конспект НОД по теме "Осень в гости к нам пришла"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Щербина Валентина Юрьевна

интегрированная непосредственно-образовательная деятельность  с детьми остается актуальной уже на протяжении нескольких лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

  для детей средней группы по теме «Осень к нам пришла»

Воспитатель В.Ю.Щербина

МБДОУ № 12

г.Приморско-Ахтарск

Задачи:

-Закрепить понятие времени года «ОСЕНЬ». И ее характерные признаки.

-Формировать умения выделять в стихотворениях признаки осени, опираясь на слова – определения.

-Воспитывать эстетические чувства красоты в осенних пейзажах, музыкальных произведениях.

-  Закрепить умение детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог.

- Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы,  согласовывать их с существительными, дать понятие «скошенные нивы»

Ход занятия:

 «Время года отгадай:        

 Собирают урожай,

 Разноцветный лес красивый

 Мокнут скошенные нивы,

 Тучи по небу гуляют,

 Птицы к югу улетают,

 Грибники в леса спешат,

 Листья желтые летят,

 Ёжик листья собирает,

 Свою норку утепляет »

 - Кто отгадал, о каком времени года  я прочитала стихотворение? (ответы детей)

- О чем говориться в этом стихотворении?

 Когда убирают урожай?

 Что собирают на огороде? Что в саду? В лесу?

 Какой лес осенью? Что такое «скошенные нивы»? (выслушав детей, воспитатель объясняет значение этого словосочетания).

 Что происходит с птицами осенью?

 Что меняется в жизни человека?

-Правильно, это к нам пришла осень, самая разноцветное время года.

Мы с вами рассказали, какая осень у нас в природе, а теперь, послушайте, как осень отражена в музыке.(указать наименование музыки и композитора)

- Ребята, скажите, что вы услышали в музыке, какая осень? (ответы детей: сначала веселая, задорная, шутливая, а потом музыка плавная, задумчивая, а потом быстрая, прерывистая – когда идут дожди, дуют холодные ветра) Если дети затрудняются с ответом, помогаю им.  

- А мы с вами учили песенку про осень, подскажите мне, как она называется? Правильно, «Осень золотая», мы ее сейчас споем.

- А сейчас я вам покажу осень, и прочитаю стихи, вы сразу увидите и услышите, какая осень красивая, разноцветная.

Просмотр слайдов на мультимедиа, по ходу просмотра читаю стихи детям.

     

Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 

   

Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

     

 Ложится на поля туман,

 Гусей, крикливый  караван

 Тянулся к югу, приближалась,

 Довольно скучная пора;

   

 Стоял ноябрь уж у двора.

 

   

- Сейчас, вы увидели, какая красавица осень бывает.

- А теперь,  я предлагаю вам сделать осеннюю картину вот из этих листьев, которую мы подарим малышам, чтобы они тоже, узнали, что осень разноцветное время года. (дети подходят к столу, на котором лежат: природный материал: листья разных деревьев, орехи, каштаны, хвоя) Делать ее будем все вместе, чтобы она была у нас большая, яркая

 Дети раскладывают заготовки на тонированный лист ватмана,  рассматривают и описывают их, затем приклеивают части картины.

- Ребята, а вызнаете стихи про осень, кто нам расскажет? (дети читают стихи)

Осень, осень за окошком

Дождик сыплется горошком,

Листья падают, шурша

Как ты осень хороша!!!

Осень - рыжая плутовка

Поиграть решила в прядки!

В хлебном поле очень ловко

Спряталась  - ну всё в порядке!

 - А сейчас мы отправляемся в осенний лес, слышите, как под ногами шуршат листья.

Физ.минутка:

 Долго мы в лесу гуляли:  любовались, наблюдали!  Шаги на месте, повороты головы.

Вверх на солнце посмотрели, нас его лучи согрели! Встали на носочки, руки вверх.

Рядом бабочки порхали, дружно крыльями махали,    Руки в стороны, взмахи.

Поглядим на них немножко и похлопаем в ладошки!  Хлопаем в ладоши.

Раз присели, два присели в травке ландыши запели,   Приседания.

Влево звон динь-дон, вправо звон  динь-дон!               Наклоны головы в стороны.

На нос села тут пчела не ужалит нас она!                     Указательным пальцем трогаем

- Осень яркая пора, любит осень детвора?                    Кончик носа.

Дети: - Да!

- А теперь у нас игра?

Дети: - Да!

- Вместе дружно отвечайте, да вопрос не пропускайте! (ответы детей «да», «нет»)

Осенью цветут цветы?

