Инновационный опыт по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством использования логических игр»
материал по математике на тему
Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются логические игры, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt_niny_yak.docx | 121.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад № 1 «Золотой ключик»
Инновационный опыт по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством использования логических игр»
Воспитатель:
Гриневич Нина Яковлевна
Кызыл 2016
Актуальность опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по математике с использованием логических игр, способствующих эффективному развитию математических способностей.
Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются логические игры, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
Цель опыта: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических игр.
Объектом исследования является мышление старших дошкольников,
Предметом – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр.
Задачи опыта
1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у старших дошкольников.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц, игр, конспектов занятий).
3. Разработка и внедрение системы по использованию логических игр для развития логического мышления у дошкольников.
4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр.
5. Повышение интереса педагогов к использованию логических игр для развития логического мышления старших дошкольников.
Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом охватывает период с 2013 по 2016 год и включает 3 этапа:
Первый этап - 2013-2014 учебный год.
Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста, спланировать работу на текущий год с учетом результатов первичной диагностики.
Второй этап – с 2014 по 2015 год.
Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала.
Третий этап - итоговый 2015-2016 учебный год).
Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.
- Технология опыта
Цель опыта: формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста путем использования логических игр на занятиях математического цикла.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая бы позволила дошкольнику повысить интерес к учебной деятельности, тем самым стимулировать активную мыслительную деятельность,
- Использование наряду с традиционным оборудованием и пособиями дидактический материал, который способствует формированию математических способностей, элементарных навыков логического мышления,
- Использование наряду с традиционными формами организации учебного процесса интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые занятия,
- Создание условий для приобретения дошкольниками основ логического мышления и активного их использования в разнообразной деятельности.
- Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
- · • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
- · • сравнение;
- · • метод моделирования и конструирования
- · • решение логических задач;
- · • экспериментирование и опыты
- · воссоздание и преобразование
- · информационно коммуникативные технологии
- · здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
Этапы работы
Исходя из всего вышеизложенного, были намечены следующие этапы работы:
- Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Ознакомить с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
- Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
- Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
- Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
- В течение всего временного промежутка, наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг).
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде
В виду того, что математические способности это совокупность специфических компонентов, в работе с детьми были поставлены следующие задачи:
1. Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов,
размерами, цветом. Научить выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину).
2. Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать предметы: по одному из этих свойств; по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине); по трем свойствам (цвету, форме и размеру; размеру, форме и толщине).
- Учить детей овладению приемами замещения и моделирования свойств,
умению кодировать и декодировать информацию о них, используя
слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый». - Учить усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры
мышления: счету и счетным операциям при помощи чисел, измерения, вычисления. - Учить оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение; умение составлять различные воображаемые предметы.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического развития, мыслительные умения дают немногие. Основные особенности блоков Дьенеша - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Этот дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы. Способствует максимальному развитию мелкой моторике рук, речи, что немаловажно для совершенствования математических способностей.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:
- создание определенной предметно-развивающей среды в группе;
- разработка перспективно-тематического плана занятий по математике на старшую и подготовительную группу;
- разработку конспектов тематических занятий по математике для старшей и подготовительной группы на год с использованием логических игр;
- составление сценариев праздников и развлечений с математическим содержанием;
- изготовление нестандартных дидактических игр математического содержания использование данного дидактического материала.
Таким образом, в группе был оформлен центр развивающих игр, периодически лишь варьировались и усложнялись игровые задания.
На первом этапе, прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, детям была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими играми. Дети использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, педагог делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребенка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперед. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.
1) - «Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (размеру, форме)»;
- «Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;
2) - «Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме (по форме и
размеру, размеру и цвету)»;
- «Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по форме и
размеру и т.п.)»; - «Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т.п.».
3) Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие
же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т.п.
А в игре «Цепочка» было предложено от произвольно выбранной фигуры
построить как можно более длинную цепочку:
- - чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме (цвету, размеру);
- - чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и размеру (цвету и
размеру и т.п.); - - чтобы рядом были фигуры одинакового цвета (формы, размера).
- В игре «Второй ряд» детям предлагалось выложить в ряд 5 — 6 любых
фигур. Построить под ними второй ряд, но такой, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура другой формы (размера, цвета); такой же
формы (цвета, размера) и т.п. - В игре «Домино» одновременно могут участвовать не более четырех детей. Фигуры делятся поровну между участниками. При отсутствии фигуры
ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить
можно по разному:
- Фигурками другого цвета (размера);
- Фигурками того же цвета (размера), но другой формы и т.п.
6) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается
разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети
разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:
- Какие фигурки оказались у мишки? (все красные)
- А у зайки? (все не красные).
Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все
крупные, чтобы у зайки оказались все толстые.
После этого усложняются игровые правила:
- Разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все
квадратные. - У мишки оказались все треугольные, а у зайки все большие.
- У мишки оказались все некруглые, а у зайки все желтые.
