Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?
Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась!
Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст сценария | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительная игра – шахматы
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?
С таким вопросом однажды обратились к нам, педагогам, родители наших воспитанников. Ребятам на тот момент шёл 5-ый год. Не смотря на подтверждения многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим, что в шахматы можно начинать играть с 3-4 лет, мы всё же решили начать с обучения детей игре в шашки. За год наши малыши настолько освоили шашки, что мы даже вышли на окружные соревнования по шашкам среди дошкольников. Предварительно, конечно, в детском саду часто устраивали шашечные турниры и тематические досуги, разнообразные сценарии которых существует в различных источниках, чего нельзя сказать о шахматной теме. Но давайте вернёмся к начальному вопросу.
Попробуйте проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р.Капабланка, А.Карпов, П.Керес, С.Ршевский, Г.Агзамов – в 4 года, Г.Каспаров, Б.Спасский, Р.Фишер, О.Рубцова – в 5 лет. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Г.Каспарову, Б.Спасскому и А.Карпову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.
Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
Образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление;
Воспитательная – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
Эстетическая – играя, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
Физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
И вот, когда мы коснулись шахматной темы, то испытали трудности – для дошкольников практически нет таких сценариев. Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась!
Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.
Знакомя с элементарными правилами игры, ребёнку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
Шахматное Королевство
(для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи: Популяризировать шахматы среди дошкольников; расширять кругозор; воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.
Предварительная работа
В группу ребятам приходит письмо:
«Ребята, помогите!
Шахматное Королевство восстановите!
В Королевстве плохие перемены –
Рухнули все наши стены.
Шахматные фигурки слёзы льют,
Вас, ребята, на помощь зовут.
Приходите, помогите,
Королевство обновите!
Шахматная Королева»
Под музыку дети заходят в музыкальный зал. В зале декорации Шахматного Королевства.
-Здравствуйте, ребята!
Я – хозяйка Шахматного Королевства.
И очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли на помощь.
Беда у нас случилась:
Королевство развалилось.
Потому случилось так –
Мальчик был один мастак
Всё ломать, крушить и рвать.
С другом в шашки он играл,
Вдруг на друга осерчал:
Все фигурки разбросал,
Поле шахматное сломал.
И теперь у нас беда.
Помощь ваша нам нужна!
Надо всё восстановить –
Королевство обновить.
Знаю,
В шашки любите играть,
Игру в порядке содержать.
Ломать и кидать фигурки не надо.
Порядок в Королевстве вам за это награда!
Коль Королевство мы новое с вами построим,
Порядок в Королевстве мы восстановим.
Сразу фигурки все счастливы станут,
«Спасибо огромное» хором вам скажут.
А я научу вас новой игре
На этой волшебной в клетку доске!
«Шахматы» эта игра называется,
И вам она точно понравится!
А поможет вам построить Королевство вот этот чертёж,
Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож!
Ребята, что сидят напротив меня,
Я приглашаю вас сюда-
Берите чертёж, посмотрите внимательно
И приступайте к постройке старательно!
Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета. (фото 1, 2)
Шахматная Королева:
- Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало! Вам нравится?
Вам, ребята, дам наказ:
Каждый день и каждый час,
Чтобы играм и игрушкам впредь больше не страдать,
Надо вам, ребята, их в порядке содержать!
- В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы знаете?
Дети называют.
- Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.
По полю маршируют Пешки – белая и чёрная (2 ребёнка):
1 | Мы – опора Королевского престола. |
вместе | Тра-ля-ля; тра-ля-ля. |
2 | Шагаем лишь вперёд, А не наоборот. |
1 | По чину нам положен Один короткий шаг, |
2 | Зато назад не может Нас передвинуть враг. |
Шахматная Королева:
- Посмотрите, какие молодцы, а?! Умрут за Короля, но не отступят назад ни на шаг! Это отважные солдаты-пехотинцы Шахматного Королевства. И шагают они по военному уставу: «Только вперёд! Ни шагу назад!»
1 | Мы – шахматные Пешки, В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд, Назад не знаем ход. |
2 | За нами «офицеры», За нами «Короли», «Ладьи» и «Королевы» И конные полки. |
1 | Наискосок: налево и направо Мы «бить» имеем право. А коль в конец доски дойдём, Фигуру новую берём. |
2 | Пешку малою фигурой звать нельзя: Она лишь в час своей кончины, Когда удастся ей достичь вершины, Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя. |
Шахматная Королева:
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперёд.
На войну, не на парад
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратится там она
В генерала, не в бойца.
Вслед за Пешками маршируют две Ладьи - белая и чёрная:
1 | Я силой и мощью своей Лишь по прямым полям И линиям прокладываю путь. |
2 | И горе тем, кто на пути моём Пытается «вздремнуть». |
Шахматная Королева:
Видимо Ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет: прыг да скок,
Не шагает наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна!
Посмотрите, каковы
Сильные защитники мои!
После Ладьи на поле выходят Слоны - белый и чёрный:
1 | Когда мы встанем в строй, Нас спутает любой. Но лишь начнётся бой, У каждого путь – свой. |
2 | Я смел, силён, достаточно высок. Предпочитаю ходить и «бить» Всегда по-своему: наискосок! |
Шахматная Королева:
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны!