 Осенью растут грибы?

 Тучки солнце закрывают?

 Колючий ветер прилетает?

 Туманы осенью плывут?

 Ну, а птицы гнезда вьют?

 А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

 Урожай все собирают?

 Птичьи стаи улетают?

 Часто - часто льют дожди?

 Достаем ли сапоги?

 Солнце светит очень жарко?

 Можно детям загорать?

 Ну а что же надо делать

 Куртки, шапки надевать?

- А вот новая игра,

Вы на листья посмотрите,

Да деревья назовите: с какого  дерева этот лист?

С  дуба – дубовый  - желто-коричневый;

С  берёзы – берёзовый  - желтый;

С  рябины - рябиновый - красный,  коричневый и т.д.)

 Молодцы ребята, все правильно назвали. А теперь мы пойдём на улицу и наяву посмотрим всю красоту осени!



Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей в ДОУ.

Воспитатель В.Ю.Щербина

МБДОУ № 12

г.Приморско-Ахтарск

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, родной стране, ее природе и всему живому, а также уважения к труду взрослых. Осуществления работы по патриотическому воспитанию требует о педагога  хорошей подготовки в данном направлении профессиональной деятельности.

В работе  опираюсь  на опыт и знания детей, продвигаясь  от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образованность и конкретность мышления. Побуждаю детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

Большой интерес у детей вызывают целевые экскурсии и прогулки. Они активно обмениваются впечатлениями от увиденного, высказывают свое мнение, задают вопросы и сами пытаются на них ответить.

Работа по патриотическому воспитанию  провожу с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений, и предметов народно-прикладного искусства, видеофильмов. При этом  стремлюсь к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов детской деятельности детей. При отборе произведений  руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

Работу осуществляю последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) к более сложному (город, страна).

Знакомство с двором, улицей, районом где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самыми яркими событиями становятся походы, во время которых дети не только получают представления о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться самыми красивыми местами, разнообразным ландшафтом, замечательной природой.

В дошкольном возрасте необходимо расширять представления детей о стране, в которой они живут. Важно обратить их внимание на наследие Отечества, дать знания об укладе жизни, быте, обрядах, истории предков, их культуре, традициях. Дети должны знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура. Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном – развивает чувство ответственности и гордости за достижения своей Родины.  

 Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе надо всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной.

    В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей

Эффективность решения задач патриотического воспитания обеспечивается:

- целенаправленным и планомерным педагогическим воздействием на личность ребенка на основе систематичной и планомерной работы, предусматривающей комплексное сочетание форм и методов;

- формирование системы знаний, стержнем которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;

- включение ребенка в разные виды деятельности, поддержанием его интереса и активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширять кругозор и отразить впечатления;

- дифференцированным подходом педагога к детям с учетом их индивидуальных особенностей, уровня развития, интересом способностей;

- повышением собственной профессиональной компетентности  в данной проблеме;

- обогащением предметно-развивающей среды по направлению педагогической работы с детьми;

- планированием и проведением системной работы по ознакомлению с  малой Родиной и родной страной;

- вовлечением родителей в педагогический процесс.

Все описные направления работы постаралась отразить в перспективном плане для работы с детьми средней группы.

Перспективное планирование  по патриотическому воспитанию в средней группе.

                                                                                                    Сентябрь

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Знакомство с группой

Определение первичного уровня знаний детей

Анкетирование родителей с целью выяснения отношений родителей к детскому саду, воспитательно-образовательной работе; беседа с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, играх; наблюдения за взаимоотношениями детей в группе, за адаптацией детей в группе

2 неделя

Что такое детский сад?

Воспитывать в детях дружелюбие, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки

Занятие, беседы о детском саде, работе взрослых в детском саду.

Подвижные и дидактические игры «Давайте познакомимся», «Назови себя», «Что есть в нашей группе?», «Ищем клад», «Ручеёк», «Клубочек». Разбор пословиц и поговорок о дружбе.

3 неделя

Труд взрослых в детском саду

Воспитывать в детях дружелюбие к себе, своим товарищам, к взрослым, сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные навыки, желание помогать взрослым, закрепить знания названий профессий сотрудников д/с.

Занятия и беседы о дружбе, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников д/с, беседы с ними.

Пословицы о труде.

4 неделя

Мой дом

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Занятия, беседы о доме, членах семьи, семейных традициях, фотовыставка «Мой дом, моя семья».

Рисование на тему «Мой дом».

Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

                                                                                                     Октябрь

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Моя семья

Воспитывать нежные, добрые чувства ЧК членам своей семьи, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о них

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Фотовыставка «Моя семья»

д/и «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся»

2 неделя

Осенние приметы

Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте, воспитывать умение наблюдать явления природы, устанавливать простейшие взаимосвязи, передавать в высказываниях своё отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как о времени года

Занятие, беседы об осенних приметах, целевая прогулка.

Рассматривание овощей и фруктов, чтение стихотворений об осени, рисование осенних листочков, лепка овощей и фруктов.

д/и «Что растёт на грядке?», «Сложи картинку», «Когда это бывает»

3 неделя

Осень на участке

Сформировать у детей представления об осени как о времени года, о приметах осени, учить любоваться красотой осенней природы, формировать умении рассказывать об изменениях на участке д/с.

Занятие, беседы об осенних приметах, целевая прогулка. Опытно-экспериментальная деятельность (наблюдения за ветром), знакомство с названиями деревьев, наблюдения за птицами, составление осенних букетов. П/и «Ворон и зайчата»

4 неделя

Осень  в городе

Уметь видеть приметы осени в изменениях в городе с приходом осени, развивать эстетические чувства любви к своему городу.

Целевые прогулки по улицам микрорайона детского сада.

Рисование на листочках, аппликации из природного материала.

                                                                                                      Ноябрь

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Как дикие животные готовятся к зиме

Закрепить названия жилищ диких животных, познакомить детей с тем, как животные готовятся к зиме.  Воспитывать умение наблюдать явления природы, устанавливать простейшие взаимосвязи, передавать в высказываниях своё отношение к природе.

Занятия, беседы о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадки про животных, придумывание сказок о животных.

Д\И «Узнай животное», «Кто где живет», «Чьим припасы»

Рисование «Лиса», «Ёжик»; лепка  «Орешки для белочки»

2 неделя

Зимующие птицы

Познакомит детей с зимующими птицами, закреплять  и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям.

Занятие, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций.

Прослушивание стихотворений о птицах, изготовление кормушек, наблюдения за птицами на участке.

3 неделя

Поможем птицам

Воспитывать в детях гуманные чувства, закреплять  и расширять знания о способности птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям.

Занятие, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций.

Прослушивание стихотворений о птицах, изготовление кормушек, наблюдения за птицами на участке.

4 неделя

Осень, осень в гости просим

Средствами эстетического воспитания учить детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку

Осенняя ярмарка.

                                                                                                       Декабрь

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Зима на участке детского сада

Познакомить детей с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы, устанавливать взаимосвязи, формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой

Беседы о приметах зимы, целевая прогулка, наблюдение за зимующими птицами на участке, подвижные зимние игры на участке, рассматривание иллюстраций, прослушивание стихотворений о зиме, музыкальных произведений;

Фотовыставка «Зимние забавы»

Рисование снежинок, зимнего дерева, п/и «Два мороза»

2 неделя

Приметы зимы, зима в городе

Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. Закрепить название родного города.

Занятие – беседа о русской зиме, рассматривание иллюстраций городских пейзажей; д/и «Что надеть зимой»,»Зимние игры»

Опыты со снегом.

3 неделя

Зимние забавы

Уточнить представления о сезонных изменениях в природе, закрепить умение рассказывать о приметах зимы; называть зимние игры.

Беседы о зимних забавах, п/и на прогулке, рассматривание иллюстрации Сурикова «Взятие снежного городка»,

Рисование, лепка снеговика, д/и «Когда это бывает»

4 неделя

Новый год в городе

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, воспитывать желание делать близким подарки

Изготовление украшений  для группы, изготовление подарков для родных, новогодний утренник

                                                                                                        Январь

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Каникулы

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, воспитывать желание делать близким подарки

Беседы, игры с детьми о зиме

2 неделя

 Зима в лесу

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать чувство восхищения красотой русской природы, углублять знания детей о зимовке зверей, птиц

Занятия, беседы о зимних приметах, рассматривание иллюстраций.

Чтение рассказа Скребицкого «Четыре художника»

п\и «Зайцы в лесу»

рисование «Снегопад», «Зимнее дерево»,

лепка «Новогодние подарки», аппликация «Украсим ёлочку»

3 неделя

Родной город

Закрепить название родного города (села), домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю

Занятия, беседы о малой родине, рассматривание альбома о родном городе.

