Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Плеханова Ольга Васильевна

 Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? 

Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась!

Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст сценария 25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительная игра – шахматы

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?

С таким вопросом однажды обратились к нам, педагогам, родители наших воспитанников. Ребятам на тот момент шёл 5-ый год. Не смотря на подтверждения многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим, что в шахматы можно начинать играть с 3-4 лет, мы всё же  решили начать с обучения детей игре в шашки. За год наши малыши настолько освоили шашки, что мы даже вышли на окружные соревнования по шашкам среди дошкольников. Предварительно, конечно, в детском саду часто устраивали шашечные турниры и тематические досуги, разнообразные сценарии которых существует в различных источниках, чего нельзя сказать о шахматной теме. Но давайте вернёмся к начальному вопросу.

Попробуйте проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р.Капабланка, А.Карпов, П.Керес, С.Ршевский, Г.Агзамов – в 4 года, Г.Каспаров, Б.Спасский, Р.Фишер, О.Рубцова – в 5 лет. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Г.Каспарову, Б.Спасскому и А.Карпову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.

Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

Образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление;

Воспитательная – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

Эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

И вот, когда мы коснулись шахматной темы, то испытали трудности – для дошкольников практически нет таких сценариев. Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась!

Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.

Знакомя с элементарными правилами игры, ребёнку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы –  дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

Шахматное Королевство

(для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи:  Популяризировать шахматы среди дошкольников; расширять кругозор; воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.

Предварительная работа

В группу ребятам приходит письмо:

«Ребята, помогите!

Шахматное Королевство восстановите!

В Королевстве плохие перемены –

Рухнули все наши стены.

Шахматные фигурки слёзы льют,

Вас, ребята, на помощь зовут.

Приходите, помогите,

Королевство обновите!

Шахматная Королева»

Под музыку дети заходят в музыкальный зал. В зале декорации Шахматного Королевства.

-Здравствуйте, ребята!

Я – хозяйка Шахматного Королевства.

И очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли на помощь.

Беда у нас случилась:

Королевство развалилось.

Потому случилось так –

Мальчик был один мастак

Всё ломать, крушить и рвать.

С другом в шашки он играл,

Вдруг на друга осерчал:

Все фигурки разбросал,

Поле шахматное сломал.

И теперь у нас беда.

Помощь ваша нам нужна!

Надо всё восстановить –

Королевство обновить.

Знаю,

В шашки любите играть,

Игру в порядке содержать.

Ломать и кидать фигурки не надо.

Порядок в Королевстве вам за это награда!

Коль Королевство мы новое с вами построим,

Порядок в Королевстве мы восстановим.

Сразу фигурки все счастливы станут,

«Спасибо огромное»  хором вам скажут.

А я научу вас новой игре

На этой волшебной в клетку доске!

«Шахматы» эта игра называется,

И вам она точно понравится!

А поможет вам построить Королевство вот этот чертёж,

Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож!

Ребята, что сидят напротив меня,

Я приглашаю вас сюда-

Берите чертёж, посмотрите внимательно

И приступайте к постройке старательно!

Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета.  (фото 1, 2)

Шахматная Королева:

- Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало! Вам нравится?

Вам, ребята, дам наказ:

Каждый день и каждый час,

Чтобы играм и игрушкам впредь больше не страдать,

Надо вам, ребята, их в порядке содержать!

- В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы знаете?

Дети называют.

- Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.

По полю маршируют Пешки – белая и чёрная (2 ребёнка):

1

Мы – опора

Королевского престола.

вместе

Тра-ля-ля; тра-ля-ля.

2

Шагаем лишь вперёд,

А не наоборот.

1

По чину нам положен

Один короткий шаг,

2

Зато назад не может

Нас передвинуть враг.

Шахматная Королева:

- Посмотрите, какие молодцы, а?! Умрут за Короля, но не отступят назад ни на шаг! Это отважные солдаты-пехотинцы Шахматного Королевства. И шагают они по военному уставу: «Только вперёд! Ни шагу назад!»

1

Мы – шахматные Пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперёд,

Назад не знаем ход.

2

За нами «офицеры»,

За нами «Короли»,

«Ладьи» и «Королевы»

И конные полки.

1

Наискосок: налево и направо

Мы «бить» имеем право.

А коль в конец доски дойдём,

Фигуру новую берём.

2

Пешку малою фигурой звать нельзя:

Она лишь в час своей кончины,

Когда удастся ей достичь вершины,

Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя.

Шахматная Королева:

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперёд.

На войну, не на парад

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратится там она

В генерала, не в бойца.

Вслед за Пешками маршируют две Ладьи - белая и чёрная:

1

Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

2

И горе тем, кто на пути моём

Пытается «вздремнуть».

Шахматная Королева:

Видимо Ладья упряма,

Если ходит только прямо.

Не петляет: прыг да скок,

Не шагает наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна!

Посмотрите, каковы

Сильные защитники мои!

После Ладьи на поле выходят Слоны - белый и чёрный:

1

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнётся бой,

У каждого путь – свой.

2

Я смел, силён, достаточно высок.

Предпочитаю ходить и «бить»

Всегда по-своему: наискосок!

Шахматная Королева:

Если Слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!),

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны

Цвету одному верны!

- А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!

На поле выходят Кони - белый и чёрный:

1

Прыгнет Конь – подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

2

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнёт из-за спины.

Шахматная Королева:

Посмотрите-ка, друзья:

В каждом углу стоит Ладья.

Рядом с Ладьями Кони видны,

Рядом с Конями встали Слоны.

А перед ними стали стеной

Пешки-малышки – одна за другой.

С целой армией такой

Можно отправляться в бой!

                                                                                                                         (фото 3)

- Ребята, вы хотели бы научиться сражаться в шахматы на шахматной доске? Я дарю вам в группу вот эту замечательную книгу «Малыши играют в шахматы» (В.Г.Гришин), в которой рассказываются удивительные путешествия ребят в Шахматном Королевстве. Эта книга познакомит вас с Ферзём и Королём, поможет вам научиться играть в такую увлекательную игру, как шахматы.

-А сейчас я прошу вас, милые фигуры, покинуть шахматное поле и присоединиться ко всем ребятам.

Уходят с шахматного поля в том же порядке, как выходили: Пешки, Ладьи, Слоны и Кони под маршевую музыку в соответствии с ходом шахматной фигуры.

Шахматная Королева:

- Ребята, теперь я предлагаю вам принять участие в «шахматных эстафетах».

Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные». В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур.

Шахматная Королева:

Белый отряд, чёрный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

Рядом все стали плотной стеной

Начинаем  мы эстафетный бой.

Эстафета «Собери свой портрет»: на магнитной доске требуется составить 2 Ладьи из разрезных картинок. Собирают части в одно целое по одному участнику команды («Ладья» белая и «Ладья» чёрная).

(фото 4, 5, 6)

Эстафета «Сделай ход конём»: перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня».

Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.

Эстафета «Кольцеброс»: 

Сделать бросок наискосок

На хобот Слона набросить кольцо. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.

(фото 7)

Эстафета «Пешки - крепкие орешки»:

- Каждая Пешка знает свою роль:

Если Пешки – крепкие орешки,

Непобедим наш шахматный Король!

Пешки той и другой команды по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного игрока и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая стойкая и быстрая команда.

Шахматная Королева:

- Ребята, молодцы!  В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители.

Мамы и папы, время не теряйте,

Нам теперь вы помогайте!

Время пришло представить вождей

В войске которых нету важней.

На поле выходят 2 мамы и 2 папы: 2 Ферзя и 2 Короля (чёрные и белые). Им выдаются отличительные знаки «шахматных фигур».

Ферзь с Королём –

Самые главные в войске своём.

Эстафета «Собери королевскую рать»: 

- Вся королевская рать

Короля должна оберегать.

Соберите команду свою:

Коня, Слона и Ладью,

Пешку не забудьте малую

И перенесите их на сторону другую.

Ферзь и Король сцепляют руки и переносят каждого участника команды (детей, выполняющих роли шахматных фигур) с одной стороны поля на другую.

Итоги «шахматных эстафет».

Всем детям раздаются воздушные шары чёрного и белого цвета.

Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).

(фото 8)

Перечень атрибутов и декораций:

Для оформления зала

Воздушные шары чёрного и белого цвета

На центральной стене вывеска «Шахматное Королевство», шахматные часы

У центральной стены напольные модули чёрного и белого цвета для конструирования

Чертёж – образец построения Шахматного Королевства

Импровизация  гостиной Королевы (стол сервированный приборами в шахматной тематике, трон)

Шахматное поле (3Х3 м)

Шахматные стенды

Флаги чёрного и белого шахматного войска

(фото 9-15)

Для эстафет

Магнитные мольберты

Обручи

Ориентиры

Костюмы

Накидки для детей с изображением шахматных фигур

Костюм Королевы

Белые и чёрные значки для детей, принимавших участие в эстафетах

Используемая литература: стихи, которые читают дети, выписаны из книги В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы»

слова Шахматной Королевы – авторские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Сценарий досуга по физкультуре с элементами математических познаний в подготовительной группе.

математический досуг на занятии по физкультуре позволяет в игровой напринужденной подвижной форме закрепить знания по математике....

сценарий досуга для средней группы с элементами фольклора

Досуг для средней группы «Веснянка» с элементами фольклора.Цель:Знакомить с фольклорными произведениями.Воспитывать уважение к старшему поколению.Создать у детей радостное на...

Сценарий досуга: "Путешествие на остров Здоровья в королевство Чистоты".

В материале собраны стихотворения К. Чуйковского "Мойдодыр", А Барто "Девочка чумазая", которые понятным языком для детей рассказывают о том, что надо соблюдать гигиену тела, чистить зубы, быть аккура...

Сценарий досуга с элементами здоровьесбережения "ПОДАРКИ ДЕДА МОРОЗА"

В оздоровительный досуг включены элементы здоровьесбережения:упражнения для профилактики плоскостопия; различные виды массажа, в том числе массаж биологически активных точек;дыхательные упражнени...