.
За счет переноса ряда задач развития в естественную и
привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной
нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном
продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого
эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.
Глава 2
2.1.Опытно-педагогическая работа по использованию театрализованной игры с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Васильевский детский сад. Детский сад работает по программе «От рождения до школы». В детском саду 2 группы. В ДОУ один музыкальный зал, где проводятся музыкальные занятия. Один спортивный зал, где проводятся физкультурные занятия.
Экспериментальная работа проходила в старшей группе. Списочный состав – 22 ребенка. В данной группе есть театрализованный уголок, в котором есть атрибуты различных видов театра, как заводского производства, так же сделанные руками самими воспитанниками. Детям очень нравится играть ими в свободное время, обыгрывая различные русские народные сказки, под руководством воспитателя.
Для эксперимента были взяты 10 детей, которых разделили на две подгруппы по пять человек. Наблюдение проходило в течение двух недель: с 21 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г. включительно, методика заимствована у Н.Я.Михайленко.
В основу исследования положена гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста при развитии творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование эмоционально-нравственного воспитания произойдет быстрее и эффективнее, если соблюдать следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантии свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- Выявить особенности проявления креативности у детей старшего дошкольного возраста.
- Выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.
- Создать специальные педагогические условия по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
- Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:
1) констатирующий
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития креативности экспериментальной и контрольной группах.
2) формирующий
На этом этапе при проведении творческой игры в экспериментальной группе, использовались специальные приемы, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе психологического эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие, данную группу не включались в творческую игру.
3) контрольный
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Опытно-экспериментальная работа.
Для решения первой задачи нам необходимо выявить уровень развития игры детей и особенности проявления креативности в ней.
Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.
С этой целью использовались игровые умения, представленные в методике Н.Я.Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.
Задача констатирующего этапа психологического эксперимента состояла в определении уровня развития креативности старших дошкольников в обеих группах.
Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития креативности, разработанные Торренсом и Гилфордом:
- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
- быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
- гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
- вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической обработки результатов исследования были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в игре:
I уровень - высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
II уровень - средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
III уровень - низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система:
- низкий уровень – 1 балл;
- средний уровень – 2 балла;
- высокий уровень – 3 балла.
Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса. Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой".
Для оценки этого задания были выделены три уровня:
- I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.
- II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.
- III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего - двумя, низкого - одним баллом.
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?"
Для оценки задания были выделены три уровня:
- I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
- II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла.
- III уровень - низкий. Неумение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.
Для решения второй задачи исследования нам необходимо провести беседу с воспитателем. Разработанные вопросы для беседы позволят выяснить:
- Понимают ли воспитатели значимость игры для психического и физического развития ребенка.
- Особенности методики педагога по развитию театрализованной игры.
- Специфику работы педагога по развитию креативности у дошкольника.
- Роль педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого участника.
На формирующем этапе исследования необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. Понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" включает в себя: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.
Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств. "Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".
Участвовать в играх детей в качестве партнера. В игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с ней. Например: "Я – бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…"
Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: "А можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…"
В ходе формирующего эксперимента нам следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.
В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором с игрушками из "киндер–сюрприза". Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития творчества у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.
В процессе творческой игры от педагога требуется внесение следующих элементов в игру и решение соответствующих задач:
- Развития ролевого диалога.
- Развитие сюжетосложения у дошкольников.
Для развития диалога ввести "телефонные" разговоры персонажей. Например:
Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны прийти?) Завтра утром…"
Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока….
Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного возраста игру – придумывания. При этом поставить следующий вопрос: "Что и как придумывать?"
В совместной игре с детьми мы будем постепенно переводить их к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Предложить "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"
Тем же детям предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".
Игра – придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.
По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществить в форме "телефонных" разговоров персонажей.
В дальнейшем предложить придумывать настоящие истории. При этом опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлять в группах по четыре – пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем уменьшить свой вклад в игру.
Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать:
1) метод мозгового штурма,
2) метод гирлянд.
- Перед началом мозгового штурма поставить задачу – начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним будет высказываться руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм можно будет провести, не запланировано при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры занятие, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…).
