Развитие перцептивных навыков у детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме
Один из ведущих факторов развития ребенка - активное его взаимодействие с окружающей средой, которое формирует систему восприятия. Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, слухового и тактильно - двигательного; формируются представления о предметах и явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Развитие перцептивных навыков у детей
раннего возраста"
Один из ведущих факторов развития ребёнка - активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и т.д.), которое формирует систему восприятия. Восприятие - доминирующая функция сознания.
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, слухового, тактильно-двигательного; формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Представления о предметах окружающего мира должны быть у ребёнка разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, слухового, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином предмете способствуют более точному пониманию значения слова - названия этого предмета.
Отсутствие или неполноценность представлений сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в ограниченных условиях и по отношению к определённым предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, слухового, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания.
Чтобы развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия у детей с задержкой речи (общим недоразвитием речи) проходило полноценно, необходимо систематически проводить грамотно организованную коррекционную работу.
Чем раньше начинает проводиться работа, направленная на развитие перцептивных навыков у детей, тем больший вклад вносится в коррекцию их общего психического развития.
Период двух-трёхлетнего возраста является начальным этапом сензитивного периода для развития всех видов восприятия. У ребёнка на 3-ем году жизни появляется очень важное качество, которое положительно сказывается на его обучении, - ребёнок становится способным чётко выполнять инструкцию, выполнять задание по образцу, слушать словесные пояснения, его импрессивный словарь становится шире и он способен понимать взрослого. Более точными становятся движения пальцев и кисти руки, он лучше осуществляет зрительный контроль за движениями. Это даёт возможность воспитателю шире использовать дидактический материал в играх на развитие перцептивных навыков у детей. Используя различный дидактический материал, воспитатель способен научить ребёнка рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, то есть сформировать у ребёнка перцептивные действия. Ребёнок начинает обозначать сенсорные признаки словом.
На третьем году жизни ребёнка задания по сенсорному воспитанию могут включаться и в элементарную продуктивную деятельность: рисование, лепка, конструирование. То есть наряду с умениями рисовать, лепить и строить дети воспринимают, сравнивают, обобщают.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В раннем возрасте усвоение знаний, формирование умений и навыков должно проходить систематически. Сенсорное воспитание детей осуществляется в различных формах:
- В организованной деятельности (занятия рисованием, лепкой, конструированием, «Первые шаги в математику»)
- В нерегламентированной деятельности (совместной и индивидуальной)
Важными условиями обеспечения работы по развитию перцептивных навыков у
детей раннего возраста являются:
*накопление разнообразного дидактического материала и пособий; игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной предметов; игр на развитие слухового восприятия; игр и пособий для развития тактильных ощущений • детей;
*организация развивающей среды группы: наличие зон дидактических игр, экспериментирования, конструирования, уголка «Маленькие художники»
* соблюдение при планировании работы принципа последовательности, предполагающего постепенное усложнение предлагаемых детям заданий и игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...
Система работы перцептивных навыков у детей раннего возраста
Система предназначена для работы педагогов с детьми раннего и младшего возраста по развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия. Содержит в себе теоретичиский и практический мат...
Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...
План работы по теме: «Социально-средовой фактор в развитии социальных навыков у детей раннего возраста».
План работы по теме: «Социально-средовой фактор в развитии социальных навыков у детей раннего возраста»....
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста ...
Статья на тему: Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста.
Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными помогают движения. Развивать их с раннего детства очень важно....