Фотовыствка «Мой город»

Прослушивание стихов о родине

д/и «Кто где живёт», «Радиоэфир»

4 неделя

                                                                                                         Февраль

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Достопримечательности родного города

Закрепить название родного города, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города

Занятия, беседы о малой родине, рассматривание альбома о родном городе,

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий с видами города,

Составление рассказов «Моя улица», рисование «Мой дом»

2 неделя

Труд взрослых в нашем городе

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием профессий, формировать уважение к труду люде, формировать первичное понимание слово «родина»

3 неделя

Машины на наших улицах

Закрепить названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать представления, о том, что такое малая родина

Рассматривание иллюстративного материала с изображением транспорта, загадки о транспорте,

д/и «Светофор», «На чём едем, летим, плывём?»

рисование «Самолёты», «Корабль»

4 неделя

Поздравляем пап

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические  чувства

Спортивный  праздник для пап, изготовление подарков.

                                                                                                        Март

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Моя большая Родина

Формировать у детей представления о России  как о родной стране,  закрепить название «Россия».

Рассматривание иллюстраций с разными районами  России, чтение стихотворений, пословицы, поговорки о Родине, выставка рисунков «Моя Родина»

2 неделя

Символы нашей страны (города, края)

Знакомить детей с государственными символами России, Краснодарского края , давать первоначальные понятия о гербе, флаге, гимне

Занятие, рассматривание иллюстраций с изображениями символов России и Краснодарского края,, рассматривание символов на монетах, значках купюрах, документах

д/и «Узнай наш Герб ( флаг)»

рисование : «Флаг нашего города»

3 неделя

Портрет моей мамы

Учить детей уважительному отношению к самым дорогим людям в семье

Праздник мам, изготовление подарков для мам.

4 неделя

Вот пришла весна

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить детей с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними

Экскурсия по улицам микрорайона,  наблюдение на участке детского сада (птицы, деревья, клумбы)

                                                                                                           Апрель

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Русская матрёшка

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить с русской матрёшкой кА самым главным сувениром России

Занятие, рассматривание и игры с матрёшками,

Загадки про матрёшку, разучивание стихотворений, рисование «Матрёшка» (раскрашивание трафаретов)

2 неделя

Дымковские игрушки

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить с дымковской игрушкой, развивать чувство национальной гордости при изучении народных промыслов России

Занятие, рассматривание и игры с дымковскими игрушками,

Загадки про дымковские игрушки, разучивание стихотворений, рисование «Козлик» (раскрашивание трафаретов)

3 неделя

К нам весна шагает быстрыми шагами

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить детей с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними

Занятие, целевая прогулка.

д/и «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Весной прилетают»

чтение стихотворений о весне, наблюдение за ростом рассады  овощей ,

рисование «Весна пришла», выставка детских рисунков

4 неделя

 Весна на участке детского сада

Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки весны, названия перелётных птиц, обогащать и активизировать словарь




Экскурсия по участку детского сада, рассматривание иллюстраций, народные приметы о весне, наблюдение за птицами,

п/и  «Горелки»

                                                                                                           Май

дата

                     Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Весна в городе

Учить выделять весенние признаки в сезонных изменениях в городе.

Занятие, целевая прогулка.

д/и «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Весной прилетают»

чтение стихотворений о весне, наблюдение за ростом рассады  овощей ,

рисование «Весна пришла», выставка детских рисунков

2 неделя

Времена года

Закрепить и обобщить знания о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием

Беседа о временах года, отгадывание загадок, рисование «Круглый год»

3 неделя

Скоро лето

Формировать у детей понятия о времени года – лето, летних забавах, труде в летний период, о состоянии природы в летний период

Беседы, игры, наблюдения, конкурс рисунков, д/и «Когда это бывает»

4 неделя

Итоговая диагностика  уровня знаний детей.

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе

Беседы с детьми

д/и «Когда это бывает», «»Узнай профессию», «Что где растёт», «Кто где живёт», «Домашний адрес», «Назови наши  символы страны, края», «На чём поедем в гости», «Радиоэфир», «Летает не летает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...

Конспект интегрированного занятия «Сказка в гости к нам пришла»

Конспект интегрированного занятия по физической культуре и художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста ««Сказка в гости к нам пришла»Конспект интегрированного занятия по физическ...

Конспект спортивного досуга "Осень в гости к нам пришла"

Интеграция образовательных областей:·        Физическое развитие;·        познавательное развитие;·...

Конспект НОД по развитию речи "Гости к нам пришли"

Цель: развивать возможности голосового аппарата; ввести прием звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных;Развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки...