Интернальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике
О вопросе проблемы образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internalnaya_integratsiya_detey_s.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернальная интеграция детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Одной из наиболее актуальных проблем коррекционно-развивающей работы на сегодняшний день является проблема образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольники со сложными структурными нарушениями очень часто оказываются маломобильными, они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, группы и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве. Они не удовлетворяют своей естественной потребности в эмоционально комфортном общении с другими детьми.
Если мы не научим детей общению с разновозрастным контингентом, то у них обнаруживаются такие негативные явления, как: повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими. Межвозрастное общение помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие, способность называть себя и других, создавать дополнительные сферы саморегуляции, примерять на себя многие социальные роли. В процессе взаимодействия детей друг с другом одни дети приобретают уверенность в себе, другие – чувства ответственности за себя и другого. Одни – расширяют информативность процесса жизнедеятельности в окружающем мире, другие – приобретают опыт взаимодействия с детьми – инвалидами.
Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.
«В России интеграция детей с ограниченными возможностями чаще связывается с интеграцией образовательной, в которой выделяются две модели: интернальная и экстернальная» [1; с.63]. Интернальная интеграция — это интеграция внутри системы специального обучения, а экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.
Интернальная интеграция занимается вопросами сотрудничества различных типов специальных учреждений и их слияния. Например, объединение под одной крышей образовательных учреждений для детей с трудностями в обучении и для детей с легкой степенью умственной отсталости.
Интеграция понимает под собой включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие постепенную интеграцию. Здесь и роль обучения, и роль воспитания, и организация их активного участия во всех областях жизнедеятельности. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть, как можно более приближена к условиям жизни всего общества, очень большую роль должно играть и отношение полноценных членов общества к людям с отклонениями. Если они не будут выделяться в отдельную группу, они перестанут быть изгоями в обществе.
Модельная схема интернального воспитания и образования предполагает частичную интеграцию и полную интеграцию. Частичная интеграция реализуется в процессе совместной образовательной деятельности педагога и детей; полная интеграция реализуется в режимных моментах, в игровой деятельности, на праздниках и досугах.
Целью интернальной интеграции является создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные возможности для социальной адаптации в обществе.
Интернальная интеграция позволяет решить ряд задач:
- включение воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;
- создание условий для интеллектуального, физического и психического развития детей с ОВЗ;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам с ОВЗ;
- первичную социализацию, которая «… охватывает дошкольный период жизни, когда ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает качества и опыт для жизни в обществе» [2, с.100]
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Интернальная интеграция предполагает разработку индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя:
- планирование совместной интегрированной деятельности;
- создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей с ЗПР и особый ребенок;
- социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве образовательного учреждения;
- сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
В практике применяются такие формы взаимодействия между детьми в процессе интернальной интеграции как: чтение, беседы, рисование, этюды, тренинги, упражнения, релаксация, игровая терапия, моделирование ситуаций.
Учитывая потребности и возможности детей с ОВЗ на базе проекта «особый ребенок» воспитателями и специалистами, работающими на группах, был разработан подпроект: «Межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции».
Основными видами деятельности в процессе проекта были: изобразительная деятельность, досуговая деятельность, сюжетно-ролевая игра и труд.
В нашем проекте большое внимание уделяется организации работы как между воспитателями двух групп, так и работе узких специалистов, занимающихся с этими детьми.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия всех участников педагогического процесса в коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетенции педагогов обучении родителей новым формам общения и поддержки своего ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогического сопровождения во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, лично-ориентированного подхода.
Все участники педагогического процесса работают в тесном контакте друг с другом, стремясь к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Что бы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов, разработана следующая система деятельности:
- Воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и педагог-психолог изучают детский контингент. Результаты обсуждаются и анализируются всеми педагогами, обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
- Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по взаимодействию детей двух групп.
- Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематически интегрированных занятий. Индивидуальное сопровождение каждого ребенка в рамках одного из видов совместной деятельности.
- Тесное взаимодействие с родителями, заинтересованность каждого родителя в жизни малыша. Разъяснение необходимости ежедневной работы со своим ребенком.
Принципы взаимодействия педагогов в комплексно-коррекционно-развивающей работе:
- Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности (в свободной деятельности детей).
- Развивающий характер работ и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
- Воспитание у детей интереса к познавательной активности и самостоятельности, с опорой на личный опыт каждого ребенка.
- Достижение успеха, как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Учет индивидуального темпа освоения детьми предложенного материала.
- Строгая последовательность в работе. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
- Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
- Применение принципа деятельного подхода, активное использование различных видов деятельности, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
- Используя различные виды деятельности, мы ненавязчиво, опосредованно осуществляем коррекционное воздействие на ребенка в интересной и увлекательной форме.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личной готовности к социальной адаптации, адаптации в обществе. Практика реализации межвозрастного взаимодействия детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями в рамках образовательной интернальной интеграции помогла нам создать психологически комфортную среду для детей, имеющих разные возможности социальной адаптации в обществе, а также способствовала оптимизации коррекционно-развивающей работы.
Литература:
1. Т.В. Егорова «Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие — Балашов: Издательство "Николаев", 2002 г.
2. М. В. Крулехт «Проблема социализации ребёнка в дошкольной педагогике», Тезисы докладов и сообщений 6 Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Открытое общество и детство», издательство СПбГТУ, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях....
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Интеграция детей с ограниченными возможностямиздоровья как нормализующий факторжизнедеятельности социума...
"Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"
Статья содержит материалы об организации условий в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация инклюзивного образования в ДОУ....
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья о роли информационных технологий в социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ"
Методические материалы по интеграции дошкольников с ОВЗ...
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ...
Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса
Интеграция в общество ребёнка с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможнос...