«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»
статья по теме
В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tradicii_kak_faktor_socialno-lichnostnogo_razvitiya_rebyonka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»
Заведующая ГБДОУ детский сад № 14
Лазовская Н.Ю.
2011 год
В последнее десятилетие возросло внимание мирового сообщества к семье и семейному образу жизни. Это закономерно, поскольку именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества человека. Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций день 15 мая утверждён Днём семьи. Данный факт говорит о повышенном внимании общества к здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно решает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.
Ребенок - довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья, как микросреда социализации дошкольника, осуществляет применение личностно-ориентированного, системного подходов. Система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающим людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции - первый специфический образец общественных отношений для ребенка.
Дошкольное детство – это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество - это задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни. Поэтому так важно, чтобы в семье был сформирован положительный семейный уклад жизни для успешной социализации и личностного развития ребенка.
Приобщение детей к семейным традициям — один из основных важных способов воспитания. Семейные обычаи и обряды регулируют внутреннюю жизнь семьи, её семейный уклад.
Здесь встает вопрос о том, какие из семейных традиций наиболее значимы для воспитания. Традицией могут стать и необычные встречи Нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, когда дети знают, что в этот день и в это время здесь собирается вся семья и каждого члена семьи очень ждут. Всё это способствует сближению, идентификации себя, как члена семьи, способно поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только накормят, что здесь можно поделиться с близкими людьми своими переживаниями, новыми впечатлениями. Это положительно скажется на формировании личности ребенка, его гармоничном развитии.
Однако тенденции современной жизни всё меньше способствуют сохранению, поддержанию традиций, обычаев, уклада жизни семьи. Причины кроются прежде всего в нехватке времени у взрослых, в отсутствии общих интересов в семье.
Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задумавшись о ребенке, живущим ожиданиями игры, сказки, совместного с родителями путешествия в окружающую действительность. Детский сад прилагает большие усилия и ищет способы для гармонизации детско-родительских отношений, обогащения их общения.
В нашем детском саду проводится большая работа с семьями воспитанников по просвещению семейных традиций, правильной организации празднования семейных и народных праздников, организации семейных досугов. Информация родителям передается в ходе бесед, консультаций, конкурсов, самых различных совместных мероприятий, а также в печатном издании детского сада «Калейдоскоп».
Большой популярностью пользуются совместные проекты. Темы проектов самые разнообразные: «Традиции моей семьи», «Семейный праздник», «Чтоб жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом», «Любимые лакомства нашей семьи», «Кулинарный класс», «Школа гостеприимства».
Для популяризации народных праздников родители приглашаются на развлечения «Праздник весны», «Встреча Масленицы», «Рождество», «Пасха», где они являются не только зрителями, но и их активными участниками.
Празднование международного Дня семьи предоставляет прекрасный повод поговорить об этнических семейных традициях, поскольку в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Проводимые в этот день акции, конкурсы, выставки, концерты являются важным поводом для развития межнационального общения детей и взрослых, воспитания толерантности.
Педагоги детского сада установили прочные партнерские отношения со специалистами дополнительного образования и учреждений культуры в целях дальнейшего приобщения семей воспитанников к миру природы, поэзии, музыки, театрального и изобразительного искусства.
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей рассматривается нами как совместная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социума, на осознание ими ценностей семьи, что способствует уверенному пребыванию ребёнка в окружающем мире. Такое тесное взаимодействие позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы социально-личностного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции - фактор развития ребенка дошкольного возраста
Семейные традиции - фактор развития ребенка дошкольного возраста.Дошкольное детство – это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни....
Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Социально - личностное развитие - одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей. Социально - лично...
"Социально-личностные отношения детей старшего дошкольного возраста в игре" - родительское собрание с использованием ЭОР «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
«ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»...
Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей о социально-личностном развитии ребенка дошкольного возраста...
Родительское собрание: «Семейные традиции, как средство эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста».
Цель: Создание условий для эмоционально – нравственного развития детей дошкольного возраста, через установление традиций в семье....
Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...
Деловая игра для педагогов "Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста".
Деловая игра проводится во время методических объединений, педагогических советов. Педагоги совместно ищут решение поставленных задач, выделяют основные семейные ценности и традиции....