Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему
Данная работа освещает проблему успешной социализации детей старшего дошкольного возраста. Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня, является и вариативность формальных и содержательных проявлений различных социальных институтов в условиях возрастающей информатизации. Это приводит к увеличению предлагаемых обществом образцов для идентификации и, как следствие, осложняется процесс индивидуального самоопределения. Этим объясняется возросший научный интерес к исследованию содержания процесса социализации, детерминант его развития, возможностей влияния на его содержание и динамику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей с.д.возраста | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время в психологической науке проблема социализации на разных этапах онтогенеза является одной из наиболее дискуссионных. Внимание к ней в отечественной науке связано с реально происходящими динамическими трансформациями норм, ценностей, эталонов в современных социальных условиях. Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня, является и вариативность формальных и содержательных проявлений различных социальных институтов в условиях возрастающей информатизации. Это приводит к увеличению предлагаемых обществом образцов для идентификации и, как следствие, осложняется процесс индивидуального самоопределения. Этим объясняется возросший научный интерес к исследованию содержания процесса социализации, детерминант его развития, возможностей влияния на его содержание и динамику.
Остаются актуальными вопросы о путях успешной социализации, необходимой обществу и индивиду, ее условиях и причинах отклонения. Современная общественная, экономическая и культурная жизнь невозможна без включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств, освоения им социальных норм и ценностей. Эти процессы специфичны на каждом этапе онтогенеза. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что одним из наиболее значимых возрастных этапов для социализации личности является дошкольный возраст. Социальный интеллект и социальные эмоции в этом возрасте являются факторами социализации личности, а успешность этого процесса ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Актуальность и возможность исследования роли социального интеллекта и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психологической литературе и несомненной ее психолого-педагогической значимостью.
Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: Какова роль социального интеллекта и социальных эмоций в социализации детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Провести теоретико-эмпирическое исследование социального интеллекта и социальных эмоций в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс социализации детей дошкольного возраста.
Предмет: социальный интеллект и социальные эмоции детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Мы предположили, что:
1. Между компонентами социального интеллекта существуют структурные взаимосвязи. "Теснота" структурных компонентов социального интеллекта влияет на успешность процесса социализации.
2. Критериями успешности процесса социализации в старшем дошкольном возрасте являются коммуникативная компетентность, социометрический статус, нормативность поведения, уровень развития социального интеллекта и социальных эмоций.
3. Важным психолого-педагогическим условием развития социального интеллекта и социальных эмоций у детей является учет исходного уровня их возрастного и индивидуального развития.
Для проверки выдвинутых гипотез были использованы теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение, тестирование, проективные методики и формирующий эксперимент.
Экспериментальное исследование социального интеллекта и социальных эмоций в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада №1817 г. Зеленограда. В эксперименте участвовало две подготовительные к школе группы детского сада. Общая выборка составила 40 детей в возрасте 6-7 лет.
Для проведения теоретико-эмпирического исследования социального интеллекта и социальных эмоций в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста нами были поставлены и решены четыре задачи.
В ходе решения первой задачи (выявить теоретические подходы к изучению процесса социализации, социального интеллекта и социальных эмоций у детей дошкольного возраста) на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что:
- Социализация представляет собой динамический двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта благодаря постепенному вступлению в систему социальных связей, а с другой – воспроизводство им системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. Наибольшая интенсивность процесса социализации обнаруживается на начальных этапах онтогенеза.
- Социализация ребенка – это процесс усвоения норм, ценностей и ролей, свойственных конкретной культуре, социальным институтам и группам, в которые включен ребенок. Важную роль в процессе социализации ребенка играют его социальный интеллект и социальные эмоции.
- Особенности становления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста проявляются при решении ребенком межличностных проблем, в умении выбрать стратегий социального поведения, умении применять их при решении социальных задач. Большую роль при этом играют самооценка, эмоции и внутренние установки самого ребенка. Социальные эмоции, как и социальный интеллект, воспитываются в повседневной жизни. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
В ходе решения второй задачи (подобрать методы и методики для изучения социального интеллекта и социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста) при составлении программы мы исходили из 3-х компонентной структуры социального интеллекта.