Промежуточная диагностика (2014 г.) показала положительную динамику развития математических способностей, логического мышления детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 5%, со средним уровнем - на 9,5%, с низким уменьшилось на 10%.
Наблюдая за использованием игр детьми, видя повышенный интерес к ним, я разработала цикл занятий с включением данного дидактического материала. Был составлен перспективный план на старшую и подготовительную группу, где предусматривалось постепенное усложнение, как всего материала, так и игровых заданий.
Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествие, и полет на космическом корабле и путешествие в город геометрических фигур. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.
Планируя педагогическую деятельность на неделю, необходимо проследить взаимосвязь учебных занятий и других видов детской деятельности. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую.
Результаты первичного обследования позволяют распределить детей на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, предлагаются варианты подобных задач, а так же игры соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, необходимо внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, предусмотреть смену вида деятельности. Детям с высоким уровнем развития: отлично справляющимися с конкретной задачей предлагается «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.
- Результативность опыта
Диагностическое обследование выявления уровня развития логического мышления проводилось на основании логических игр и занятий:
Низкий: ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей, групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы, и творчества не проявляет.
Средний: ребенок выделяет свойства предметов, фигур, самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность. Результаты действий носят в основном воспроизводящий характер.
Высокий: ребенок имеет обобщенные представления о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основание классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.
Критерии | Обследование на начальном этапе | Обследование на заключительном этапе | Примечание (положительность результата) |
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей; | В - 0 С – 3 – 25% Н – 9 – 75% | В – 5 – 42% С – 6 – 50% Н – 1 – 8% | В – на 42% С – на 25% Н – на 67% |
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешнем различном; | В – 1 – 8% С – 3 – 25% Н – 8 – 66% | В – 6 – 50% С – 5 – 42% Н – 1 – 8% | В – на 42% С – на 17% Н – на 58% |
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой; | В – 2 – 16% С – 5 – 42% Н – 5 – 42% | В – 7 – 58% С – 5 – 42% Н - 0 | В – на 42% С – на 0 % Н – на 42% |
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах; | В - 0 С – 2 – 16% Н – 10 – 83% | В – 4 – 33% С – 5 - 42% Н – 3 – 25% | В – на 33% С – на 26% Н – на 58% |
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; | В - 0 С – 2 – 16% Н – 10 – 83% | В – 4 – 33% С – 5 - 42% Н – 3 – 25% | В – на 33% С – на 26% Н – на 58% |
6) Способность к обратимости, мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); | В - 0 С – 4 – 33% Н – 8 – 66% | В – 4 – 42% С - 5 - 42% Н – 3 – 25% | В – на 42% С – на 9% Н – на 41% |
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; | В - 0 С –4 – 33% Н – 8 – 66% | В – 4 – 33% С - 6 – 50% Н – 2 – 16% | В – на 33% С – на 17% Н – на 50% |
8) Математическая память, память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы; | В – 1 – 8% С – 5 – 42% Н – 6 – 50% | В – 4 – 33% С - 6 – 50% Н – 2 – 16% | В – на 25% С – на 8% Н – на 34% |
9) Способность к пространственным представлениям. | В - 0 С – 4 – 33% Н – 8 – 66% | В – 4 – 33% С – 7 – 58% Н – 1 – 8% | В – на 33% С – на 25% Н – на 58% |
В работе использовались игровые методики обследования, которые позволили максимально эффективно выявить уровень развития математических способностей каждого ребенка. Методики предъявлялись детям в первой половине, индивидуально, последовательно. Обработка результатов производилась путем оценки уровня развития способностей детей по 4-х бальной системе:
- 4 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание действий;
- 3 балла - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, педагог не задавал дополнительных вопросов, не полное объяснение своих действий;
- 2 балла - справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (педагогом предъявлялась вспомогательная картинка), непоследовательное объяснение своих действий;
- 1 балл - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (педагогом предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания действий, ответы на поставленные вопросы фрагментарны, затрудняется в объяснении своих действий;
- 0 баллов - справился с задачей после применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные ответы на наводящие вопросы, сделал более трех ошибок (педагогом предъявлялась вспомогательная картинка, и задавались наводящие вопросы). Нет связного описания действий, объяснение отсутствует.
Данная 4-х бальная система оценки позволила наиболее точно отнести развитие математических способностей ребенка к тому или иному уровню развития.
Из обработанных данных видна положительная динамика развития логического мышления у детей.
Уровни | Обследование на начальном этапе | Обследование на заключительном этапе | Примечание (положительность результата) |
25 | 25 | ||
Высокий | 0% | 42% | Увеличилось количество детей на 42% |
Средний | 33% | 42% | Увеличилось количество детей на 9% |
Низкий | 67% | 16% | Уменьшилось на 51% |
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: разработанная система занятий математического цикла с использование данных дидактических средств позволила добиться высоких результатов:
- дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. У них появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.
