Статья "Развитие и поддержка талантливых детей".
материал по теме
Я думаю, что: «Одарённые дети – будущее России», поэтому считаю, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь этот талант раскрыть!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Юргинский городской округ»
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №18 «Теремок»
Всероссийская
научно-практическая конференция,
посвященная 70-летию Кемеровской области,
«Модели педагогических практик в воспитательно-образовательном пространстве учреждения: опыт, проблемы, инновации»
Номинация
«Система поддержки талантливых детей»
И.В.Викторова
Юрга 2012
Департамент образования и науки Администрации
Кемеровской области
Комитет образования и науки Администрации
г. Новокузнецка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации специалистов
профессионального образования»
г. Санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
г. Новокузнецк
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
г. Новокузнецк
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Детский дом-школа №95» «Дом детства»
г. Новокузнецк
Всероссийская научно-практическая конференция,
посвященная 70-летию Кемеровской области,
50-летию МКОУ «Детский дом-школа №95»
«Модели педагогических практик в воспитательно-образовательном пространстве учреждения: опыт, проблемы, инновации»
25 сентября 2012 г.
г. Новокузнецк
Развитие и поддержка талантливых детей
И.В. Викторова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №18 «Теремок»
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки, талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых воспитанников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации воспитанникам.
Для этого предстоит расширить систему предметных олимпиад, конкурсов, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений воспитанников.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
«Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует, как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, так как одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность.
Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью.
Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
Дети дошкольного возраста в семье, как правило, не в полной мере развивать свои возможности и способности.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
Важен поиск таких педагогических средств, которые позволили бы решить эти и другие проблемы в условиях дошкольных образовательных учреждений, центров развития ребёнка, детских садов.
Программа «Одаренные дети» реализуется в двух направлениях.
Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех, воспитанников в рамках концепции детского сада (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства в образовательной деятельности, индивидуальной работе с воспитанниками).
Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выраженной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:
- психолого-педагогический анализ развития воспитанников детского дома;
- выявление одаренных и талантливых детей;
- анализ особых успехов и достижений воспитанников;
- создание банка данных по талантливым и одаренным воспитанникам;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов.
Помощь одаренным воспитанникам в самореализации их творческой направленности:
- внедрение элементов и систем развивающего обучения;
- дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми;
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс интерактивных технологий;
- создание для воспитанника ситуации успеха и уверенности;
- индивидуальная работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования;
- реализация программ раннего художественно-эстетического воспитания;
- организация и участие в интеллектуальных творческих конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях.
Организация воспитательно-образовательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
- создание условий в дошкольных учреждениях для социальной адаптации одаренных детей;
- психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
- создание системы стимулирования и поощрения дошкольников:
- отметка наиболее интересные работы дошкольников;
- организация экскурсий в мир природы для расширения кругозора одаренных детей;
- активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования;
- ведение портфолио «Мои первые шаги в искусство», «Лесенка моего успеха».
В дошкольных учреждениях должно сформироваться стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное всестороннее развитие и социальную адаптацию. Для этого в воспитательно-образовательные планы включаются программы хореографической, вокальной студий, студии искусств или творческих мастерских по развитию художественно - творческих способностей.
Из года в год увеличивается % вовлеченности воспитанников в систему дополнительного образования. Они дают возможность дошколятам опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, фестивалях, смотрах. Одной из приоритетных форм развития детской одаренности является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. Малые олимпиады «Почемучек» стали так же приоритетной формой реализации возможностей детей и педагогов, цель которых - развитие и поддержка детей, способных к исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации.
Условия успешной работы с одаренными воспитанниками:
- осознание важности этой работы каждым воспитанником группы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и воспитанию;
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- признание коллективом педагогов и руководством дошкольного учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Включение в работу с одаренными воспитанниками в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
- взаимодействие педагога с одаренным воспитанником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки;
- педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения;
- педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов обучаться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Педагог должен быть:
- увлечён своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
-психологом, воспитателем и умелым организатором воспитательно-образовательного процесса.
В рамках программы «Одаренные дети» предлагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей.
Планируется создать государственную систему выявления одаренности с раннего возраста и оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
При этом система выявления и поддержки молодых талантов должна охватить всех детей России, включая детей, проживающих в сельской местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей, как необходимое условие развития их творческого потенциала.
В статье рассказывается о необходимости создания системы поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях ДОУ....
Презентация проекта "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"
В презентации представлена система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в дошкольном учреждении. Основная идея работы является рбъединение усилий педагогов, родителей,...
Проект "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"
В материалах представлено описание Проекта "Поддержка талантливых детей - шаги к успеху"...
Положение о создании Центр раннего выявления и поддержки сельских талантливых детей (4-7 лет) в музыкально-театрализованной деятельности
нормативный документ...
ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
Доклад на тему : "Проблема поддержки и развития одаренных и талантливых детей"...
создание условий для выявление, поддержки талантливых детей
Презентация "Создание условий для выявления, поддержки талантливых детей"...
«Поддержка талантливых детей дошкольного возраста средствами инновационной технологии «детская журналистика»
Мы живем в стремительно меняющемся мире,в эпоху интернета, мобильной связи и цифрового телевидения.Информационные технологии дают нам новые возможности. В своей работе, я обратилась к занятному, на мо...
Комментарии
Развитие творческого потенциала у педагогов.
Эта тема очень актуальна в настоящее время.Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного роста, самоотдачи, творческого отношения к работе.В образовательных учреждениях дети должны видеть педагогов – профессионалов, талантливых, с высоким уровнем знаний, активных, успешных людей.