Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса
методическая разработка (подготовительная группа)
Интеграция в общество ребёнка с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_sotsialnoy_integratsii_detey_.docx | 11.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Зобенкова Елена Юрьевна
МБДОУ №16
город Кемерово
Процесс социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и современные педагогические пути решения вопроса
Сегодня широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами». Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности.
В системе образования интеграция означает минимизацию ограничивающей альтернативы для лиц с любыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должен быть, как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
активное участие в данном процессе самого ребенка;
совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
- программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;
- программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школы.
Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.
Специфика дошкольного детства, гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция - формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями — полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам.
Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования.
Имеется два подхода к интеграции таких детей в общество. Первый подход предполагает приспособление к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает одностороннее узостью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более, что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, особенный ребёнок в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом активным участником этого процесса.
Второй подход предполагает кроме подготовки ребёнка к вхождению в общество также и подготовку общества к принятию инвалида. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают.
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами). Стандарт, обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
Интеграция в общество особенных детей - это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с особенностями развития при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий в результате которого происходит включение детей во все социальные системы; структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая и к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья....
«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Консультация для педагогов....
Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...
Статья "Технология обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной системе."
В статье анализируются программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при осуществлении инклюзивного образования в дошкольных образ...