Для диагностики эмоционального компонента социального интеллекта была использована проективная методика «Неоконченные рассказы» (автор Т.П.Гаврилова). Поведенческий компонент социального интеллекта измерялся двумя методиками: Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (модификация и критерии анализа Хузеевой Г.Р.) и методика определения социометрического статуса ребенка в группе сверстников. Для диагностики когнитивного компонента социального интеллекта использовалась методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (автор Изотова Е.И.). Для изучения уровня развития социальных эмоций применялась методика исследования социальной перцепции у детей (автор Изотова Е.И.).
В ходе решения третьей задачи (определить особенности развития социального интеллекта и социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста) было выявлено, что:
- Распределение характеров эмпатической реакции почти в равной степени обнаруживает эгоцентрический и гуманистический характеры эмпатической реакции.
- Среди мотивов общения преобладает игровой мотив и полностью отсутствует личностный. Все дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, большинство ориентировано на широкий круг общения. В общении со сверстниками склонны к подчинению, в ситуации отвержения большинство детей проявляют конструктивное поведение, а в общении со взрослыми преобладает подчинение и отсутствует сотрудничество.
- Распределение социометрических статусов показывает соотносимое наличие всех вариантов, в том числе и крайних вариантов («Звезда» - 30% и «Непринятые» - 25%).
- Среди уровней специальной осведомленности преобладают низкий (40%) и средний (40%) уровни, что позволяет говорить о наиболее низком уровне развития когнитивного компонента социального интеллекта по сравнению с эмоциональным и поведенческим компонентами.
- При вербализации наблюдаемых визуальных изображений различных сюжетов дети не испытывают сложности при обозначении эмоции, при сопоставлении сюжетной и схематической презентации по разным эмоциям не вызывает трудности соотнесение сюжетного и схематического изображения таких эмоций как радость и гнев. При произвольном воспроизведении заданной эмоции наиболее сложным для детей является выражение гнева и страха.
На констатирующем этапе эксперимента была проверена, подтверждена и конкретизирована первая гипотеза, о том, что между компонентами социального интеллекта существуют структурные взаимосвязи. Так, выявлена взаимосвязь между характером эмпатической реакции (эмоциональный компонент), специальной осведомленностью (когнитивный компонент) и социометрическим статусом детей в группе сверстников (поведенческий компонент). Эгоцентрический характер эмпатической реакции чаще связан с низким и средним уровнем специальной осведомленности, а гуманистический уровень характера эмпатической реакции чаще связан со средним и высоким уровнем развития специальной осведомленности. Так же нами был сделан вывод о том, что чем выше уровень развития специальной осведомленности, тем выше социометрический статус ребенка в группе сверстников.
В ходе решения четвертой задачи (составить и апробировать систему занятий по развитию социального интеллекта и социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста) были выделены два направления работы.
Первое направление - Повышение уровня специальной осведомленности и развитие произвольности в выражении эмоции (для подгруппы детей из 8 человек, у которых был выявлен низкий уровень специальной осведомленности).
Второе направление - Повышение активности и конструктивности в общении со сверстниками (со всеми детьми экспериментальной группы).
Контрольный этап показал положительную динамику развития социальной перцепции и всех компонентов социального интеллекта у детей экспериментальной группы в отличие от контрольной группы. Среди наиболее динамических показателей: увеличение числа гуманистического характера эмпатической реакции по соотношению с эгоцентрическим характером; повышение уровня специальной осведомленности; увеличение количества детей с социометрическими статусами «принятые» и «предпочитаемые» за счет снижения доли статуса «непринятые»; увеличение процента детей с широким кругом общения и конструктивным поведением в случае отвержения. Поскольку направления формирующего эксперимента были определены по результатам констатирующего эксперимента, такие изменения мы рассматриваем как подтверждение второй гипотезы нашего исследования о том, что важным психолого-педагогическим условием развития социального интеллекта и социальных эмоций у детей является учет исходного уровня их возрастного и индивидуального развития.
Теоретическая значимость работы, заключается в анализе отечественных и зарубежных подходов к изучению феномена социального интеллекта и социальных эмоций, и определении их роли в социализации детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке нами программы формирующего эксперимента с целью развития социального интеллекта и социальных эмоций детей-дошкольников. Такой подход позволяет наиболее точно выстраивать работу с группой дошкольников и достигать эффекта за счет концентрации на одном контексте социального развития.
Система занятий, проводившихся на формирующем этапе, содержит несколько блоков:
«Я, мое имя, мои близкие»
«Место, где я живу»
«Что я чувствую»
«Зачем быть вежливым».
Блок № 1 Тема: "Я и моё имя"
Цель:
1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.
2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.
Методика проведения
Совместная деятельность начинается с приветствия:
- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.
Молодцы!
- А, теперь поиграем в игру "Назови себя".
Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.
Например:
Меня зовут …
Мама меня называет …
Бабушка меня называет …
В группе меня зовут …
Мне нравится, когда меня называют …
Воспитатель:
- Ребята, у вас у каждого есть имя, а знаете ли вы, как на Руси давали имена?
- Очень давно, нашим предкам хотелось, чтобы их дети были здоровыми, сильными, добрыми. И имена им подбирали соответствующие: Любомир, Людмила, Добрыня, Надежда, Вера, Любовь. По имени можно узнать кто это, мужчина или женщина, мальчик или девочка. Ребята, как можно определить по имени, взрослый человек или ребенок? Ответы детей.
- Да, взрослого называют по имени и отчеству. Скажите, как вас будут называть, когда вы вырастете? Назовите, как у вас зовут маму и папу? Дети отвечают.
- К другу, брату, сестре можно обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству.
- Каждое имя имеет свое значение. Например: Сергей – высокий, Руслан – лев, Ирина – мир (воспитатель рассказывает обо всех значениях имен, какие есть в подгруппе).
Игра "Клубочек"
- У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу справа, но у себя оставляю ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.
- Молодцы!
- В заключение, поиграем в игру "Солнечный зайчик".
-Солнечный зайчик заглянул вам всем в глаза, закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте зайчика на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Гладьте его аккуратно, не спугните. Солнечный зайчик забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает каждого из вас, подружитесь с ним.
«Что я чувствую. Знакомство с эмоциями.»
Цель:
1. Развивать навыки социального поведения.
2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
3. Развивать способность к эмпатии.
1). «Знакомство с чувством радость».
Цели:
- знакомство с чувством радости;
- развитие адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы:
- пиктограмма «Радость»;
-фотографии веселых людей;
-бумага, карандаши.
Методика проведения.
- Ребята, давайте определим какое у вас сейчас настроение. Окрашиваем воду таким цветом, какое у вас сейчас настроение.
- Теперь, давайте друг друга поприветствуем.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из нас не поприветствует своего соседа. (цель-создание положительного эмоционального фона).
А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма «радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? Или веселый, радостный? .. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?
Но перед этим поиграем в игру «солнечный зайчик » (цель- снятие напряжения мышц лица.) Солнечный зайчик заглянул вам всем в глаза, закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте зайчика на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Гладьте его аккуратно, не спугните. Солнечный зайчик забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает каждого из вас, подружитесь с ним. Отлично ! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем, и улыбнемся друг другу.
Сейчас я расскажу вам одну историю.
Этюд «Встреча с другом». (Цель- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений).
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!
Выразительные движения- плечи опущены, выражение печали на лице (грусть).Объятия, улыбка, смех (радость).
Попробуем разыграть эту сценку.
У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим на эти фотографии (фотографии веселых улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди? Как вы догадались? А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему? Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда..»
А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется. (Цель-рефлексия чувств).
Затем все садятся в круг и рассказывают остальным, что он нарисовали.
А теперь поиграем в игру "Доброе животное". (Цель игры- развитие чувства единства).
- Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад, тук - шаг вперед, тук - шаг назад.
- Молодцы! Спасибо.
2) «Знакомство с чувством Страха»
Цели:
-знакомство с чувством страха;
-изучение выражение эмоциональных состояний в мимике.