- А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!
На поле выходят Кони - белый и чёрный:
1 | Прыгнет Конь – подковы звяк! Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг! |
2 | И повадки у лошадки Необычны и смешны: Притаится, словно в прятки, И скакнёт из-за спины. |
Шахматная Королева:
Посмотрите-ка, друзья:
В каждом углу стоит Ладья.
Рядом с Ладьями Кони видны,
Рядом с Конями встали Слоны.
А перед ними стали стеной
Пешки-малышки – одна за другой.
С целой армией такой
Можно отправляться в бой!
(фото 3)
- Ребята, вы хотели бы научиться сражаться в шахматы на шахматной доске? Я дарю вам в группу вот эту замечательную книгу «Малыши играют в шахматы» (В.Г.Гришин), в которой рассказываются удивительные путешествия ребят в Шахматном Королевстве. Эта книга познакомит вас с Ферзём и Королём, поможет вам научиться играть в такую увлекательную игру, как шахматы.
-А сейчас я прошу вас, милые фигуры, покинуть шахматное поле и присоединиться ко всем ребятам.
Уходят с шахматного поля в том же порядке, как выходили: Пешки, Ладьи, Слоны и Кони под маршевую музыку в соответствии с ходом шахматной фигуры.
Шахматная Королева:
- Ребята, теперь я предлагаю вам принять участие в «шахматных эстафетах».
Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные». В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур.
Шахматная Королева:
Белый отряд, чёрный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
Рядом все стали плотной стеной
Начинаем мы эстафетный бой.
Эстафета «Собери свой портрет»: на магнитной доске требуется составить 2 Ладьи из разрезных картинок. Собирают части в одно целое по одному участнику команды («Ладья» белая и «Ладья» чёрная).
(фото 4, 5, 6)
Эстафета «Сделай ход конём»: перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня».
Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.
Эстафета «Кольцеброс»:
Сделать бросок наискосок
На хобот Слона набросить кольцо. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.
(фото 7)
Эстафета «Пешки - крепкие орешки»:
- Каждая Пешка знает свою роль:
Если Пешки – крепкие орешки,
Непобедим наш шахматный Король!
Пешки той и другой команды по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного игрока и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая стойкая и быстрая команда.
Шахматная Королева:
- Ребята, молодцы! В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители.
Мамы и папы, время не теряйте,
Нам теперь вы помогайте!
Время пришло представить вождей
В войске которых нету важней.
На поле выходят 2 мамы и 2 папы: 2 Ферзя и 2 Короля (чёрные и белые). Им выдаются отличительные знаки «шахматных фигур».
Ферзь с Королём –
Самые главные в войске своём.
Эстафета «Собери королевскую рать»:
- Вся королевская рать
Короля должна оберегать.
Соберите команду свою:
Коня, Слона и Ладью,
Пешку не забудьте малую
И перенесите их на сторону другую.
Ферзь и Король сцепляют руки и переносят каждого участника команды (детей, выполняющих роли шахматных фигур) с одной стороны поля на другую.
Итоги «шахматных эстафет».
Всем детям раздаются воздушные шары чёрного и белого цвета.
Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).
(фото 8)
Перечень атрибутов и декораций:
Для оформления зала
Воздушные шары чёрного и белого цвета
На центральной стене вывеска «Шахматное Королевство», шахматные часы
У центральной стены напольные модули чёрного и белого цвета для конструирования
Чертёж – образец построения Шахматного Королевства
Импровизация гостиной Королевы (стол сервированный приборами в шахматной тематике, трон)
Шахматное поле (3Х3 м)
Шахматные стенды
Флаги чёрного и белого шахматного войска
(фото 9-15)
Для эстафет
Магнитные мольберты
Обручи
Ориентиры
Костюмы
Накидки для детей с изображением шахматных фигур
Костюм Королевы
Белые и чёрные значки для детей, принимавших участие в эстафетах
Используемая литература: стихи, которые читают дети, выписаны из книги В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы»
слова Шахматной Королевы – авторские.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Сценарий досуга по физкультуре с элементами математических познаний в подготовительной группе.
математический досуг на занятии по физкультуре позволяет в игровой напринужденной подвижной форме закрепить знания по математике....
сценарий досуга для средней группы с элементами фольклора
Досуг для средней группы «Веснянка» с элементами фольклора.Цель:Знакомить с фольклорными произведениями.Воспитывать уважение к старшему поколению.Создать у детей радостное на...
Сценарий досуга: "Путешествие на остров Здоровья в королевство Чистоты".
В материале собраны стихотворения К. Чуйковского "Мойдодыр", А Барто "Девочка чумазая", которые понятным языком для детей рассказывают о том, что надо соблюдать гигиену тела, чистить зубы, быть аккура...
Сценарий досуга с элементами здоровьесбережения "ПОДАРКИ ДЕДА МОРОЗА"
В оздоровительный досуг включены элементы здоровьесбережения:упражнения для профилактики плоскостопия; различные виды массажа, в том числе массаж биологически активных точек;дыхательные упражнени...
Сценарий досуга "Шахматное королевство"
Досуг для дошкольников....