- с помощью логических игр дети овладели знанием о
цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.
Таким образом, предположение о том, что логическое мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:
- Создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием.
- Целенаправленное развитие математических способностей должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
- Совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие математических способностей.
- Игры, направленные на формирование математических способностей должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности. Необходимо продумать вариативность игр и заданий.
- Систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.
III. Практическая часть.
Организация учебно-воспитательного процесса
Как уже было сказано выше, на первое место по формированию логического мышления у детей, определилась с задачами использования логических игр на занятиях по математике и в кружке.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать представление о множестве (сравнение, разбиение, классификация)
3. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать объекты по их свойствам, объяснить сходства и различия объектов, обосновать свои рассуждения.
4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
5.Развивать пространственное представление.
6.Развивать знания, умения, навыки для самостоятельного решения учебных и практических задач.
7.Развивать мыслительные процессы, творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию.
Решение этих задач позволило детям успешно овладеть основами математики.
Вот основные формы организации, которые я использую в работе с логическими играми:
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры)
- Вне занятий. Работа в кружке «Геометрическая мозаика», где тоже использую логические игры. Начинаю с простейших игр, например: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик», «Пригласительный билет». А затем уже знакомлю с играми: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т.д.
- Чтобы детям было легче классифицировать фигуры, я изготовила карточки для настольно – печатных игр. Все эти игры можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания). Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям к обучению, использую разноцветные игровые задачи. В этом возрасте детей привлекают занятия, где есть сюжет, много интересных сказочных персонажей.
- Занятия, где я использую логические блоки, помогают при изучении нового материала, а также для его закрепления. При знакомстве с геометрическими фигурами предлагаю такие занятия: «Путешествие в город геометрических фигур», «Путешествие по стране «Смекалочка», «Увлекательное путешествие по сказке «Маша и Медведь» с использованием игровых упражнений с блоками Дьенеша», «Сказочное путешествие с Иваном-Царевичем за тридевять земель», «Страна Математика» и др.
- Все занятия по логическому мышлению я внесла в тематический план работы по математике на учебный год.
Для более успешного обучения математике, привлекаю родителей, используя разнообразные формы работы с ними:
- Консультация о подборе игр по формированию логического мышления;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
- Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
- Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня кружковая работа);
- Праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках, соревнованиях между командами родителей и детей;
- Совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
Результативность работы
Анализ работы показал, что родители стали понимать значение развития логического мышления у детей, его связь с развитием интеллектуальных способностей и речи. Уровень заинтересованности родителей в использовании игр на основе логических игр, несомненно, вырос. Так, в 2013г.- 18%;в 2014г.- 36%; в 2015г.- 67%.
IV. Заключение
Результаты опыта
Анализ работы с дошкольниками показал, что у детей сформированы такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Дети умеют не только думать, следить за координацией движений, но и использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений и сочетаний однородных предметов, строить высказывания с союзами «и», «или», понимать суть отрицания и частицы «не».
Мониторинг развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста группы «Леопольд» при формировании математических способностей.
Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы
в 2013г.- сформированность первичных понятий, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий, дети показали следующие результаты:
из 25 общего количества детей
высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 %
средний уровень развития показали 15 воспитанников, что составило 60 %
низкий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 24 %
в 2014г.- промежуточный, в начале использования логических игр, блоков Дьенеша и различных форм работы с ними воспитанники показали следующие результаты:
из 25 общего количества детей
высокий уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 28 %
средний уровень развития показали 14 воспитанников, что составило 56 %
низкий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 %
в 2015г.- в завершении работы, создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием воспитанники показали следующие результаты:
из 25 общего количества детей
высокий уровень развития показали 5 воспитанников, что составило 20 %
средний уровень развития показали 20 воспитанников, что составило 80 %
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:
- Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.
- Примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
- Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Работа по развитию мышления дошкольников при использовании логических игр принесла свои плоды.
- Дети с легкостью усвоили знания о геометрических фигурах, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
- Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
- Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
- Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.
- Дошкольники, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум, трем сходствам и различиям.
- Все это послужит успешной подготовке их к школе.
Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических игр способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления.
Адресная направленность опыта.
Опыт моей работы показал эффективность использования логических игр как
игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развития творческих способностей.
Логические игры - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
Рекомендую использовать опыт моей работы с логическими играми педагогам всех разновозрастных групп, а также, в группах кратковременного пребывания.
Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с логическими играми. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...
Конспект НОД с детьми 5-6 лет по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша
Конспект НОД с детьми 5-6 лет по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша...
Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.
Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений ч...
Проект на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством сказки"
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ори...
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»
Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...
НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе. «Поможем Доктору Айболиту».
Задачи:Образовательные:- закреплять знания о цифрах от 1 до 5, умение считать в пределах 5;- закреплять знания о геометрических фигурах;- продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;Разв...