Материалы:
- фотография ребенка, испытывающего страх;
- пиктограмма «страх»;
-свечка в безопасном подсвечнике.
Методика проведения.
Я рада вас приветствовать.
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например : «Миша, я рад тебя видеть!» (Цель – снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу).
Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлом занятии? Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство? Да это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно. у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Как будто он хочет что-то оттолкнуть или отгородится от кого-то. Какое же это может быть чувство? Да это чувство страха.
Попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала поиграем в игру «Солнечный зайчик» (см занятие «Знакомство с чувством радости»). Отлично, а теперь, когда наши мышцы лица расслаблены, попробуйте изобразить страх на своем лице. Молодцы .
А сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы ее внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть эту сценку. (Цель- научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт переживания негативной ситуации).
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то зашипел : «Ш-Ш-Ш!». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть».
Бабушка успокоила Галю.
После прочтения рассказа выбираются персонажи и роли разыгрываются отдельно. Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.
Молодцы, у вас отлично получилось.
Давайте теперь встанем в круг и поиграем в «Доброе животное» (см, занятие «знакомство с чувством радости»).
3) «Знакомство с чувством удивления».
Цели:
- знакомство с чувством удивления;
-закрепление мимических навыков.
Материалы:
-пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
-шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
- игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.
Методика проведения.
Здравствуйте. Я рада вас видеть.
Давайте вспомним о каких чувствах мы с вами уже говорили? Сегодня мы с вами познакомимся с удивлением. Что помогало нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится? Правильно, мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами? Какие у нас глаза в этот момент? Что происходит с нашими губами? Теперь изобразим чувство страха.
Отлично! А теперь попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает? Далее детям предлагается рассмотреть пиктограмму «удивление» и отмечается характерные мимические особенности выражения данной эмоции: брови подняты вверх, глаза широко раскрыты, губы растянуты в форме «о».
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. Хорошо!
Теперь послушайте историю «Живая шляпа». (Цель – закрепление мимических навыков).
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:
- Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как- будто, угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Далее дети разыгрывают сценку. Обсуждают, кто мог находиться под шляпой?
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь?
Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки- нарисовать глаза, рот, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки и чему они удивляются.
Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках.
4) «Знакомство с чувством злости».
Цели:
-знакомство с чувством злости;
- тренировка умения различать эмоции.
Материалы:
-колокольчик;
- 2 шарфа;
-пиктограмма «Злость».
Методика проведения.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть.
Сегодня мы продолжаем знакомится с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам и пап, бабушек и дедушек и у любых людей. Посмотрите на лицо, изображенное на карточке. Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство? Да это злость.
Ребята, как вы думаете, почему люди бывают злыми? Ответы детей
А почему мама бывает сердитой? Дети рассказывают, в каких ситуациях их мама сердится. Скажите, а злиться - это плохо? А вот если кошку обидел человек, наступил на хвост, как вы думаете, что она чувствовала. Да она чувствовала боль, пыталась себя защитить. Кошка злится, царапается. Да, она распушила свой хвост и набросилась на обидчика, она злится, но она защищает себя. А если Сережа больно ударил Витю, а Витя дал сдачу, что чувствуют оба мальчика? Они оба злятся. Даже может завязаться драка. Но Витя злится потому, что пытается защитить себя. Получается, что в некоторых случаях злость можно оправдать (самозащита, умение постоять за себя). Высказывания детей.
А сейчас послушайте историю про мальчика Петю, которая называется «Сердитый дедушка». (Цель- тренировка умения различать эмоции. Выразительные движения – нахмуренные брови, резкие, порывистые движения).
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?
Давайте разыграем эту историю. Отлично!
Теперь поиграем в игру "Бой. (Цель упражнения- снятие напряжения).
Нам понадобятся 2 шарфа, концы которых, завязаны в узлы, и колокольчик.
Представьте себе, что вы с кем-то поссорились: брови у вас сдвинуты, в руках шарф, которым вы размахиваете. Вы наступаете на своего противника и начинаете с ним сражаться шарфами, но по правилам:
можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
можно касаться шарфом только тела и ног;
заканчивать бой по сигналу колокольчика.