- Гирлянды аналогий будут формироваться, в виде списка слов – это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарства –горькая – лук – грядка – огород – дорога…
Играть индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.
Для решения четвертой задачи необходимо провести контрольный этап эксперимента, который предполагает повторное измерение уровня креативности и сравнительный анализ полученных результатов проведенного психолого-педагогического исследования в экспериментальной и контрольных группах.
Приемы по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Творческая игра детей старшего дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
У детей ролевой диалог не всегда удается. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Поэтому задачей на формирующем этапе эксперимента является развитие ролевого диалога.
В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования было отмечено, что 30% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей.
Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 10% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.
Заключение
Работая над темой «Театрализованные игры как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», можно установить, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через театрализованные игры – это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- У детей повысился интерес к театрализованной деятельности, они стали с большим желанием откликаться на предложение поиграть в театр, то есть обыгрывать какую-либо сказку или литературное произведение;
- Речь детей стала более эмоциональной, интонационно выразительной;
- В процессе театрализованной деятельности (в играх драматизациях, инсценировках) дети стали эмоционально отзывчивы;
- У родителей возник интерес к театрализованной деятельности своих детей, который проявился в предложении помочь в организации инсценировок, в изготовлении атрибутов и декораций, а также появилось желание поучаствовать вместе со своими детьми в театрализованной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в театрализованной игре осуществляется эмоционально-нравственное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.
Театрализованная игра дала возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволила каждому ребёнку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.
Дети становятся более эмоционально отзывчивы, активно используют выразительные средства (мимика, пантомимика, жесты), познакомились с основными эмоциями, нравственными качествами. Эмоционально-нравственное воспитание дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.
Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка.
Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.
Развитие эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.
Педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.
Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и так далее) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Как показал практический опыт, театрализованные игры сблизили детей, развили эмоциональную отзывчивость, помогли преодолеть барьер в общении, научили выразить свои чувства и лучше понять чувства других.
Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Все, о чем было написано в работе, подчинено задаче воспитания активного и гармонически развитого человека, целенаправленного формирования у него социальных эмоций и чувств.
Большое влияние на творческое развитие детей оказывает взаимное сотрудничество с педагогами, музыкальным руководителем, родителями. Все готовы помочь ребенку овладеть основами жизни через познание себя своих способностей. Ведь маленькому человеку, вступающему в жизнь, необходимо овладеть своими чувствами, эмоциями, своим поведением.
Список литературы
- Акулова О. «Театрализованные игры» // Дошкольное воспитание, 2005, №4.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии». – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детсада». — М.: Просвещение, 1991.
- Бродецкий А.Я «Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания». - М.: Владос, 2000.
- Буренина А.И. «Театр всевозможного», Санкт-Петербург, 2002.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», 2 изд., М., 1991.
- Галицкая В. «Для чего театр детям?» // Игра и дети – 2002.
- Дворецкая Л. В. «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников», Дошкольная педагогика-2008/№8.
- Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002.
- Заболтина В. В. «Театрализованные игры - средство эмоционально-нравственного воспитания детей «Дошкольное воспитание.– 2007 - №7.
- Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенкомдошкольником // Избранные психологические труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1
- Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
- Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия,
2000.
- Кошелева А. Д «Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада» - М.: Просвещение, 1985.
- Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие», Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
- Маханёва М.Д «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений». -М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 128 c.
- Недоспасова В.А. «Растём, играя», – М.: Просвещение, 2000.
- Орехова О.А. «Цветовая диагностика эмоций ребёнка». – СПб. Речь, 2002.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду». – М.: Генезис, 2008.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 1996.
- Сарабьян Э. «Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации» - Издательство: АСТ, 2011.
- Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». – М.: Новая школа,1994.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». – М.: ВЛАДОС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
«Театрализованные игры,как средство эмоционально – нравственного воспитания детей»
«Театрализованные игры. как средство эмоционально – нравственного. воспитания детей». ...
Методическая разработка по теме "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"
Данный материал отражает систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...
Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...
Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.»
Актуальной проблемой в настоящее время является формирование коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в которо...