"Социально-личностные отношения детей старшего дошкольного возраста в игре" - родительское собрание с использованием ЭОР «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
материал (старшая группа) на тему
«ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_rebenka.docx | 33.08 КБ |
igra_v_zhizni_rebenka_-.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Пензено муниципального района Большечерниговский Самарской области структурное подразделение детский сад «Улыбка»
"Социально-личностные отношения детей старшего дошкольного возраста в игре" - родительское собрание с использованием ЭОР
«ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Автор:
воспитатель Богачёва Елена Николаевна
Задачи:
- обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника;
- показать возможность игры для развития интеллектуально–познавательной деятельности ребёнка;
- показать достоинства и недостатки современных игрушек;
- стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.
Актуальность:
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно.
Форма проведения: лекция, консультирование с использованием мультимедийных материалов (ЭОР)
Оборудование: проектор с мультимедийным экраном, ноутбук
Место проведения: групповая комната детского сада.
Подготовительный этап:
- анкетирование родителей (Приложение 1),
- интервьюирование детей (Приложение 1),
- подготовка памятки для родителей (Приложение 2),
- подготовка выставки рисунков детей «Моя любимая игрушка», оформление группы.
Ход родительского собрания:
I. Вступительное слово:
Уважаемые мамы и папы!
Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках: какие они, в чем их «плюсы» и «минусы».
Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства. Поломанные, с оторванными ушами и ногами, они сохранили для нас свою прелесть, они пахнут нашим детством, неповторимой радостью знакомства с миром. Во многих семьях игрушки родителей стали игрушками детей. Родители рассказывают своим детям истории появления своих игрушек в их жизни, делятся воспоминаниями о детских играх и забавах.
Предлагаем обсудить следующие вопросы:
- Какую роль играет игра и игрушка в жизни ребенка?
- Насколько она важна для интеллектуального и эмоционального становления ребенка?
- Может ли игрушка помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками?
II. Вступление родителей по теме собрания.
Сейчас мы с вами тоже будем играть. По очереди все родители высказывают свое мнение, делятся друг с другом опытом по формированию культуры игры ребенка с игрушками и передают мяч по кругу.
Воспитатель:
Спасибо за обсуждение. В дошкольный период игра является основным источником познания и развития.
Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка, с одной стороны, – это средство самовыражения, с другой – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Естественно, что у каждой возрастной категории детей свои игрушки. Рекомендации по выбору игрушек и игр для детей нам даст наш педагог-психолог Ольга Владимировна.
III. Выступление на тему «Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет».
Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.
Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет — красную и обоснуйте свое решение.
Игра — средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.
Большинство современных игрушек, способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Это:
- Игрушки из реальной жизни:
- Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
- Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:
- Мягкая игрушка.
Ее главное назначение — дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.
Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.
Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.
В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей (Приложение 2).
Воспитатель:
Возможности игры огромны:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности детей;
- Формируют эмоционально – чувственную сферу личности дошкольника;
- Способствуют познание ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о том, во что и как играют ваши дети.
IV. Просмотр презентации «Социально-личностные отношения детей старшего дошкольного возраста в игре»
1. Сюжетно-ролевые игры
2. Подвижные игры, хороводные игры
3. Театрализованные игры
3. В творческих играх задача педагога заключается в том, чтобы:
- помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
- помочь сделать нужную для игры постройку;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
V. Заключительный этап:
Воспитатель:
Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).
Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи. Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.
- Если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы полагаете, что игрушка — это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.
- Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.
- Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
- Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.
- Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.
Благодарим всех за активную работу!
Литература:
- Белопольский Ю.А. Для вас, молодые мамы / Симферополь, 2001.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания/ Н.И.Дереклеева – М.: ВАКО, 2006. 336с. – (Педагогика.Психология.Управление).
- Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е.А.Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.
- Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие / Г.А.Прохорова.– М.:Айрис – пресс, 2009.– 64с.- (Дошкольное воспитание и развитие).
- Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А.Флерина – М.: Просвещение, 1973./
Приложение 1
Вопросы для интервьюирования детей:
- Есть ли у тебя игрушки?
- Какие игрушки тебе нравятся?
- Кто покупает тебе игрушки?
- Спрашивают ли у тебя родители о том, какую игрушку тебе
- хотелось бы иметь?
- Часто ли ты играешь со своими любимыми игрушками?
- Участвуют ли твои родители в твоих играх?
- Какие игры в вашей семье самые любимые?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ф.И.О. ______________________________________________________________________
- Есть ли у вашего ребенка игрушки? ____________________________________________
- Какие из них являются его любимыми игрушками? _______________________________
- Как часто ваш ребенок играет со своими любимыми игрушками? ___________________
- Включаетесь ли вы с ним в игру, если он этого хочет? ____________________________
- Как ведет себя ваш ребенок во время игры с игрушками?__________________________
- Просит ли ваш ребенок покупать ему игрушки? __________________________________
- Как вы относитесь к покупке игрушек для ребенка? ______________________________
- Какие игрушки предпочитаете покупать?________________________________________
- Советуетесь ли вы при этом с ребенком или делаете это без его участия?
__________________________________________________________________
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Разрешайте своему ребенку играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры.
- Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам.
- Помните, что все, кроме любимой игрушки надо периодически обновлять. Игрушки, к которым у ребенка пропал интерес, спрячьте подальше на некоторое время, пока ее появление не вызовет эмоциональный или познавательный интерес.
- Не выбрасывайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.
- Не заставляйте ребенка самого выбрасывать игрушки.
- Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно.
- Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений.
- Не водите ребенка слишком часто в магазин игрушек, не подвергайте его ненужным переживаниям. Ведите его в магазин и дарите радость устраивайте праздник, когда вы сами готовы.
- Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость.
- Рассказывайте ребенку о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны.
- Будьте непосредственны в глазах ребенка, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ним в игры.
- Радуйтесь умению своего ребенка играть с игрушками, находить различные, сюжетные линии в игре.
13. Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..
•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...
«Социально-личностные отношения детей старшего дошкольного возраста в игре» - родительское собрание с использованием ЭОР
Данная презентация была показана родителям на собрании....
Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...
Конспект образовательной деятельности по теме: «Мой дом. Моя семья» направление «Социально – личностное развитие», для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Цели: расширение представлений детей об истории семьи и истории родной страны.Задачи: образовательная область «Социализация»:формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чув...
"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...
Проект «Моя малая Родина» социально-личностное развитие (для детей старшего дошкольного возраста) Воспитатель: Уголкова М.Ю.
Актуальность темыМы горим желанием воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Но ведь это основ...
Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...