Играет несколько пар детей. После игры дети встают в круг и играют в «Доброе животное».- Молодцы! Спасибо.
5) «Знакомство с чувством вины, стыда».
Цели:
- Знакомство с чувством вины.
Материалы:
-магнитофон и аудиокассета «Волшебство природы»;
-Пиктограмма «Вина»;
-Текст рассказа Л.Н.Тостого «Косточка».
Методика проведения.
Я рада вас видеть!
Сейчас мы с вами будем здороваться. Для этого закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу моря (звучит мелодия «Играют маленькие волны» кассета «Волшебство природы»). Мы стоим на песке, а волны набегают на берег и хотят с нами заговорить. Они шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать как вас зовут волны. Послушайте и пока ничего не говорите, начнет тот, кто сидит справа от меня. (Цель – создание позитивного эмоционального фона).
Сегодня мы с вами поговорим еще об одном чувстве. Посмотрите на картинку, как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? Что с ним могло произойти?
Послушайте историю (Л.Н.Толстой «Косточка»).
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и не нюхал их. И очень они ему понравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит, одной нет и сказала отцу.
За обедом отец и говорит, :А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже «Нет, я не ел ».
Тогда отец сказал : «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Далее идет обсуждение рассказа, а затем проигрывание детьми данного рассказа.
6) Закрепление знаний о чувствах.
Цели:
-закрепление умения различать чувства.
Материалы:
- игра «Азбука настроений».
Методика проведения.
Здравствуйте ребята!
Сейчас мы с вами поиграем в «Паровозик». Это не простой паровозик. Когда он едет, он не гудит, а хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозиком? Отлично! После того как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену и станет сам вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель- настроить детей на работу в группе).
А теперь вспомним, с какими чувствами мы с вами уже познакомились. Детям демонстрируются пиктограммы с разными чувствами и проводится обсуждение о том, как мы узнаем, что это именно то или иное чувство.
А сейчас посмотрите сюда. Перед вами на ковре разложены карточки с изображением : кошки, рыбки, попугая, мамы, папы. У них у всех разное настроения. Сейчас каждый из вас подойдет к ковру и возьмет себе любую карточку. Внимательно рассмотрите, кто вам достался, и какое чувство он испытывает. Изобразите своего героя и закончите предложения: « Я Мышка. Я боюсь, когда…Я радуюсь когда… Я удивляюсь когда…Я злюсь, когда…».
Когда каждый ребенок изобразит своего персонажа и его эмоцию, детям предлагается вспомнить какую-нибудь известную потешку. Дети совместно со взрослым должны громко ее проговорить, и выполнить при этом ритмичные движения (хлопать в ладоши, топать ногами, маршировать и т.д.).
Затем детям предлагается прочитать потешку с разными чувствами: радости, страха, удивления и т.д. Цель такого упражнения- тренировка узнавания эмоции.
Сначала потешку проговаривают все вместе, а потом индивидуально, по желанию.
Блок №2 Упражнения на развитие коммуникативных способностей.
1. Упражнение «Цветик-семицветик».
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?». Или «Если бы у нас был Цветик- семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего ветка один лепесток.
1. Упражнение «Портрет самого лучшего друга ».
Цель : развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа :
-Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?
-Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
- Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их печатными буквами на ватмане (если дети уже умеют читать).
Коммуникативные игры.
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Формировать положительное отношение к сверстнику.
Оборудование:
Деревянные палочки и цветные картонные колпачки.
Фонарик.
Магнитофон , аудиозаписи с веселой мелодией.
Игра «Передай сигнал».
Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится игра «Передай сигнал»: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены.
Игра «Радио».
Игра помогает обратить внимание участников на сверстника.
Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок ( подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий. Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.
Игра « Колпачки».
Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой.
Ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: « Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.
Игра «Комплименты».
Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра «Бабушка Маланья».
В игре достигается согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения.
Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Ребята начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают « круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)
Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)
На нее глядели и делали вот так... (Повторяют за ведущим любое смешное движение) Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....
Программа социально-педагогической работы по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений....
"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....
Влияние социально-психологического климата семьи на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи-стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу,...
Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...