Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
статья (младшая группа) на тему
Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз. Потому работа с ребенком раннего возраста направлена на коммуникативно-речевое развитие детей.
Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
- целенаправленное формирование речи;
- повышение уровня речевого развития;
- стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;
- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Содержанием речевой деятельности в раннем возрасте выступают потребности в доброжелательном внимании и сотрудничестве с взрослым.
Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в совместной деятельности в ходе режимных моментов.
В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).
В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Кате снять курточку»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»).
В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,
Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.
Анализируя литературу, я пришла к выводу о том, что рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.
Мной были апробированы следующие методы и приемы развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в различные режимные моменты, которые отражены в таблице №1:
Таблица№1
Режимный момент | Методы и приемы |
Прием | Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика (проводим ежедневно в утренние часы. Это занятие способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным сопровождением. |
Упражнения и дидактические игры:
| |
Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!». | |
Умывание | Параллельный разговор : мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт, например, мытье рук малыша обычно сопровождалось репликами, отражающими: |
Чтение художественного слова: дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: Мыли, мыли руки с мылом, Мыли теплою водой, Мыли, мыли, мыли, мыли - Бело-набело отмыли. | |
Прием пищи | Разговор с самим собой: когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку на столе. В чашке молоко. Ребятки пьют молоко». |
Совместные игры | Бытовые и игровые ситуации; отобразительные игры: дом, больница, магазин, автобус. В этих играх дети получают словесное поощрение и поддержку , например, в игровой ситуации «Уложим куклу спать» , я говорю «Как замечательно ты качаешь дочку! Ей очень нравится! Она очень довольна. Затем, подчеркивая интонацией действие, проговариваю его: « Качаем зайку» . |
Провокация, или искусственное понимание ребенка. Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. | |
Одевание | Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Чтение художественного слова: И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку» «Вот они – сапожки». |
Прогулка | Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т.д.). |
Вечерний отрезок времени | Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать звук речи, устанавливать ее ритм). Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «…. Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т.д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично. |
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть , что им было рассказано и прочитано. | |
Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра) | |
Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними |
В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы старалась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Во всех режимных моментах мы пользуемся таким приемом, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку – один из наиболее«демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Имитируя высказывания ребенка, а лучше достраивая их до простых слов или фраз.
И это приносит свои положительные результаты, к концу года, проводя диагностику в соответствии с картами нервно-психического развития в развитии активной речи дети легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Можно отметить, что дети играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
Перечисленные тактики и методики учитывают особенности раннего возраста и содержат набор стимулирующих и развивающих упражнений, а также расширяют репертуар средств по развитию речи малышей от непроизвольных вокализаций до коммуникативных умений.
Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам.
Литература:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., Мозаика-Синтез, 2000
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.
3.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., Мозаика-Синтез, 2000
4. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» (1 –3 года)». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.
5.Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.
6.Л.Н. Павлова « Воспитание и обучение детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1986.
7.Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.
8.Г.М. Лямина « Воспитание и развитие детей раннего возраста». Москва. «Просвещение». 1981.
9.В.М. Сотникова «Действия с предметами и предметные игры для детей». Москва. «Мипкро». 2000.
10.Д.В.№4-2009 Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.
11.Д.В. №2-2009г., стр.22: Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-480485-1410773962.jpg)
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142339-1557252528.jpg)
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста...
Особенности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста
В раннем возрасте ребенок овладевает речью,общением, культурой человеческого общения....
Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста "В гости к сказке"
Методическая разработка содержит подробную технологическую карту НОД для проведения открытого мероприятия в ДОУ с детьми раннего возраста....
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр
Проблема развития коммуникативных навыков у детей раннего и дошкольного возраста актуальна, так как от этого зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Современные дети испытывают трудн...